КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Стилистические особенности языка публицистики
К главным функциям СМИ принято относить информационную, комментарийно-оценочную, познавательно-просветительную, функцию воздействия, а также развлекательную. Несмотря на то, что существует деление средств массовой информации навизуальные (периодическая печать),аудиальные (радио),аудиовизуальные (телевидение, документальное кино), все разновидности СМИ входят в единую систему массовой коммуникации, так как имеют общие функции и особенности структуры коммуникативного процесса. Наиболее традиционной разновидностью СМИ является периодическая печать, которая по-прежнему остается важнейшим средством массовой информации, обладающим значительным потенциалом воздействия на читателя, а также на различные стороны общественной жизни. К главным особенностям публицистических текстов можно отнести выражение авторской позиции, оценочный характер изложения, использование языковых единиц различных стилей, чередование экспрессивных и стандартных языковых средств, употребление логических и образных элементов в повествовании, широкое введение слов и конструкций разговорной речи. Публицистичность — это качественная характеристика какого-либо явления. Оценка информации неотделима от самих фактов. Она передает позицию автора, отражает его систему ценностей. Существенным для публицистического стиля представляется употребление слов и выражений эмоционально-экспрессивного, оценочного характера, например: «Вкладчики мелких банков ринулись забирать деньги; на фоне этих событий залихорадило “Диалог-оптим” и “Русские финансовые традиции”». Заметную экспрессивную нагрузку несут вопросы, повторы, аппликации, структурно-графические выделения. К особенностям газетно-публицистического стиля можно отнести трансформацию нейтрального обозначения лица (например, существительных с суффиксами -тель, -щик) в эмоционально-экспрессивные характеристические имена. Это проявляется особенно ярко в тех случаях, когда подобные образования не воспроизводятся в готовом виде, а создаются в тексте (возитель, воспоминатель и др.). Активизируется процесс образования новых стилистически сниженных слов (облом, прикид, развлекуха), свидетельствующий о том, что «сниженный» язык утверждается в нашей жизни [62, с. 211—215]. Постоянное стремление к экспрессии приводит к таким словообразовательным моделям, которые, обладая иной стилевой природой, воспринимаются в сфере публицистического стиля новыми, экспрессивными. Но широкая распространенность закрепляет за такими средствами выраженную окраску публицистического стиля и превращает их в газетный штамп, лишая новизны и экспрессивности. Примером могут служить модели с просторечной окраской на -ому: по-будничному, по-деловому, по-душевному, по-серьезному, по-тихому. Основной особенностью рассматриваемого стиля, формирующей его языковую системную организацию, является сочетание экспрессивности и стандарта [49]. Подобный признак выступает результатом двойственности функции, выполняемой публицистикой: информационно-содержательная функция публицистических текстов сочетается с функцией убеждения, эмоционального воздействия. В публицистике на первый план выдвигается быстрота передачи информации, адресованной не узкому кругу специалистов, а широкой аудитории. Задача воздействия на массового читателя (или слушателя) формирует такую важную особенность публицистического стиля, как его эмоционально-экспрессивный характер, а необходимость быстрой передачи информации порождает определенный стандарт. К стереотипным можно отнести обороты в результате проделанной работы, сделать все зависящее, есть еще немало трудностей, использовать внутренние резервы, практика показывает, свести к минимуму, сыграть решающую роль, большое (особое) внимание уделяется и т.д. Стремление к экспрессии приводит подчас к противоположному результату: создается штамп. Штамп можно понимать как первоначально образное выражение, но из-за постоянного употребления утратившее свою выразительность (горячий отклик в сердцах, форпост будущего и др.). В публицистической речи экспрессивные средства используются в пределах схемы «стандарт — экспрессия — стандарт», а образы чаще всего создаются в небольших фрагментах текста. В публицистическом стиле роль экспрессивных средств могут выполнять различные фигуры речи и тропы: сравнение, метафора, синекдоха, гипербола, литота, парафраза. Тропы (например, метафора) не только украшают текст, но и помогают осмыслить действительность, структурируя ее и «смещая акценты». Одно из важнейших мест среди тропов занимает метафора, заключающаяся в переносе наименования с одной реалии на другую на основании замеченного между ними сходства. Кроме того, метафора служит одним из способов выражения оценки. В языке современных СМИ роль метафоры по-прежнему велика. Весьма активна, например, метафора «криминальная». Необходимо остановиться и на аллюзии, получившей широкое распространение в современных периодических изданиях. Аллюзия представляет собой прием текстообразования, заключающийся в соотнесении создаваемого текста с каким-либо известным литературным или историческим фактом. Высказывания, содержащие аллюзию, помимо буквального смысла имеют второй семантический план, отсылающий слушателя или читателя к определенным воспоминаниям или ассоциациям. В языке прессы распространены цитаты-реминисценции; измененные высказывания деятелей культуры, политиков; библеизмы; строки из популярных песен и кинофильмов; трансформированные крылатые выражения; названия картин, скульптур и других произведений искусства [52]. Например: С легким паром без иронии (о московских банях — А.К. ); Блеск и нищета олигархов и др.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 674; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |