Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стилистические особенности языка публицистики


К главным функциям СМИ принято относить информационную, коммента­рийно-оценочную, познавательно-просветительную, функцию воздействия, а также развлека­тельную.

Несмотря на то, что существует деление средств массовой информации нави­зуаль­ные (периодическая печать),аудиальные (радио),аудиовизуаль­ные (телевидение, доку­ментальное кино), все разновидности СМИ входят в единую систему массовой коммуни­кации, так как имеют общие функции и особенности структуры коммуника­тивного про­цесса.

Наиболее традиционной разновидностью СМИ является периодическая печать, которая по-прежнему остается важнейшим средством массовой информации, обладающим значительным потенциалом воздействия на читателя, а также на различные стороны общественной жизни.

К главным особенностям публицистичес­ких текстов можно отнести выражение авторской позиции, оценочный характер изложения, использование языковых единиц различных стилей, чередование экспрессивных и стандартных языковых средств, употребление логических и образ­ных элементов в повест­вовании, ши­рокое введение слов и конструкций разговорной речи.

Публицистичность — это качественная характеристика какого-либо явления. Оценка информации неотделима от самих фактов. Она передает позицию автора, отражает его систему ценностей.

Существенным для публицистического сти­ля представляется употребление слов и выражений эмо­ционально-экспрессивного, оценочного характера, например: «Вкладчики мелких банков ринулись забирать деньги; на фоне этих событий залихорадило “Диалог-оптим” и “Русские финансовые традиции”».

Заметную экспрессивную нагрузку несут вопросы, повторы, аппликации, структурно-графические выделения.

К особенностям газетно-публицистического стиля можно отнести трансформацию ней­трального обозначения лица (например, существительных с суффиксами -тель, -щик) в эмоцио­нально-экспрессивные характеристические имена. Это проявляется особенно ярко в тех случаях, когда подобные образования не воспроизводятся в готовом виде, а создаются в тексте (возитель, воспоминатель и др.).



Активизируется процесс образования новых стилистически сниженных слов (облом, прикид, развлекуха), свидетельствующий о том, что «сни­женный» язык утверждается в нашей жизни [62, с. 211—215].

Постоянное стремление к экспрессии приводит к таким словообразова­тельным моделям, которые, обладая иной стилевой природой, воспринимаются в сфере публицистического стиля новыми, экспрессивными.

Но широкая рас­пространенность закрепляет за такими средствами выраженную окраску публицистического стиля и превращает их в газетный штамп, лишая новизны и экспрессивности.

Примером могут служить модели с просторечной окраской на -ому: по-будничному, по-деловому, по-душевному, по-серьезному, по-тихому.

Основной особенностью рассматриваемого стиля, формирующей его языковую системную организацию, является сочетание экспрессивности и стандарта [49].

Подобный признак выступает результатом двойственности функции, выполняемой публицистикой: информа­ционно-содержательная функция публицистических текстов сочетается с функцией убеждения, эмоционального воздействия.

В публицистике на первый план выдвигается быстрота передачи информации, адресованной не узкому кругу специалистов, а широкой аудитории.

Задача воздействия на массово­го читателя (или слушателя) формирует такую важную особенность публицистического стиля, как его эмо­ционально-экспрессивный характер, а необходимость быстрой передачи информации порождает определенный стандарт.

К стереотипным можно отнести обороты в результате проделанной работы, сделать все зависящее, есть еще немало трудностей, использовать внутренние резервы, практика показывает, свести к минимуму, сыграть решающую роль, большое (особое) внимание уделяется и т.д.

Стремление к экспрессии приводит подчас к противоположно­му результату: создается штамп. Штамп можно понимать как первоначально образное выражение, но из-за постоянного употребления утратившее свою выразительность (горячий отклик в сердцах, форпост будущего и др.).

В публицистической речи экспрессивные средства используются в пределах схемы «стандарт — экспрессия — стандарт», а образы чаще всего создаются в небольших фрагментах текста.

В публицистическом стиле роль экспрессивных средств могут выполнять различные фигуры речи и тропы: сравнение, метафора, синекдоха, гипербола, литота, парафраза.

Тропы (например, метафора) не только украшают текст, но и помогают осмыслить действительность, структурируя ее и «смещая акценты».

Одно из важнейших мест среди тропов занимает метафора, заключающаяся в пере­носе наименования с одной реалии на другую на основании замеченного между ними сходства. Кроме того, метафора служит одним из способов выражения оценки. В языке современных СМИ роль метафоры по-прежнему велика. Весьма активна, например, метафора «криминальная».

Необходимо остановиться и на аллюзии, получившей широкое распространение в современных периодических изданиях.

Аллюзия представляет собой прием текстообразования, заключающий­ся в соотнесении создаваемого текста с каким-либо известным литературным или историческим фактом. Высказывания, содержащие ал­люзию, помимо буквального смысла имеют второй семантический план, отсылающий слушателя или читателя к определенным воспо­минаниям или ассоциациям.

В языке прессы распространены цитаты-реминисценции; измененные высказывания деяте­лей культуры, политиков; библеизмы; строки из популярных песен и кинофильмов; трансформированные крылатые выражения; названия картин, скульптур и других произ­ведений искусства [52].

Например: С легким паром без иронии (о московских банях — А.К.); Блеск и нищета олигархов и др.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Формирование и развитие публицистического стиля | Модель 1. Монополия на всех уровнях

Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 511; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.004 сек.