КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Л. Фейербах
Людвиг Андреас Фейербах (1804-1872) родился в семье выдающегося криминалиста Ансельма Фейербаха. Закончил Берлинский университет. Основные работы: «Сущность христианства», «Основы философии будущего». После защиты докторской диссертации работал в Эрлангенском университете. В 1830 г. анонимно вышла книга «Мысли о смерти и бессмертии» с откровенно антирелигиозным содержанием. Авторство Фейербаха было установлено и в 1832 г. его увольняют из университета. К преподавательской деятельности он больше не возвращался. В1837 г. Фейербах женился и поселился в имении жены в Брукберге, где прожил почти безвыездно до самой своей смерти. Критика религии. Непримиримая борьба против религии была главным делом всей жизни Фейербаха. Он не ограничивался критикой библейских преданий, а стремился добраться до корней христианской религии и более того – до сущности всякой религии. Религия, по Фейербаху, должна стать предметом объективного научного познания и миф о том, как бог создал человека, должен быть заменен достоверным знанием того, как человек создал бога. Разгадку веры следует искать в глубинах человеческой психики, а это требует познания природы человека в целом. Психология религии перерастает у Фейербаха в антропологию. «Только антропология является ключом к скрытым тайнам религии», - пишет Фейербах. Основу всякой религии, по Фейербаху, составляет чувство зависимости. Предмет, явившийся источником зависимости, становится объектом религиозного почитания. Само чувство зависимости предполагает наличие у человека потребностей. Все многообразие человеческих потребностей может быть сведено к одному знаменателю – к желанию счастья. Чувство зависимости связано с тем, что может дать или отнять счастье. Из стремления к недостижимой цели возникает чувство зависимости, воплощаемой в религиозной вере. «Человек верит в богов не только потому, что у него есть фантазия и чувство, но также и потому, что у него есть стремление быть счастливым. Он верит в блаженное существо не только потому, что имеет представление о блаженстве, но и потому, что он сам хочет быть блаженным; он верит в совершенное существо потому, что сам хочет быть совершенным; он верит в бессмертное существо потому, что сам не желает умирать», - утверждает Фейербах. Вера в бога, по Фейербаху, вытесняет мысль о средствах устранения существующего зла, потому что человек под влиянием религии жертвует осуществимыми желаниями во имя неосуществимых. Вера закрепляет чувство зависимости, поэтому для избавления от религии необходимо приобрести чувство независимости, осознать, что «судьба человечества зависит не от существа вне его или над ним стоящего, а от него самого», что судьба человечества не в божьей воле, а в руках людей. Он доказывает, что созидательная деятельность людей стимулировалась не верой в бога, а необходимостью удовлетворять свои потребности, что «христианская религия, по существу, не заключает в себе принципа культуры, образования, т. к. она преодолевает границы и трудности земной жизни только фантазией, богом и на небесах» и тот, кто «уже наслаждается небесным блаженством в своем воображении, тот не чувствует нищеты и бедности, которые вызывают стремление к культуре». Антропологический материализм. Фейербах доказывает, что природа есть единственная реальность, а человек – ее высший продукт. Он определяет материю как бытие вне мышления, вне сознания, т. е. не только как предмет чувств, но и как предмет разума. Если бы не было материи, разум не имел бы ни побуждения, ни материала для мышления, не имел бы содержания. Материю нельзя отрицать, не отрицая разума, утверждает Фейербах. Таким образом, противопоставляя материю и сознание, он пытается раскрыть содержание понятия материи как объективной реальности, существующей вне сознания. Фейербах опровергает кантовское определение пространства и времени как априорных форм чувственности и делает упор на обосновании их объективности. Пространство и время оказываются не простыми формами явлений, а составляют основные условия и законы бытия и мышления. Существование мышления вне времени и пространства, по Фейербаху, есть такая же бессмыслица, как и существование бытия вне времени и пространства. Однако отсюда вовсе не следует, что содержание мышления имеет пространственные характеристики, т. е. понятия можно было бы измерить, взвесить и т. п. Фейербах считает, что изменение природы происходит при сохранении ее основных элементов и вечности материи. На Земле при определенных условиях возникли простейшие организмы, а затем более сложные и с течением времени природа дошла до такой степени развития, что «оказалась в состоянии собственными силами вызвать появление человека». Фейербах негативно оценивает вульгарный материализм, который вместо того, чтобы отрицать первичность сознания, отрицает ее действительность. Он отстаивает философский материализм и доказывает, что материализм не «уродливое порождение нового времени», как думают некоторые, он существовал всегда, с тех пор как существуют люди, и будет существовать до тех пор, пока будут люди. «Материализм так же стар и так же широко распространен, как и человечество; он так же ясен, как свет, так же необходим, как хлеб и вода, так же неизбежен, непреложен, неминуем, как воздух…». Фейербах не признает понимание французским материализмом мира как механического агрегата и рассматривает мир как органическое целое, в центре которого стоит человек. Человек для него не только основной предмет и конечная цель философии, но и мерило всего сущего. Он как бы моделирует бытие по образу и подобию человека. Но в материализме Фейербаха, прежде всего, отсутствует диалектический переход от явлений природы к социальным явлениям и вместе с тем пропадает качественная граница между законами общества и природы. Суть антропологического принципа состоит в сведении всех общественных явлений к абстрактной природе человека. Основанием антропологизма является не общество и не отдельный индивид, а совокупная связь Я и Ты. Совокупность отношений между отдельными индивидами образует у Фейербаха общество, которое оказывается уже вторичным, производным от этих отношений. Антропология не в состоянии перешагнуть порог научного познания до тех пор, пока не перерастет в социологию, которая раскрывает законы социального бытия как особой формы движения материи. Теория познания. Единственным источником познания, по Фейербаху, являются ощущения, на базе которых у человека формируется мышление. По содержанию мышление не дает людям ничего нового, по сравнению с тем, что дано в чувствах. Но вместе с тем, мышление следует отличать от чувственных данных: мыслить – значит уметь читать показания чувств. Он подчеркивает единство чувственного и рационального в познании: как чувства без мышления не представляют собой чего-либо, так и мышление не представляет чего-либо без чувств. Органом мышления, по Фейербаху, является мозг, но органом мысли мозг становится только в связи с головой и телом человека, т. е. мыслит не мозг сам по себе, а человек при помощи мозга. Критерием истины у него оказывается чувственное знание, а не практика. Если все люди воспринимают предмет одинаково, то, следовательно, наше знание истинно. Фейербах резко выступает против агностицизма Канта и разделения познаваемой действительности на «мир явлений» и «мир вещей в себе». Предела в познании человеком материального мира не существует и вся история науки подтверждает, что граница познания постоянно расширяется, что человеческий разум способен открывать глубочайшие тайны природы. Социально-политические взгляды. Фейербах не смог распространить свой материализм на общественные отношения, хотя у него есть совершенно материалистические высказывания. «Во дворцах мыслят иначе, чем в хижинах». «Если у тебя от голода и по бедности нет питательных веществ в теле, то и в голове твоей, в твоих чувствах и в твоем сердце нет пищи для морали». «Когда человек только что вышел из лона природы, он тоже был лишь чисто природным существом, а не человеком. Человек – это продукт человека, культуры, истории». Он пытается построить свои социологические взгляды на чисто этической основе. Он считал, что историю определяет разумный эгоизм, т. е. правильно понимаемый интерес каждого отдельного человека. Эгоизм, в конечном счете, совпадает с общественным интересом и потому между ними не может быть конфликта. «Без эгоизма у тебя нет головы, а без альтруизма у тебя нет сердца», - утверждает Фейербах. Эгоизм он считал непременным условием морали: чем равнодушнее человек к своим страданиям, тем безразличнее он к страданиям других. В основе поведения человека лежат акты воли, которую Фейербах понимает не как духовное начало, а как функцию телесного организма. Нет воли вне человека, существующего в пространстве и времени. «Моя сущность не есть следствие моей воли, а, наоборот, моя воля есть следствие моей сущности, ибо я прежде существую, чем хочу, бытие может существовать без воли, но нет воли без бытия». Воля не в силах ничего сделать без наличия материальных средств. Если бы все зависело от воли, а не от организма человека, то одного желания было бы достаточно для того, чтобы летать. Моральные принципы нуждаются в материальной основе, так же как все нравственные качества человека от материальных условий его жизни. Но Фейербах полагал, что не новые материальные условия создают новую мораль, а, наоборот, новая мораль способствует социальным преобразованиям. Эта новая мораль должна быть выведена из сущности человека, которую он видел в стремлении к счастью. Счастье он определял как «такое стремление, при котором существо может беспрепятственно удовлетворять и действительно удовлетворяет свои индивидуальные потребности и стремления, относящиеся к его сущности и к его жизни». Человек не может быть счастлив в одиночку. Мораль, по Фейербаху, не знает никакого собственного счастья без счастья чужого, «она знает только товарищеское, общее счастье». Счастье отдельного человека есть основание и предпосылка всеобщего счастья. Для достижения счастья необходимо соблюдение принципа – «не делай ничего злого». Человеку вообще свойственно стремление к добру и избегание зла. Внутренний голос ощущения дает человеку возможность отличать добро от зла. «Добро то, что соответствует человеческому стремлению к счастью; зло – то, что ему заведомо противоречит». По фейербаховской теории морали выходит, что спекуляция на бирже – образец нравственности. Если мое стремление к счастью приводит меня на биржу и я выигрываю, поскольку правильно рассчитал свои действия, то поступаю морально. Если же я проигрываю, то этим доказывается безнравственность моего поведения, так как в этом случае я плохо рассчитал свои действия. В целом взгляды Фейербаха на развитие общества оказываются идеалистическими, так как он связывает прогресс общества исключительно с явлениями духовной жизни.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1735; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |