Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 8. Налог на доходы физических лиц





 

(1)

Общие положения

Налог на доходов физических лиц (глава 23 НК РФ) – один из важнейших федеральных налогов. Он занимает третье место после налогов на добавленную стоимость и на прибыль предприятий и организаций в консолидированном бюджете (>13% налоговых поступлений).

В большинстве развитых стран, таких, как США, Великобритания, Германия, Италия, Австрия, Испания, Швеция, Дания, Нидерланды, подоходный налог с физических лиц занимает первое место среди доходных статей бюджета. Во Франции — второе место после НДС. Растет его роль и у нас в России по мере стабилизации экономики и повышения жизненного уровня населения.

Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:

1) от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;

2) от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Налоговым периодом признается календарный год.

 

(2)

Налоговая база и ставка налога

При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах. Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов.



Дата фактического получения дохода определяется как день:

1) выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц - при получении доходов в денежной форме;

2) передачи доходов в натуральной форме - при получении доходов в натуральной форме;

3) уплаты налогоплательщиком процентов по полученным заемным (кредитным) средствам, приобретения товаров (работ, услуг), приобретения ценных бумаг - при получении доходов в виде материальной выгоды.

При получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).

Налоговая ставка

1. Налоговая ставка устанавливается в размере 35 процентов в отношении следующих доходов:

стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров 2000руб.;

процентных доходов по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, по рублевым вкладам и 9 процентов годовых по вкладам в иностранной валюте;

2. Налоговая ставка устанавливается в размере 30 процентов в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации.

3. Налоговая ставка устанавливается в размере 9 процентов в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов.

4. Налоговая ставка устанавливается в размере 9 процентов в отношении доходов в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года

5. Во всех прочих случаях ставка устанавливается в размере 13 процентов.

 

(3

Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)

Не подлежат налогообложению следующие виды доходов физических лиц:

1) государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством (пособия по безработице, беременности и родам);

2) пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии;

3) все виды компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, топлива или соответствующего денежного возмещения, оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия и т.д.

5) алименты, получаемые налогоплательщиками;

6) суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов, премий, в области науки и образования, культуры и искусства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;

8) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщикам;

9) суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения;

10) стипендии учащихся, студентов, аспирантов и т.д.;

11) суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, получаемые налогоплательщиками от финансируемых из федерального бюджета государственных учреждений или организаций, направивших их на работу за границу, - в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством об оплате труда работников;

11) доходы налогоплательщиков, получаемые от продажи произведенных в личных подсобных хозяйствах продукции животноводства, растениеводства, цветоводства и пчеловодства как в натуральном, так и в переработанном виде (на основании документа, выданного соответствующим органом местного самоуправления, подтверждающего, что продаваемая продукция произведена налогоплательщиком на принадлежащем ему или членам его семьи земельном участке, используемом для ведения личного подсобного хозяйства);



12) доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации, - в течение пяти лет, считая с года регистрации указанного хозяйства. Настоящая норма применяется к доходам тех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, в отношении которых такая норма ранее не применялась;

21) вознаграждения, выплачиваемые за передачу в государственную собственность кладов (50% от его стоимости);

22) доходы, получаемые индивидуальными предпринимателями при применении специальных режимов налогообложения;

25) доходы в виде процентов, получаемые налогоплательщиками по вкладам в банках, находящихся на территории Российской Федерации, в пределах сумм, рассчитанных исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, в течение периода, за который начислены указанные проценты; по вкладам в иностранной валюте - если установленная ставка не превышает 9 процентов годовых;

26) доходы, не превышающие 2 000 рублей, полученные по каждому из следующих оснований за налоговый период: стоимость подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей, суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию и т.д.

(всего 32 пункта)

 

(4)

Налоговые вычеты (ДАТЬ ЗАДАНИЕ - Подготовить сообщения по отдельным налоговым вычетам!)

Статьями 218 – 221 НК РФ установлены налоговые вычеты. Различают стандартные, имущественные, социальные, профессиональные налоговые вычеты, причем по месту работы предоставляются стандартные и профессиональные вычеты, а прочие – на основании декларации, поданной налогоплательщиком в налоговый орган

Стандартные налоговые вычеты представляют собой вычеты в форме необлагаемого минимума, который предусмотрен в зависимости от категории налогоплательщиков за каждый месяц в следующих размерах:

3000 руб. — для лиц, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, непосредственно участвовавших в подземных испытаниях ядерного оружия, ликвидации радиационных аварий, происшедших на военных объектах и зарегистрированных Минобороны в установленном порядке, инвалидов Великой Отечественной войны;

500 руб. — для инвалидов, с детства, инвалидов I и II групп Героев Советского Союза, Героев России, лиц, награжденных орденом Славы трех степеней, граждан, уволенных с военной службы или призывавшихся на военные сборы, выполнявших интернациональный долг в Республике Афганистан и других странах, в которых велись боевые действия;

400 руб. — для всех остальных граждан при получении ими дохода в налоговом периоде до 20 000 руб.

Если гражданин имеет право на более чем один из указанных вычетов, то предоставляется максимальный.

Помимо налогооблагаемого дохода имеются вычеты на детей за каждый месяц в сумме 300 руб. на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а на учащихся, студентов, курсантов, аспирантов, ординаторов дневной формы обучения — в возрасте до 24 лет. С месяца, в котором доход с начала года превысил 20 000 руб., налоговый вычет не предоставляется.

Социальные налоговые вычеты позволяют уменьшить налогооблагаемый доход на суммы, направленные налогоплательщиком из личных средств на:

обучение в размере фактических расходов, но не более 25 000 руб., а также на обучение своих детей в сумме фактических расходов, но не более 25 000 руб. на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей;

лечение супруга(и), своих родителей и (или) своих детей в возрасте до 18 лет, а также приобретение лекарственных средств, назначенных лечащим врачом, в сумме фактических расходов, но не более 25 000 руб. По дорогостоящим видам лечения, перечень которых утвержден постановлением Правительства РФ, налоговый вычет предоставляется без ограничений в сумме фактических затрат. С 2004 г. социальная льгота увеличивается. Она будет составлять 38 тыс. руб.

Имущественные налоговые льготы — это вычеты при продаже имущества, принадлежащего налогоплательщику на правах собственности, и по расходам при строительстве или покупке жилья.

Суммы, полученные налогоплательщиками от продажи жилых домов, квартир, дач, садовых домиков и земельных участков, не являются объектов налогообложения, если указанные объекты проданы по истечении 5 и более лет нахождения их в собственности, а при продаже иного имущества — при нахождении в собственности — трех и более лет. При продаже недвижимости до истечения 5 лет, а по иному имуществу — до 3 лет не возникает объект налогообложения, если полученная сумма не превышает соответственно 1 000 000 руб. и 125 000 руб. Если налогоплательщик документально может подтвердить расходы по приобретению имущества, то принимаются документально подтвержденные расходы.

Льгота предоставляется при покупке на территории России жилого дома или квартиры в размере фактически произведенных расходов, но не более 1 000 000 руб. плюс сумма процентов по ипотечному кредиту. Срок пользования данным вычетом неограничен; повторное пользование льготой не допускается.

Профессиональные налоговые вычеты предоставляются в случае документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с получением дохода от осуществления предпринимательской деятельности.

 


(5)

Порядок уплаты налога

Самостоятельно исчисляют и уплачивают налог следующие категории налогоплательщиков:

1) физические лица - исходя из сумм вознаграждений, полученных от физических лиц, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества;

2) физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности;

3) физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации, получающие доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, - исходя из сумм таких доходов;

4) физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, - исходя из сумм таких доходов;

5) физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов), - исходя из сумм таких выигрышей.

Данные налогоплательщики обязаны предоставить в налоговый орган налоговую декларацию не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Общая сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики, получившие доходы, при выплате которых налоговыми агентами не была удержана сумма налога, уплачивают налог равными долями в два платежа: первый - не позднее 30 дней с даты вручения налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, второй - не позднее 30 дней после первого срока уплаты.

 


Тема 9. Акцизы (1 час лекц.+2 часа практ.)

(1)

Акцизы – общая характеристика, плательщики

АКЦИЗЫ– это разновидность косвенных налогов; налог на товары и услуги, взимаемый путем установления надбавки к цене или тариф.

Акцизы – одна из самых древних форм налогообложения, не считая пошлин.

В настоящее время акцизы применяются во всех странах рыночной экономики. Они установлены на ограниченный перечень товаров и играют двоякую роль:

ü во-первых, это один из важных источников дохода бюджета;

ü во-вторых, это средство ограничения потребления подакцизных товаров (в основном социально вредных товаров) и регулирования спроса и предложения товаров.

Около 80% всех ныне действующих акцизов приходится на винно-водочные изделия и около 20% на табачные.

Различают индивидуальные (или выборочные) и универсальные акцизы.

Индивидуальные акцизы распространяются на ограниченный круг товаров и услуг, как правило, массового потребления и высокой доходности. В различных странах количество подакцизных товаров и услуг, а также их конкретные виды неодинаковы (соль, сахар, спички, табак, алкогольные напитки, бензин, автомобили и др.) Как правило, индивидуальные акцизы взимаются по твердым налоговым ставкам с единицы товара (например, с одного литра водки, блока сигарет и т.п.).

Универсальные акцизы распространяются на все или на большинство видов товаров и услуг (НДС).

Понятие индивидуальных акцизов в современном понятии в налоговой системе России появилось с 1 января 1992 г. - с даты вступления в силу Закона РСФСР от 6.12.91 г. N 1993-1 (в ред. от 2.01.2000 г.) "Об акцизах". Регулируется Гл. 22 НК РФ.

Плательщиками акциза являются:

ü организации;

ü индивидуальные предприниматели;

ü лица, признаваемые плательщиками акцизов в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

 

(2)

Подакцизные товары и объекты налогообложения.

Особенностью акциза является то, что им облагаются только отдельные категории товаров (ст. 181 НК РФ).

К таким товарам, относятся:

- спирт этиловый из всех видов сырья (кроме спирта коньячного);

- спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии и др. виды продукции с объемной долей этилового спирта более 9 % - кроме: лекарственных, ветеренарных, парфюмерии и косметики, бытовая химия);

- алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 процента, за исключением виноматериалов);

- пиво;

- табачная продукция;

- автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);

- автомобильный бензин;

- дизельное топливо;

- моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

- прямогонный бензин.

Объектами налогообложения являются следующие операции, совершаемые по этим подакцизным товарам:

1) операции по реализации на территории России произведенных подакцизных товаров;

2) операции по реализации организациями с акцизных складов алкогольной продукции, приобретенной от производителей этой продукции либо с акцизных складов других организаций;

3) передача на территории России лицами производимых ими подакцизных товаров для собственных нужд;

4) передача организациями производимых ими подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал других организаций;

5) ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию России.

Датой совершения операции является дата подписания акта приема-передачи нефтепродуктов.

При ведении отдельного учета по производству и реализации подакцизных товаров не подлежат (освобождаются) от налогообложения следующие операции:

1) передача подакцизных товаров одним структурным подразделением организации другому структурному подразделению этой же организации;

2) реализация организациями денатурированного этилового спирта из всех видов сырья;

3)реализация организациями спиртосодержащей денатурированной продукции

4) реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории России с учетом потерь в пределах норм естественной убыли;

5) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность.

 

(3)

Ставки акцизов и НБ.

На акцизы предусмотрены следующие ставки:

- адвалорные (устанавливаемые в процентах к налоговой базе);

- специфические (устанавливаемые в рублях и копейках за единицу измерения подакцизного товара или его технической характеристики (для легкового автомобиля,мотоцикла);

- комбинированные, то есть учитывающие и объем, и стоимость товара.

По каждому виду подакцизных товаров НБ определяется отдельно в зависимости от применяемых в отношении этих товаров ставок. Сумма акцизов по подакцизным товарам определяется как произведение налоговой базы на установленную ставку.

Если для подакцизной продукции устанавливаются твердые ставки, то налоговой базой является объем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении.

Если установлены процентные ставки, то налоговой базой является стоимость реализованных подакцизных товаров, исчисленная исходя из цен без акцизов, без НДС.

Если подакцизные товары реализуются на безвозмездной основе или на основе договора мены, то по подакцизным товарам, для которых установлены процентные ставки, налоговой базой является стоимость подакцизных товаров, исчисленная исходя из средних цен реализации, действующих в предыдущем налоговом периоде. Этот порядок определения налоговой базы применяется и в случае натуральной оплаты труда.

По полученным (оприходованным) и переданным нефтепродуктам налоговая база определяется как объем этих нефтепродуктов в натуральном выражении.

При определении налоговой базы выручка налогоплательщика, полученная в иностранной валюте, пересчитывается в валюту Российской Федерации по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату реализации подакцизных товаров.

В налоговую базу не включаются полученные налогоплательщиком средства, не связанные с реализацией подакцизных товаров.

=== Пример ===

Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 25 процентов (за исключением вин) и спиртосодержащая продукция – 159 руб. 00 коп. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах

Сигареты с фильтром 78 руб. 00 коп. за 1 000 штук + 8 процентов, но не менее 20 процентов от отпускной цены (= таможенная стоимость+таможенная пошлина)

=== Пример ===

 

(4)

Налоговые вычеты.

Сумма акциза, подлежащая уплате налогоплательщиком, определяется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на налоговые вычеты, предусмотренные статьей 200 НК РФ.

НК РФ предусматривает уменьшение суммы налога на сумму акциза, уплаченную по подакцизным товарам, используемых в качестве материалов при производстве других подакцизных товаров (вычет не может быть произведен, если акцизы не оплачены, не оприходованы, отсутствует счет-фактура с отдельно выделенной суммы акциза, подакцизные материалы списаны на производство не подакцизной продукции).

Вычетам подлежат суммы авансового платежа, уплаченные при приобретении подакцизных марок либо при приобретении специальных региональных марок по подакцизным товарам, которые подлежат обязательной маркировке.

Налогоплательщикам, производящим подакцизные товары, дано право на налоговый вычет всей суммы акциза, уплаченной при приобретении подакцизных товаров, использованных в качестве сырья независимо от того, по какой ставке (в размере 50 % или 100 %) определяется сумма акциза на реализованные подакцизные товары. Налоговые вычеты при определении суммы акциза на алкогольную продукцию, реализуемую предприятиями оптовой торговли в розничную сеть, не производятся.

Все фирмы и предприниматели при реализации нефтепродуктов в расчетных документах и счетах-фактурах суммы акцизов не выделяют. При этом не важно, имеют они свидетельства или нет. Исключение составляет только передача нефтепродуктов собственнику давальческого сырья, не имеющего свидетельства.

Начисленные по нефтепродуктам акцизы надо включать либо в стоимость нефтепродуктов, либо относить на расходы, которые уменьшают облагаемую прибыль.

Согласно пункту 9 статьи 200 НК РФ можно уменьшить сумму начисленных акцизов по нефтепродуктам, если они в дальнейшем будут использованы для производства других подакцизных товаров.

Плательщики, имеющие свидетельства, могут предъявить к вычету акцизы, уплаченные при ввозе нефтепродуктов из-за рубежа.

 

(5)

Сроки и порядок уплаты акциза.

Налоговый период – календарный месяц.

В отношении нефтепродуктов:

- уплата акциза производится не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики, имеющие только свидетельство на оптовую реализацию:

- уплачивают акциз не позднее 25-го числа второго месяца, следующего за истекшим налоговым периодом;

Налогоплательщики, имеющие только свидетельство на розничную реализацию:

- уплачивают акциз не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

В отношении других товаров:

- уплата акциза производится исходя из фактической реализации (передачи) указанных товаров за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, и не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным месяцем.

В срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, плательщики обязаны представить в налоговые органы налоговую декларацию за налоговый период в части осуществляемых ими операций, признаваемых объектом налогообложения.

 


Тема 10. Таможенные пошлины (1 час лекц.+2 часа практ.)

(1)

Таможенные пошлины - общие положения

Таможенные пошлины по своей сути являются налогами, взимаемыми при пересечении товарами таможенной границы страны в ту или другую сторону. Именно с их помощью можно осуществлять протекционистскую политику, направленную на защиту интересов национальных товаропроизводителей, повышение их конкурентоспособности на внутреннем рынке.

Основные цели таможенных пошлин можно сформулировать следующим образом:

ü рационализация товарной структуры ввоза товаров,

ü поддержание соответствующего соотношения ввоза и вывоза товаров,

ü пропорций валютных доходов и расходов,

ü создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров,

ü защита национальной экономики от неблагоприятных воздействий внешнего рынка.

Ставки ввозных и вывозных таможенных пошлин (тарифов) устанавливаются Правительством РФ, являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через границу. Они служат инструментом оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности.

 

(2)

Виды ставок таможенных пошлин

В РФ применяются следующие виды ставок таможенных пошлин:

ü адвалорные, т. е. начисленные в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;

ü специфические, начисляемые в определенном размере за единицу облагаемых товаров;

ü комбинированные, в которых сочетаются первые два вида таможенного обложения.

Для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров могут применяться по решению Правительства сезонные пошлины. По сроку действия они не должны превышать шести месяцев в течение календарного года.

Для защиты экономических интересов страны по отношению к ввозимым товарам могут временно применяться особые виды пошлин: специальные, антидемпинговые и компенсационные.

Специальные пошлины служат защитными средствами, если товары ввозятся в страну в количествах и на условиях, угрожающих нанести ущерб отечественным производителям аналогичных товаров.

Антидемпинговые пошлины вводятся в случае ввоза товаров по цене ниже, чем их обычная стоимость в стране вывоза, в случае, если это угрожает материальным ущербом отечественным производителям или может приостановить расширение производства подобных отечественных товаров.

Компенсационные пошлины применяются при ввозе товаров, для производства которых прямо или косвенно использовались субсидии.


(3)

Методы определения таможенной стоимости ввозимых товаров:

 

Обычно используются следующие методы при определении таможенной стоимости ввозимых товаров:

ü метод по цене сделки (основной).

ü методы определения стоимости по цене сделки с идентичными товарами,

ü методы определения стоимости по цене сделки с однородными товарами,

ü методы вычитания стоимости,

ü сложения стоимости,

ü резервный метод.

При методе по цене сделки с ввозимыми товарами таможенной стоимостью является цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товар на момент пересечения им таможенной границы. В цену сделки включаются следующие компоненты:

а) расходы по доставке товара до авиапорта, порта, станции или иного места ввоза на территорию Российской Федерации;

б) расходы, понесенные покупателем, такие, как комиссионные и брокерские вознаграждения, стоимость контейнеров и другой тары, упаковки;

в) соответствующая часть стоимости следующих товаров и услуг, которые прямо или косвенно были предоставлены покупателем бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством или продажей на вывоз оцениваемых товаров: сырья, материалов и комплектующих изделий; инструментов, штампов, форм, использованных при изготовлении данных товаров; инженерных проработок, опытно-конструкторских работ, эскизов и чертежей, выполненных вне территории Российской Федерации и непосредственно необходимых для производства указанных товаров; лицензионных и иных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности, которые покупатель должен прямо или косвенно осуществить в качестве условия продажи оцениваемых товаров.

Помимо этого учитывается величина части прямого или косвенного дохода продавца от любых последующих перепродаж, передачи или использования оцениваемых товаров на территории Российской Федерации.

Это основной метод. Но в ряде случаев он не может применяться. Например, если существуют ограничения в отношении прав покупателя на товар или участники купли-продажи являются взаимозависимыми лицами, что может воздействовать на цену сделки. Или же, данные таможенной декларации не подтверждены документально или не являются количественно определенными и достоверными.

Тогда применяется метод по цене сделки с идентичными товарами. В качестве основы берется цена сделки с идентичными товарами. Под идентичностью товаров понимаются одинаковые физические характеристики, качество и репутация на рынке, та же страна и тот же производитель.

Понятно, что использовать этот метод возможно далеко не всегда. И приходится брать метод по цене сделки с однородными товарами. Под однородными понимаются изделия, которые имеют сходные характеристики и состоят из схожих элементов. Они близки функционально и могут быть взаимозаменяемыми в коммерческом отношении.

При методе вычитания стоимости за основу определения таможенной стоимости товара принимается цена единицы изделия, по которой оцениваемые, идентичные или однородные товары продаются наибольшей партией на территории России не позднее 90 дней с даты ввоза.

Из цены единицы товара вычитаются:

• расходы на выплату комиссионных вознаграждений, обычные надбавки На прибыль и общие расходы в связи с продажей ввозимых товаров того же класса и вида;

• сумма таможенных пошлин, налогов, сборов и иных платежей, подлежащих уплате в Российской Федерации в связи с ввозом или продажей товаров;

• обычные расходы на транспортировку, страхование, погрузочно-раз-грузочные работы.

Метод на основе сложения стоимости предусматривает расчет таможенной стоимости товара путем сложения трех составляющих. Во-первых, стоимости материалов и издержек, понесенных изготовителем. Во-вторых, общих затрат, характерных для продажи в Россию из страны вывоза товаров того же вида. Сюда входит транспортировка, погрузочно-разгрузочные работы, страхование до места пересечения границы и иные неизбежные затраты. В-третьих, прибыли, обычно получаемой экспортером в результате поставки подобных товаров.

Бывают случаи, когда таможенная стоимость товара не поддается определению перечисленными методами. Тогда применяется Резервный метод. Оценка товаров производится с учетом мировой практики. При применении резервного метода таможенный орган предоставляет декларанту имеющуюся в его распоряжении ценовую информацию, которая и ложится в основу расчетов.

 

(4)

Льготы при уплате таможенных пошлин.

При уплате таможенных пошлин, как и любых внутренних налогов, применяются определенные льготы. Они не носят индивидуального характера и определяются Законом РФ от 21 мая 1993 г, № 5003-1 «О таможенном тарифе».

Полностью освобождаются от пошлины:

• транспортные средства для международных перевозок пассажиров и грузов;

• предметы материально-технического снабжения, вывозимые для обеспечения деятельности российских судов, ведущих морской промысел, а также вывозимая продукция их промысла;

• товары, ввозимые или вывозимые для официального или личного пользования представителями иностранных государств, физическими лицами, имеющими право на беспошлинный ввоз таких предметов 'на основании международных соглашений;

• валюта и ценные бумаги. Данное положение не распространяется на нумизматические цели;

• товары, подлежащие обращению в собственность государства;

• товары, представляющие собой гуманитарную помощь;

• товары, предназначенные для оказания технического содействия;

• товары, перемещаемые под таможенным контролем в режиме транзита и предназначенные для третьих стран;

• товары, перемещаемые через таможенную границу физическими лицами и не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности.

Законом «О таможенном тарифе» допускается установление преференций в виде освобождения от пошлин, снижения ставок пошлин или установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товаров. Такие меры применяются к государствам, образующим вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли или таможенный союз. Применяются преференции и к товарам из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций Российской Федерации.

При осуществлении торговой политики Российской Федерации допускается предоставление тарифных льгот в виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины или, в исключительных случаях, освобождения от пошлины.

Налоговый кодекс РФ определяет, что таможенные органы обладают полномочиями налоговых органов и несут их обязанности по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации. При этом они руководствуются таможенным законодательством, Налоговым кодексом, федеральными законами о налогах и сборах, а также иными федеральными законами. При необходимости они осуществляют привлечение к ответственности лиц за нарушение законодательства о налогах и сборах в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.





Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 152; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.038 сек.