Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эластичность спроса и предложения





Важную роль в изучении возможных реакций со стороны экономических агентов на изменение цены играет понятие эластичности. Показатель эластичности был введен в экономический анализ А. Маршаллом.

Эластичностью (Elasticity) называется мера реакции одной величины на изменение другой. Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент.

Рассмотрим различные виды эластичности.

Эластичность спроса относительно цены(ценовая эластичность) показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на 1 процент.

Практическое значение при этом имеют не абсолютные величины, а относительные. И это понятно. Когда мы говорим, что цена на "Сникерс" поднялась на 1 гривну - это слишком существенное для "Сникерса" изменение цены, его нельзя не заметить. Оно вызывает значительное изменение величины спроса. Рост цен автомобиля "Мерседес" на 1 гривну практически не ощутим для покупателей этой автомашины, поэтому изменение цены и величины спроса дается в формуле эластичности не абсолютно, а относительно (то есть в %):

 

(4)

где ЕрD– эластичность спроса по цене;

ΔQ/Q - относительное изменение спроса (в процентах);

ΔP/P - относительное изменение цены (в процентах).

С увеличением цены объем спроса, как правило, снижается. Чтобы избежать отрицательных чисел, значение EрDберут по модулю или вводят знак минус.

Спрос называют эластичным, когда EрD> 1. Это означает, что спрос растет или падает быстрее цены. Спрос эластичен на предметы роскоши (например, автомобили).

Когда EрD< 1, спрос неэластичный (жесткий), т.е. спрос растет или падает медленнее, чем изменяются цены. Спрос неэластичен на предметы первой необходимости (например, хлеб).

Если EрD= 1, то спрос единичной эластичности.

Крайние случаи: если изменение цены не вызывает никакого изменения спроса, то EрD=0, случай абсолютной неэластичности; если бесконечно малое изменение цены вызывает бесконечное расширение спроса, то EрD= - ∞, случай абсолютной эластичности (рис.7).



 

           
 
P
   
Е=0
 
 


 

             
   
Е = -∞
 
 
 
 
   
Q
 

 

 


Рисунок 7. Абсолютно эластичный и абсолютно неэластичный спрос.

 

Совокупная выручка (TR, Total Revenue) равна произведению количества проданной продукции (Q) на ее цену (P):

TR = P • Q. (5)

Если спрос по цене эластичный (EрD> 1), то снижение цены вызовет рост совокупной выручки. И наоборот, если спрос по цене эластичен, то рост цены приведет к снижению TR.

Если спрос по цене неэластичен (EрD< 1), то снижение цены приведет к падению совокупной выручки. И наоборот, рост цены приведет к росту общей выручки.

Влияние цены на совокупную выручку в условиях эластичного и неэластичного спроса отражено в табл.1.

Таблица 1. Эластичность спроса по цене и совокупная выручка.

Величина эластичности спроса по цене Влияние изменения цены на совокупную выручку (TR)
Увеличение цены (Р ) Уменьшение цены (Р )
EрD> 1 TR TR
EрD= 1 TR = const
EрD< 1 TR TR

Ценовая эластичность, как мы видим, имеет важное значение для фирм – ценоискателей, то есть фирм, пытающихся найти такую цену, которая обеспечит максимум прибыли.

Факторы, влияющие на эластичность:

1. Наличие заменителей. Чем больше товаров-субститутов, тем эластичнее спрос на данный товар.

2. Удельный вес товара в бюджете потребителя (обычно, чем выше удельный вес, тем выше ценовая эластичность спроса).

3. Размер дохода. Чем больше доход, тем, как правило, менее эластичен спрос (увеличение цены не особо пугает).

4. Качество товара: является ли данный товар предметом роскоши (спрос на него эластичен) или предметом необходимости (спрос неэластичен).

5. Размер запаса: чем больше запас, тем более эластичен спрос.

6. Фактор времени: спрос на товары в долгосрочном периоде будет эластичен. Если в краткосрочном периоде потребление электроэнергии неэластично (EрD= 0,13), то в долгосрочном – довольно эластично и равно 1,89.

Такое значительное различие объясняется тем, что в краткосрочном периоде вы не можете быстро отказаться от имеющихся электроприборов (холодильников и другой энергопотребляющей бытовой техники). Однако, если цена за электричество стремительно растет, вы при покупке новых электроприборов будете учитывать их энергоемкость и постепенно замените энергоемкие приборы на более экономные.

7. Определение границ рынка: чем более агрегирована группа товаров, тем меньше у нее заменителей, тем менее эластичен спрос. Например, стиральные порошки, как широкая товарная категория, обладают менее эластичным спросом, так как практически не имеют заменителей. Стиральный порошок «Тайд» (более узкая товарная категория) обладает и более эластичным спросом, так как его проще заменить другими марками стиральных порошков.

 

Эластичность спроса на одно благо относительно цен на другое благо называетсяперекрестной эластичностью.

Коэффициент перекрестной эластичности определяется по формуле:

(6)

Если > 0, то перед нами товары-субституты, если < 0 – взаимодополняемые.

Эластичность спроса относительно дохода()показывает степень реакции объема спроса на продукт при изменении величины дохода потребителя. Определяется по формуле:

(7)

где ΔI – относительное изменение дохода потребителя.

Если показатель < 0, то товары являются недоброкачественными. Если > 0, благо является нормальным. Если 0 < < 1, то спрос на благо растет медленнее дохода, что типично для благ первой необходимости. При > 1 спрос на благо опережает рост доходов (предметы роскоши).

Эластичность предложения по ценепоказывает относительное изменение объема предложения под влиянием изменения цены на 1 %:



(8)

Для понимания эластичности предложения необходимо учесть фактор времени.

В условиях кратчайшего рыночного периода предложение совершенно неэластично (= 0). Поэтому повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения.

В условиях короткого периода предложение более эластично. Это выражается в том, что повышение спроса обусловливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, т.к. фирмы успевают изменить некоторые факторы производства.

В условиях длительного периода предложение почти совершенно эластично, поэтому увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном их повышении.

26. Если однопроцентное сокращение цены на товар приводит к двухпроцентному увеличению объема спроса на него, то этот спрос:

а) неэластичный.

б) эластичный.

в) единичной эластичности.

г) абсолютно неэластичный.

д) абсолютно эластичный.

1. Если уменьшение цены на 5% приводит к снижению объема предложения на 8%, то данное предложение:

а) неэластично.

б) единичной эластичности.

в) эластично.

г) абсолютно эластично.

д) абсолютно неэластично.

2. Неэластичный спрос означает, что:

а) рост цены на 1% приводит к сокращению величины спроса менее, чем на

1%.

б) рост цены на 1% приводит к сокращению величины спроса более, чем на

1%.

в) любое изменение цены не приводит к изменению общей выручки.

г) рост цены на 1% не влияет на величину спроса.

д) ни одно из утверждений не является верным.

3. Коэффициент ценовой эластичности спроса равен:

а) уменьшению цены, деленному на увеличение объема спроса.

б) изменению общей выручки (в %), деленному на увеличение объема

спроса (в %).

в) уменьшению общей выручки (в %), деленному на увеличение цены (в %).

г) изменению объема спроса (в %), деленному на изменение цены (в %).

4. Какое из следующих утверждений не относится к характеристике эластичного спроса на товар?

а) коэффициент ценовой эластичности меньше единицы.

б) общая выручка продавца сокращается, если цена растет.

в) покупатели относительно чутко реагируют на изменения цены.

г) относительное изменение объема спроса больше, чем относительное

изменение цены.

д) общая выручка продавца растет, если цена уменьшается.

5. Если цена товара неэластичного спроса выросла с 7 до 8 дол., то выручка:

а) сократилась.

б) выросла.

в) осталась неизменной.

г) абсолютно неэластична.

д) абсолютна эластична.

6. Производитель товара Х снизил цену на свой товар на 5%, в результате чего объем продаж вырос на 4%. Спрос на товар Х является:

а) эластичным.

б) неэластичным.

в) спросом единичной эластичности.

г) абсолютно эластичным.

33. В формуле для расчета эластичности спроса по цене DР – это:

а) абсолютное изменение цены;

б) относительное изменение цены;

в) абсолютное изменение объема спроса;

г) относительное изменение объема спроса.

34. Если при снижении цены на 10% эластичность составила 1,5. Как изменился объем спроса?

а) увеличился на 15%;

б) уменьшился на 15%;

в) уменьшился на 150%;

г) увеличился на 5%;

д) уменьшился на 5%.

35. На хлеб спрос, скорее всего:

а) неэластичен;

б) эластичен.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое рынок?

2. Поясните понятие «трансакционные издержки».

3. Назовите характерные черты рыночной системы.

4. В чем суть закона спроса?

5. Дайте определение, что означает график кривой спроса.

6. Приведите аргументы, подтверждающее, что между ценой и объёмом спроса существует обратная зависимость.

7. Объясните действие эффекта дохода и эффекта замещения.

8. Может ли спрос повышаться при росте цены блага?

9. Какие факторы, кроме цены, влияют на объем спроса?

10. В чем суть закона предложения?

11. Дайте определение, что означает график кривой предложения.

12. Объясните, что происходит при сокращении предложения и что происходит при уменьшении спроса.

13. Какие факторы, кроме цены, влияют на объем предложения?

14. Что произойдёт с положением линии предложения стали, если в её производстве стала применяться технология, обеспечивающая экономию затрат?

15. Назовите случаи, когда закон предложения не действует.

16. Охарактеризуйте природу рыночного равновесия.

17. Когда возникает дефицит или излишек товаров?

18. Что означает понятие «эластичности спроса»? И применимо ли это понятие к предложению?

19. Приведите примеры товаров с высокой эластичностью по цене, по доходу.

20. Какой знак имеет перекрестная эластичность субститутов и комплементов?

 

Проведение управляемого эксперимента (домашнее задание)

на тему: «Исследование поведение потребителя».

В фильме 1970-х гг. «Большая перемена» один из персонажей берется на спор выпить максимально возможное количество стаканов газированной воды. Через некоторое время эксперимент пришлось прекратить, так как герой фильма уже был не в состоянии потреблять последующие стаканы воды.

Эксперимент, моделирующий потребление, проводится, предложив добровольцу потребить, например, максимально возможное количество сдобных булочек. При этом полезно будет попросить студента, исполняющего роль потребителя, перед каждым актом потребления оценивать полезность очередной булочки и построить на основании этих оценок графики зависимости общей и предельной полезностей потребляемых благ от их количества.

Используя результаты эксперимента (это, кстати, может быть лишь мысленный эксперимент), обсудите следующие вопросы:

· Выполняется ли в данном эксперименте закон убывания предельной полезности?

· Является ли функция общей полезности потребляемых благ, построенная по результатам эксперимента, монотонно возрастающей и непрерывной?

· Можно ли среди всего населения земного шара найти человека, который бы соответствовал модели потребителя (экономического человека) в экономической теории?

Модель человека, как и всякая научная модель, включает в себя основные параметры, характеризующие индивида: мотивы экономической активности, ее цели, а также познавательные возможности человека, используемые им для достижения поставленных целей.

Экономическая теория выделяет в человеке главным образом его экономическое поведение, т.е. индивидуальные и общественные действия в процессе создания различных материальных и духовных благ, их распределения и использования.

Модель «экономического человека» отражает подход американского экономиста Г. Беккера. Для нее характерно возрастание значения не столько материальных, сколько духовных потребностей личности. Поэтому, хотя рациональное поведение в хозяйственной жизни базируется на личной материальной выгоде, оно может в ряде случаев означать отказ от этой выгоды ради других выгод, причем не всегда экономических.

Эту модель отличает многообразие потребностей, главной из которых является потребность в свободе самовыражения, свободного выбора типа культуры и общественно-политических взглядов.





Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 653; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.017 сек.