Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Значення повышения качества 7 страница





Данные диаграммы рассеивания позволяют сделать предварительные выводы о взаимосвязи исследуемых переменных, в данном примере о предпочтениях покупателя относительно качества упаковки, обеспечивающей сохранность изделия, и его цены. Предпочтения отданы надежной упаковке при умеренной цене, верхний уровень которой в ответах не назван, что должно обратить на себя внимание предприятие-производителя, как сигнал о завышении в глазах покупателя цене.

Таким образом, несмотря на разносторонность информации, характеризующей затраты на качество продукции, и факторы, влияющие на него и на подобные расходы, необходимо и вполне возможно уже на этапе формирования данных использовать наглядные формы их представления в сочетании с методиками первичного анализа: группировкой, графическим и т. д. Это значительно ускоряет процесс анализа и облегчает дальнейшее использование в его целях статистико-математических методов.

6.3. Методы анализа затрат на качество продукции.

В зависимости от целей, задач анализа затрат на качество и возможностей получения необходимых для его осуществоления данных, аналитические методы существенно различаются. Влияет на это различие и прохождения продукцией определенного этапа деятельности предприятия, и ее место в цепочке формирования затрат в конкретный момент (см. рис. 6.5).

На этапах проектирования, технологического планирования, подготовки и освоения про изводства целесообразно применение функционально-стоимостного анализа (ФАС). Это – метод системного исследования функций отдельного изделия или технологического, производственного, хозяйственного процесса, структуры ориентированный на повышение эффективности использования ресурсов путем оптимизации соотношения между потребительскими свойствами объекта и затратами на его разработку, производство и эксплуатацию.

Основными принципами применения ФАС являются:

функциональный подход к объекту исследования;

системный подход к анализу объекта и выполняемых им функций;

исследование функций объекта и их материальных носителей на всех стадиях;



жизненного цикла изделия;

соответствие качества и полезности функций продукции затратам на них;

коллективное творчество.

Выполняемые изделием и его составляющими функции можно сгруппировать по нескольким основаниям.

По области проявления функции подразделяются на внешние и внутренние.

Внешние – это функции, выполняемые объектом при его взаимодействии с внешней средой.

Внутренние – функции, которые выполняют какие-либо элементы объекта и их связи в границах объекта.

По роли в удовлетворении потребностей среди внешних функций различают главные и второстепенные.

Главная функция отражает главную цель создания объекта, а второстепенная – побочную.

По роли в рабочем процессе внутренние функции можно подразделить на основные и вспомогательные.

Основная функция подчинена главной и обуславливает работоспособность объекта. С помощью вспомогательных реализуются главные, второстепенные и основные функции.

По характеру появления все перечисленные функции делятся на номинальные, потенциальные и действительные.

Номинальные – задаются при формировании, создании объекта и обязательны для выполнения. Потенциальные отражают возможность выполнения объектом каких-либо функций при изменении условий его эксплуатации. Действительные – это фактически выполняемые объектом функции.

Все функции объекта могут быть полезными, и бесполезными, а последние нейтральными и вредными.

Взаимосвязь функций показана на рис. 6.5.

Рис. 6.5. Взаимосвязь выполняемых объектом функций

Цель функционально-стоимостного анализа состоит в развитии полезных функций объекта при оптимальном соотношении между их значимостью для потребителя и затратами на их осуществление, т.е. выборе наиболее благоприятного для потребителя и производителя, если речь идет о производстве продукции, варианта решения задачи о качестве продукции и ее стоимости. Математически цель ФСА можно записать следующим образом:

(6.1)

где

ПС – потребительная стоимость анализируемого объекта, выраженная совокупностью его потребительных свойств ();

З – издержки на достижение необходимых потребительных свойств.

Функционально-стоимостной анализ проводят в несколько этапов.

На первом, подготовительном этапе, уточняют объект анализа – носитель затрат. Это особенно важно при ограниченности ресурсов производителя.

Например, выбор и разработка или усовершенствование продукции, выпускаемой в массовом порядке, может принести предприятию значительно больше выгод, чем более дорогого изделия, производимого мелкосерийно.

Данный этап завершается если найден вариант с низкой по сравнению с другими себестоимостью и высоким качеством.

На втором, информационном этапе, собираются данные об исследуемом объекте (назначение, технико-экономические характеристики) и составляющих его блоках, деталях (функции, материалы, себестоимость). Они идут несколькими потоками по принципу открытой информационной сети, имеющей, например, модифицированную форму “шпоры” (рис. 6.6).

 

Рис. 6.6. Модель информационной сети ФСА

В нее информация по улучшению качества изделия и снижению затрат на его производство поступает из конструкторских (К), экономических (Э) подразделений предприятия и от потребителя (М) к руководителям соответствующих служб. Оценки и пожелания потребителей аккумулируются в маркетинговом отделе. В процессе работы исходные данные обрабатываются, преобразуясь в соответствующие показатели качества и затрат, проходя все заинтересованные подразделения , и поступают к руководителю проекта (А).

На третьем, аналитическом этапе, подробно изучаются функции изделия (их состав, степень полезности), его стоимость и возможности ее уменьшения путем отсечения второстепенных и бесполезных. Это могут быть не только технические, но и органолептические, эстетические и др. функции изделия или его деталей, узлов. Для этого целесообразно использовать принцип Эйзенхауэра – принцип АВС (рис. 6.7).

 

Рис. 6.7. Принцип Эйзенхауэра в ФСА



Одновременно отсекаются прежние затраты. Использование табличной формы распределения функций облегчает такой анализ ( см. табл. 6.7).

 

 

Таблица 6.7

Распределение служебных функций изделия Х по принципу АВС

Детали Функции Итого по детали Предварительный вывод
  -----    
А В В С ----- ––
В С А С ----- усовершенствовать
В А В С ----- ––
С В В А ----- ––
----- ----- ----- ----- ----- ----- ----- -----
Итого по функции ––      
Предварительный вывод –– –– –– ликвидировать –– –– ––

В итоговые графы заносятся данные о количестве второстепенных, вспомогательных, бесполезных функций по деталям, что позволяет сделать предварительный вывод об их необходимости.

Далее можно построить таблицу стоимости деталей по смете или наиболее важным ее статьям и оценить весомость функций каждой детали во взаимосвязи с затратами на их обеспечение. Это позволит выявить возможные направления снижения издержек путем внесения изменений в конструкцию изделия, технологию производства, замены части собственного производства деталей и узлов полученными комплектующими, замены одного вида материала другим, более дешевым или экономичным в обработке, смена поставщика материалов, размера их поставок и т.д.

Группировка затрат на функции по факторам производства позволит выявить первоочередность направлений снижения стоимости изделия. Такие направления целесообразно детализировать ранжируя по степени значимости , определяемой экспертным путем, и сопоставляя с затратами, выбирать пути удешевления продукции. Для этого можно набросать таблицу (табл. 6.8).

Таблица 6.8

Сопоставление коэффициентов значимости функций и их стоимости

Ранг функции Значимость, % Удельный вес затрат на функцию в общих затратах, % К затрат на функцию
1,00 1,67 0,33 0,30 0,40
Итого ---

Сопоставив удельный вес затрат на функцию в общих затратах и значимость соответствующей ему функции можно вычислить коэффициент затрат по функциям (гр. 4, табл. 6.8).

Оптимальным считается Кз/ф  1. Кз/ф  1 желательнее, чем Кз/ф  1. При существенном превышении данного коэффициента единицы необходимо искать пути удешевления данной функции. В нашем примере (табл.8) такой является функция с 30-ти процентным, вторым, уровнем значимости.

Результатом проведенного ФСА является варианты решения, в которых необходимо сопоставить совокупные затраты на изделия, являющиеся суммой поэлементных затрат, с какой-либо базой. Этой базой могут, например, служить минимально возможные затраты на изделие. Теория ФСА предлагает исчислять экономическую эффективность ФСА, которая показывает, какую долю составляет снижение затрат в их минимально возможной величине.

, (6.2)

где

КФСА – экономическая эффективность ФСА (коэффициент снижения текущих затрат);

СР – реально сложившиеся совокупные затраты;

СФ.Н. – минимально возможные затраты, соответствующие спроектированному изделию.

На четвертом исследовательском этапе оцениваются предлагаемые варианты разработанного из 1000 делия.

На пятом рекомендательном – отбираются наиболее приемлемые для данного производства варианты разработки и усовершенствования изделия.

С этой целью можно рекомендовать построение матричной таблицы (табл. 6.9)

Таблица 9

Таблица решений по вариантам выбора изделий для производства

А Значимость функции: высокая Затраты: низкие Рентабельность изделия: высокая В Значимость функции: высокая Затраты: средние Рентабельность изделия: средняя С Значимость функции: высокая Затраты: высокие Рентабельность изделия: средняя
D Значимость функции: средняя Затраты: низкие Рентабельность изделия: высокая E Значимость функции: средняя Затраты:средние Рентабельность изделия: средняя F Значимость функции: средняя Затраты: высокие Рентабельность изделия: низкая (средняя?)
G Значимость функции: низкая Затраты: низкие Рентабельность изделия: средняя H Значимость функции: низкая Затраты: средние Рентабельность изделия: низкая I Значимость функции: низкая Затраты: высокие Рентабельность изделия: низкая

С учетом значимости функций изделия, его узлов, деталей и уровня затрат посредством ценообразования, основываясь на знании спроса на продукцию определяется уровень ее рентабельности. Все это в совокупности служит цели принятия решения о выборе конкретного изделия к производству или направлений и масштаба его усовершенствования.

Существенную помощь в определении затрат на качество продукции могут оказать методы технического нормирования. Они основаны на расчете подетальных норм и нормативов материальных ресурсов (сырья, покупных комплектующих изделий и др. видов материалов), расчете трудоемкости и иных затрат, включаемых в себестоимость продукции в соответствии с проектными размерами, конкретной технологии ее изготовления, хранения и транспортировки, а также затрат на гарантийное и сервисное обслуживание. Для их расчета используются методы микроэлементного нормирования, нормативно-справочные материалы методы технического нормирования позволяют достаточно точно определить затраты как на новое изделие по его составляющим, так и при усовершенствовании продукции.

Если предприятие переходит к производству новой продукции, имевшей ранее аналог по потребительскому назначению и свойствам, то затраты на качество (ЗК) будут определяться разностью между затратами на старую (ЗСТ) и новую (ЗН) продукцию:

. (6.3)

Если предприятие усовершенствует качественные параметры производимого ранее изделия, то затраты на качество можно определить прямым счетом по соответствующим норам и направлениям.

Степень тесноты связи между какими-либо характеристиками качества, имеющими количественное выражение, и затратами на него или ценой изделия, как формой его стоимости, в которой основной удельный вес занимают затраты, позволяет определить коэффициент корреляции. Его можно исчислить по формуле:

r = , (6.4)

 

где

S(xx) = = ; 1000 (6.5)

S(yy) = ; (6.6)

S(xy) = ; (6.7)

где n – число пар данных;

S(xy) называется ковариацией.

Коэффициент корреляции может принимать значения от -1 до +1, т. е.

-1  r  1.

При r близком к | 1 | можно говорить о высокой степени тесноты связи между исследуемыми переменными и напротив: при r близком к 0 корреляция между ними выражена слабо. Если r=| 1 |, все точки на диаграмме рассеивания будут лежать на прямой. Такая зависимость называется функциональной, когда r = 0, корреляционная связь между факторным и результативным показателями отсутствует. Знак “+” или “-” говорит о направлении связи – прямом или обратном.

По приведенным формулам (6.4-6.7) найдем по данным табл. 6.6 коэффициент корреляции. Дополнительные необходимые расчеты приведем в табл. 6.10. Тогда, подставив полученные значения, будем иметь:

S (xx) = ,

S (yy) =.

S (xy) = .

Отсюда:

r = .

Значение r, равное +0,758, свидетельствует о наличии высокой положительной корреляции между упаковкой товара, являющейся одним из показателей его качества и ценой на него, в которой воплощены затраты на товар.

Таблица 6.10

Показатели для расчета коэффициента корреляции

X X2 Y Y2 XY
1 2 2 3 4 5 3 4 5 2 3 3 5 6 6 3 1 5 5 5 3 4 5 4 3 4 5 6 4 5 1 4 4 9 16 25 9 16 25 4 9 9 25 36 36 9 1 25 25 25 9 16 25 16 9 16 25 36 16 25 4 4 4,5 4,5 6 8 5,5 5,5 5,5 5 5 5 7 7 7,5 4 4,5 6 6 7,5 5,5 5,5 5,5 4,5 6,5 6,5 6,5 8 5 5 16 16 20,25 20,25 36 64 30,25 30,25 30,25 25 25 25 49 49 56,25 16 20,25 36 36 56,25 30,25 30,25 30,25 20,25 42,25 42,25 42,25 64 25 25 4 8 9 13,5 24 40 16,5 22 27,5 10 15 15 35 42 45 12 4,5 30 30 37,5 16,5 22 27,5 18 19,5 26 32,5 48 20 25
 116 170,5 1008,75 695,5

Одним из методов, позволяющих проанализировать изменение затрат, связанных с изменением качества продукции является индексный метод. Сложность его применения к данному предмету исследования заключается в том, что оба признака должны быть выражены количественно. Качество же, не всегда имеет количественное значение и может описываться словесно, например: продукция пригодная и не прошедшая сертификацию, соответствующая и не соответствующая техническим условиям и др.

Если показатели качество имеют числовые характеристики, при пост 1000 роении индексов их можно использовать как весы затрат. В противном случае весами может служить количество элементов конструкции изделия, количество деталей, узлов, изделий.

В табл. 6.11 приведены данные о запланированной и фактической стоимости стального листа, используемого для производства труб, турбин и т.д. Покажем расчет их изменения.

Таблица 6.11

Стоимость стального листа для изделия

По плану Фактически
Толщина листа, мм Стоимость листа по плану, ден. ед. Толщина листа,мм Стоимость листа фактически, ден. ед.
4,62 4,50 4,43 4,81 4,12 4,01 3,88 3,67 3,30 3,21 42 42 44 42 44 44 46 46 48 48 3,05 3,16 2,28 2,71 2,62 2,53 2,24 2,02 1,95 1,83 48 48 50 50 50 50 52 52 52 52
 40,55 24,97

Общее фактическое изменение затрат на данное сырье по сравнению с планом составляет без учета изменения его расхода

504 / 446 = 1,1300 или 113%.

Затраты возросли на 13%. Однако из таблицы видно, что вследствие уменьшения толщины стального листа на изготовление изделия его требуется меньше на

24,97 / 40,55 * 100% – 100% = 62,39%.

Рассчитаем индекс затрат с учетом качества и проанализируем влияние на него обоих факторов: изменения расхода нового сырья и его стоимости.

,

где

IЗК – индекс затрат с учетом качества;

qН.К. – расход нового по качественным характеристикам сырья, натур. ед.;

qС.К. –расход старого по качественным характеристикам сырья, натур. ед.;

zН.К. –затраты (стоимость) нового сырья, ден. ед.;

zС.К. –затраты (стоимость) старого сырья, ден. ед.;.

– индекс, учитывающий изменение качества сырья, без изменения его стоимости;

– индекс, учитывающий изменение затрат на продукцию, с учетом изменения качества сырья.

Тогда для нашего примера:

или 69,662%.

Таким образом, с учетом потребления более качественного сырья индекс затрат с учетом качества составил 69,662%, т. е. затраты снизились по сравнению с планом на

100,0 – 69,662 = 30,338%.

За счет снижения расхода высококачественной листовой стали, по сравнению с запланированной, изменение составило:

или 61,446%.

Таким образом, снижение составило:

61,446 – 100 = 38,554%.

Изменение же стоимости нового качественного материала, вызванное повышением трудоемкости его обработки и оплаты трудозатрат, равняется:

или 113,371%,

или

113,371 – 100 = 13,371%.

Проверка:

0,61446 * 1,13371 = 0,69662,

что подтверждает правильность проделанных вычислений.

Для оценки качества и конкурентоспособности изделия возможно применение метода бальной оценки. В соответствии с ним каждому качественному параметру изделия выставляется балл с учет 1000 ом значимости этого параметра для изделия в целом и избранной для оценки шкалы – 5-ти, 10-ти, 100-бальной. После этого определяется средний балл изделия, характеризующий уровень его качества в баллах. Путем деления цены изделия на средний балл исчисляют стоимость одного среднего балла ():

,

где

Р – цена изделия;

– средний балл изделия с учетом параметров его качества.

Подобный расчет целесообразно проводить при сравнительном анализе изделий для решения вопроса об их запуске в производство или эффективности предлагаемых качественных усовершенствований.

К параметрам качества можно относить как технико-экономические параметры, так и эстетические, органолептические свойства, соответствие моде и т. п. для расчета цены новой продукции можно использовать следующую формулу:

,

где

РН – цена новой продукции, ден. ед.;

Рб – цена базовой продукции, ден. ед.;

Бб – сумма баллов, характеризующих параметры качества базовой продукции;

БН – сумма баллов, характеризующих параметры качества новой продукции;

– средняя цена одного балла, характеризующего параметры качества базовой продукции.

Аналогичен балльной оценке метод удельной цены. Он заключается в определении цены на основе расчета стоимости единицы основного параметра качества: мощности, производительности и т. д. Для расчета используется формула:

,

откуда

,

или

,

где

ПН –значение основного параметра качества базового изделия в баллах;

Пб – значение основного параметра качества нового изделия в баллах;

– соотношение (преимущество) основных параметров качества нового и базового изделия;

– удельная цена единицы основного параметра качества базового изделия, ден. ед.

На практике для решения вопроса о выборе изделия для запуска в производстве должны проводиться все виды проектного анализа: коммерческий, технический, организационный, социальный, экологический и экономический для чего следует применять все доступные в каждой конкретной ситуации методы. Только такой анализ может считаться полноценным и дать объективный результат для принятия управленческого решения.

В некоторых отраслях промышленности, связанных с особыми условиями производства и требованиями к качеству продукции, например, в электронной, как правило, не достигается стопроцентный выпуск годных изделий. Предприятия таких отраслей в планах предусматривают технологические потери, учитывающие этот процент. При повышении фактического выхода годных изделий снижаются затраты на технологические потери.

Фактический выход годных определяется по формуле:

,

где

qr – количество изделий, изготовленных в отчетном периоде в соответствии с научно-технической документацией и сданных на склад;

qk – количество комплектов деталей и сборочных единиц, поступивших в отчетном периоде на операцию, принятую для данного вида изделий при определении величины технологического выхода в качестве начальной операции.

 Нn – изменение суммы остатков незавершенного производства на начало и конец отчетного периода, приведенных к начальной операции.

Тогда величина

100% – ВГ.Ф.

будет соответствовать проценту затрат на продукцию, не удовлетворяющую ТУ.

Обобщающий показатель качества можно исчислить по формуле:

где

Кk – коэффициент качества;

Сб – стоимость забракованной в процессе производства продукции, ден. ед.;

Сд – стоимость дефектной продукции, за которую по рекламациям уплачен штраф, ден. ед.;

Сг – стоимость продукции, подвергнутой гарантийному ремонту, ден. ед.;

Сф – стоимость продукции, фактически реализованной за отчетный период, ден. ед.

Чем ближе величина коэффициента качества к нулю, тем лучше работает предприятие.

6.4. Анализ брака и потерь от брака

Политика предприятия должна быть изначально нацелена на высокое качество продукции. Однако брак, являющийся его противоположностью, может возникнуть на любом предприятии. Его необходимо учитывать.

Брак может быть обнаружен на самом предприятии-производителе продукции и за его пределами. Проявившийся в сфере реализации или в процессе использования продукции брак, свидетельствует как о плохом ее качестве, так и о качестве работы предприятия. Он называется рекламацией.

Рекламации сравнивают по стоимость и по количеству с прошлым периодом. Их рассчитывают на 100, 1000, 10000 изделий в зависимости от объема производства. Появление рекламаций наносит производителю не только материальный, но и моральный ущерб, сказываясь на его репутации.

При анализе брака рассчитывают абсолютные и относительные показатели.

Абсолютный размер брака представляет собой сумму затрат на окончательно забракованные изделия и расходов на исправление исправимого брака (Аб).

Абсолютный размер потерь от брака получают вычитанием из абсолютного размера брака стоимости брака по цене использования, суммы удержаний с лиц-виновников брака и суммы взысканий с поставщиков за поставку некачественных материалов (АП.б.).

Как правило, Аб  АП.б.

Относительные показатели размера брака и потерь от брака рассчитывают процентным отношением абсолютного размера брака или потерь от брака соответственно к производственной себестоимости товарной продукции.

Рассмотрим пример:

Таблица 6.12

Расчет показателей брака

NN п/п Показатель, ден. ед. Предыдущий год Отчетный год
Себестоимость окончательного брака Расходы по исправлению брака 20 000 10 000 24 000 7 500
Абсолютный размер брака (стр.1 + стр.2) 30 000 31 500
Стоимость брака по цене использования Суммы, удержанные с лиц-виновников брака Суммы, взысканные с поставщиков 6 000 – – 6 500 1 500 8 000
Абсолютный размер потерь от брака (стр.3 + стр.4 - стр.5 - стр.6) 24 000 14 700
Валовая (товарная) продукция по производственной себестоимости 400 000 420 000
Относительный размер брака (стр.3 / стр.8 * 100%) 7,5 7,5
Относительный размер потерь от брака (стр.7 / стр.8 * 100%) 6,0 3,5

Из табл. 6.12 можно сделать вывод, что основной причиной брака явилась поставка некачественного сырья или иных видов материальных ресурсов. В отчетном год 1000 у, основываясь на опыте предыдущего периода, производитель составил договор на поставку материалов, предусматривающий компенсацию в случае их низкого качества, которая и позволила сократить абсолютный размер потерь от брака на

(24 000 – 14 700) = 9 300 ден. ед.

или на

38,75% ( * 100%).

Относительный размер потерь от брака снизился на





Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 159; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.03 сек.