Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чувство неуверенности и страха перед выступлением. Аудиторный шок (сценический страх)





Почему возникает страх перед публичным выступлением? Ведь для большинства из вас разговор с приятелями - это нормальное и приятное времяпровождение. Аналогичный разговор на ту же самую тему перед лицом аудитории кажется уже чем-то неестественным и вызывающим внутреннее беспокойство. Почему? Дело в том, что меняется ваша роль.

В повседневной жизни, принимая участие в разговоре, вы редко испытываете давление со стороны окружающих и обстановки, в которой протекает общение. Ибо вы знаете, что в любую секунду, едва оказавшись в затруднительном положении, вы можете отказаться от продолжения общения и снять с себя какую-либо ответственность. Такие условия общения позволяют вам сконцентрироваться на главном - передаче информации, мыслей.

Совсем иначе обстоит дело, если вы предстаете перед аудиторией независимо от ее размеров и степени дружелюбности в отношении к вам. Стоя перед слушателями, оратор знает, что ему предстоит до конца произнести свою речь. Он сознает, что на него одного (и только на него) целиком возложена ответственность за встречу.

Наконец, следует учесть и такое обстоятельство. В разговоре все принимают участие на равных. Никто не берет на себя главенствующую роль. Но вот вы стоите, например, перед своим трудовым коллективом и вам предстоит излагать свои мысли. Говорить будете только вы. Только на вас теперь лежит ответственность за успех, за настроение коллектива. От понимания этого факта вас невольно охватывает страх.

Чувство неуверенности сказывается и на физическом состоянии: одних охватывает нервная дрожь, другие краснеют или бледнеют, у третьих начинает дрожать голос и т. п.

Известный русский издатель И. Д. Сытин, к примеру, стеснялся даже самой маленькой аудитории. Как рассказывают современники, выступая с ответным словом на своем юбилее, он от волнения говорил сбивчиво и непоследовательно. А ведь он был образованнейшим человеком своего времени, гордостью русской культуры, прекрасным знатоком русского языка.

Не случайно появилось даже такое понятие, как «ораторская лихорадка».



АУДИТОРНЫЙ ШОК (сценический страх) - состояние эмоционального напряжения при выражении мыслей, в результате которого люди испытывают затруднения в исполнении речи.

По сравнению с речью в обычных условиях

1) возрастает количество и длительность пауз (так наз. паузы нерешительности). Внешне такое поведение выглядит как если бы говорящий не знал, что ему говорить: речь часто начинается с „гм”, „кх”, „ну”; в середине фразы нередки бессмысленные повторы, а также поисковые слова типа „это”, „такой”, „в общем” и т.п.; часты заполнители молчания - „видите ли”, „знаете ли”, „вот”, „ну”;

2) происходит снижение словарного разнообразия; словарь беден: говорящий употребляет главным образом те слова, которые наиболее характерны для его повседневной лексики;

3) напряженная речь характеризуется грамматической незавершенностью: “Так о чем эта инструкция? Ну, в общем… охрана труда. Как вы знаете, проблема не из последних”;

4) дрожат руки и ноги, появляется желание ухватиться за что-л.;

5) из-за сокращения (а иногда даже спазма) челюстной и шейно-плечевой мускулатуры затрудняется речь: артикуляция (дикция) становится неотчетливой, а голос звучит непривычно высоко, пронзительно;

6) во рту пересыхает (нарушается нормальное слюновыделение), приходится все время “глотать”, что тоже не способствует говорению, на лбу выступает пот;

7) возникают непроизвольные бессознательные движения (так наз. “манеризмы”, у каждого свои: кто покачивается с носков на пятки, кто предпочитает сунуть руку в карман и звенеть мелочью, кто поправляет волосы или почесывается).

Единых рецептов избавления от аудиторного шока не существует, хотя в методической литературе можно найти немало интересных советов и рекомендаций.

Одним словом, оратору нужна хорошая психологическая подготовка. Он должен уметь определенным образом настроить себя перед выступлением, научиться управлять своими чувствами и настроением.

Подготовка к выступлению — очень важное и ответственное дело в деятельности оратора. И прав Д. Карнеги, утверждавший, что «многие совершают роковую ошибку, не удосуживаясь подготовить свою речь».

Как же преодолеть страх? Существует только один способ: постоянно тренироваться, тренироваться, тренироваться. Всем известно: для того, чтобы научиться плавать, надо войти в воду, а не стоять на берегу. Известный судебный деятель XIX века А. Ф. Кони писал по этому поводу: «Чтобы меньше волноваться перед выступлениями, надо быть более уверенным в себе, а это может быть только при лучшей подготовке к лекции. Чем лучше владеешь предметом, тем меньше волнуешься. Размер волнения обратно пропорционален затраченному на подготовку труду или, вернее, результату подготовки. Не видимый ни для кого предварительный труд — основа уверенности лектора. Эта уверенность тотчас же повысится во время самой речи, как только лектор почувствует (а почувствует он непременно и вскоре же), что говорит свободно, толково, производит впечатление и знает все, что осталось сказать».

Если вы боитесь говорить перед коллективом из-за того, чтобы вас не критиковали, то запомните: вас будут критиковать еще больше, если вы постоянно молчите. Отбросьте ошибочное мнение о том; что слушатели враждебно настроены к вам, что взгляды, направленные на вас, несут в себе жажду вашего провала. Это совсем не так.

Нам надо научиться понимать своих слушателей, научиться владеть собой. Это один из важнейших шагов на пути к искусству делового общения.

Немецкий исследователь Отто Эрнст в книге «Слово предоставлено вам» называет причины возникновения скованности и страха перед публичным выступлением и предлагает пути их преодоления.

Рассмотрим несколько причин, вызывающих у некоторых ораторов нерешительность, скованность, страх перед аудиторией:

1 - недостаток опыта (ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ: широко используйте возможности участия в различных собраниях, диспутах, спорах, дискуссиях: в кругу семьи, в рабочем коллективе, после просмотра телепередач, прочтения книг, статей и т. д.);



2- недооценка собственных возможностей (ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ: заставьте убедить себя в том, что вы хорошо подготовились к выступлению и можете сообщить членам своего коллектива нечто новое и важное);

3 - чрезмерное погружение в собственные переживания (ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ: сконцентрируйте внимание на содержании речи, думайте о деле; представляемая вами в данный момент позиция нижнее вашей особы);

4 - ошибочная оценка слушателей (искаженное восприятие) (ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ: стремитесь увидеть в слушателях не злонамеренных цензоров, а понимающих партнеров, доброжелательно настроенных по отношению к оратору, особенно к начинающему);

5 - воспоминания о провале (ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ: смиритесь с мыслью о том, что одно из ваших выступлений действительно оказалось неудачным и было воспринято слушателями не так, как вы того хотели. Такое может случиться и с опытным оратором).

ПОМНИТЕ: преодоление последствий таких неудач является составной частью процесса становления оратора. Проанализируйте свое выступление, способ изложения и аргументацию, выявите причины неудачи и на основании такого самоанализа сделайте соответствующие выводы.

КАК РАЗВИТЬ УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ (советы Поля Сопера).

Выступая перед аудиторией, «не бойтесь ничего, кроме самого страха». Застенчивость — довольно обычное явление у начинающих ораторов. Только немногие студенты действительно испытывают страх перед публичным выступлением. В общем они в меньшей степени, чем пожилые люди, боятся аудитории. Вероятно, только один студент из тысячи не в состоянии преодолеть страх.

Ораторы, как спортсмены и скаковые лошади, нуждаются в собранности перед выступлением. Многие знаменитые ораторы и актеры признаются, что они всегда нервничают или испытывают страх перед тем, как «выйти на линию огня». По всей видимости, этот страх им не вредит. Как только волнение, охватившее вас, пройдет, вы будете испытывать физический и моральный подъем, и выполните задачу лучше, чем если бы вначале совсем не волновались. Непрерывная практика публичных выступлений — наилучшее средство против смущения и страха. Помочь могут и следующие советы.

1. ОТДАЙТЕ СЕБЕ ОТЧЕТ В ПРИЧИНЕ СТРАХА

Никто вас не обидит. Ваши слушатели дружески настроены и желают вам только успеха. Они понимают стоящие перед вами трудности, особенно в речи перед классом, где все вы «из одной команды».

2. ВЫСТУПАЙТЕ В ПОЛНОЙ ГОТОВНОСТИ

У вас будут основания испытывать беспокойство, если вы наспех, перед самым выступлением, просмотрите свои заметки или внезапно «блеснет идея», в связи с которой вы нацарапаете несколько случайных замечаний на клочке бумаги. Быть готовым — значит освоить тему настолько хорошо путем подготовки и устной проработки, что, находясь перед аудиторией, вы уже не беспокоитесь ни за мысли, ни за слова.

3. СОХРАНЯЙТЕ УВЕРЕННЫЙ ВИД

Уверенный вид действует на слушателя. Если вы внушите ему веру в ваши возможности, у вас самих возникнет чувство уверенности в себе. При необходимости сделайте несколько ослабляющих напряжение вдохов перед началом речи. Будьте особенно осмотрительны во вступительных замечаниях. Если вы поддадитесь первому побуждению — спешить, ваша нервозность только возрастет. Делайте паузы так часто, как находите нужным. Не стесняйтесь, когда случайно оговоритесь. Слушатели не придадут этому никакого значения, если вы сами не смутитесь.

4. ПРЕОДОЛЕВАЙТЕ СТРАХ ДЕЙСТВИЕМ

Футболист борется с нервным возбуждением перед началом игры энергичной разминкой. Действуйте подобным же образом: не бойтесь приступить сразу к делу.

Вы только увеличите напряжение, если не разрядите его. Имейте в виду, вам предстоит учиться на опыте и на ошибках. Может быть, вы не будете чувствовать уверенности, однако энергично произнесите фразы, заготовленные в интимной обстановке вашей комнаты. Они произведут впечатление на слушателей. Каждый, кто овладел искусством речи или добился квалификации в другой области, имел волю к дерзанию, к упорному дерзанию. Вы никогда не устраните препятствия на вашем пути к мощному слову и делу без мужественного упражнения воли.

«В моей библиотеке есть более тысячи биографий разных знаменитостей. И даже беглое исследование показывает, что среди великих огромное количество ораторов. И их гораздо больше, чем биографий великих ученых, писателей, святых и промышленников, вместе взятых. Ораторы всегда имели власть. Было бы приятно присоединиться к ним», - Брюс Бартон.





Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3459; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.004 сек.