Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вступление. От того, как оратор начал говорить, насколько ему удалось заинтересовать аудиторию, во многом зависит успех выступления

От того, как оратор начал говорить, насколько ему удалось заинтересовать аудиторию, во многом зависит успех выступления. Неудачное начало снижает интерес слушателей к теме, рассеивает их внимание. Во вступ­лении подчеркивается актуальность темы, значение ее для данной аудитории, формулируется цель выступ­ления, кратко излагается история вопроса. Перед вступ­лением ораторской речи стоит важная психологичес­кая задача— подготовить слушателей к восприятию данной темы.

Известно, что слушатели бывают по-разному на­строены перед началом речи, так как руководствуются разными мотивами. Одни приходят, потому что их
интересует тема выступления, они хотят расширить и углубить свои знания по данной теме, надеются полу­чить ответы на интересующие их вопросы. Другие
присутствуют в силу необходимости: являясь членами данного коллектива, они обязаны быть на этом меро­приятии. Первая группа слушателей с самого начала
готова слушать оратора, слушатели второй группы си­дят с установкой «не слушать», а заниматься «своими» делами (читать, разгадывать кроссворды и т. п.). Но
ведь оратору необходимо завоевать внимание всей ау­дитории, заставить работать всех слушателей, в том числе и нежелающих слушать. Это, бесспорно, трудное
и ответственное дело. Поэтому во введении особое вни­мание уделяется началу речи, первым фразам, так на­зываемому зачину.

Опытные ораторы рекомендуют начинать выступле­ние с интересного примера, пословицы и поговорки, крылатого выражения, юмористического замечания.

Во вступлении может быть использована цитата, которая заставляет слушателей задуматься над словами оратора, глубже осмыслить высказанное положение.

Пробуждает интерес к выступлению, помогает вни­мательно слушать и рассказ о каких-либо значитель­ных событиях, имеющих отношение к данной аудито­рии, к теме выступления.

Эффективное средство завоевания внимания слу­шателей — вопросы к аудитории. Они позволяют ора­тору втянуть аудиторию в активную умственную деятельность.

А. Ф. Кони учил лекторов, что первые слова долж­ны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны, они должны «зацепить» внимание слушате­лей. В статье «Советы лекторам» А. Ф. Кони приводит несколько примеров таких необычных, оригинальных вступлений идает соответствующие пояснения к ним.

«Надо говорить о Ломоносове, — пишет автор. — Во вступлении можно нарисовать (кратко — непре­менно кратко, но сильно!) картину бегства в Москву мальчика-ребенка, а потом: прошло много лет, в Петербурге, в одном из старинных домов времен Петра Великого, в кабинете, уставленном физическими приборами и заваленном книгами, чертежами и ру­кописями, стоял у стола человек в белом парике и придворном мундире и рассказывал Екатерине II о новых опытах по электричеству. Человек этот был тот самый мальчик, который когда-то бежал из род­ного дома темной ночью.

Здесь действует на внимание простое начало, как будто не относящееся к Ломоносову, и резкий кон­траст двух картин.

Внимание непременно будет завоевано, а дальше можно вести речь о Ломоносове: поэт, физик, хи­мик...»

Чтобы найти интересное, оригинальное начало, необходимо много работать, думать, искать. Это про­цесс творческий, он требует немало усилий.

Следует иметь в виду, что каждая тема требует свое­го, особого начала. При этом необходимо учитывать и состав аудитории, и степень ее подготовленности.

Заключение

Важной композиционной частью любого выступле­ния является заключение. Убедительное и яркое за­ключение запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление о речи. Напротив, неудачное заключение губит порой неплохую речь. Иногда выступающий, не уложившись в регламент, просто обрывает выступление, не произно­сит заключительных слов.

Некоторые ораторы в конце речи начинают много­кратно извиняться перед слушателями за то, что у них не было достаточно времени на подготовку речи, поэ­тому им не удалось хорошо выступить, что они, веро­ятно, не сообщили аудитории ничего нового и инте­ресного и слушатели напрасно потратили время. Этого не следует делать. Плохо, если оратор заканчивает выступление шуткой, не относящейся к теме выступ­ления. Такое заключение отвлекает внимание аудито­рии от главных положений речи.

Каким же должно бьггь заключение. А. Ф Кони писал: «Конецразрешение всей речи; конец должен быть таким, чтобы слушатели почувствовали (и не только в тоне лектора, это обя­зательно), что дальше говорить нечего».

По мнению А. Ф. Коки, конец речи должен закруг­лить ее, т. е. связать с началом. Он приводит пример, как можно было бы закончить речь о Ломоносове: «Итак, мы видели Ломоносова мальчиком-рыбаком и академиком. Где причина такой чудесной судьбы? Причина — только в жажде знаний, в богатырском труде и умноженном Таланте, отпущенном ему при­родой. Все это вознесло бедного сына рыбака и про­славило его имя».

В процессе восприятия ора­торской речи действует «закон края» и лучше запоминается то, что дается в начале и конце сообщения. Поэтому рекомендуется в заключении повторить ос­новную мысль, ради которой произносится речь, сум­мировать наиболее важные положения. В заключении подводятся итоги сказанного, делаются выводы, ста­вятся перед слушателями конкретные задачи, которые вытекают из содержания выступления.

Продумывая заключение, особенно тщательно по­работайте над последними словами выступления. Если первые слова оратора должны привлечь внимание слу­шателей, то последние призваны усилить эффект вы­ступления.

Последние слова оратора должны мобилизовать слушателей, воодушевлять их, призывать к активной деятельности.

Если речь заканчивается лозунгом, призывом, то слова лозунга произносятся высоким тоном, эмоцио­нально.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Композиция речи | Главная часть
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3469; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.