Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способы финансового анализа. Основные аналитические показатели, и их интерпретация


Тема 9. Основные модели анализа финансовой отчетности за рубежом

МОДУЛЬ V. Модели анализа финансовой отчетности в зарубежных странах

1. Способы финансового анализа. Основные аналитические показатели, и их интерпретация

2. Модель Дюпона

3. Модель Альтмана

Финансовая отчетность служит базой для проведения финансового анали­за, с помощью которого заинтересованные пользователи могут принимать обоснованные экономические решения.

Финансовая отчетность при каждой из моделей бухгалтер­ского учета за рубежом имеет следующие особенности:

- составляется на языке данной страны;

- составляется в национальной валюте данной страны;

- готовится в соответствии с учетными стандартами, действующими в данной стране.

Различия в языках, валютных системах и принципах учета стран создают проблемы анализа финансовой отчетности.

Для устранения несоответствия показателей финансовой от­четности в середине 70-х годов XX в. организация англо-амери­канской модели учета — Совет по разработке стандартов финан­сового учета (Financial Accounting Standards Board — FASB) начал разработку проекта концептуальной схемы. В задачу Совета вхо­дило описать организацию логичной системы взаимосвязанных целей и понятий, которая должна привести к созданию согла­сованного финансового учета и отчетности. Это позволит управ­лять событиями, которые должны учитываться, измерять эти события, а также найти способы их обобщения.

Чтобы создать концептуальную схему, Совет по разработке стандартов финансового учета выпустил Положения о понятиях финансового учета (Statement of financial accounting Concepts — SFAC). Цель этого документа заключается в том, чтобы установить основы, на которых должны базироваться финансовый учет и отчетность, а, следовательно, и анализ финансовой отчетности.

В третьем Положении о понятиях финансового учета «Элемен­ты финансовой отчетности предприятий» (SFAC 3), разработан­ном в 1980 г., отражены 10 элементов финансовой отчетности: активы, кредиторская задолженность, собственный капитал, ин­вестиции собственников, распределение между собственниками, совокупный доход, выручка, расходы, доходы, убытки.



Сущность и содержание каждого из этих элементов может быть раскрыта следующим образом.

Активы (assets) — это возможная будущая экономическая выгода, полученная или контролируемая отдельной компанией в результате прошлых сделок или событий.

Активы имеют существенные характеристики:

1) воплощают в себе возможную будущую выгоду, которая предполагает способность одного вида активов самого по себе, или взятого в совокупности с другими их видами, прямо или косвен­но вносить свой вклад в будущие чистые денежные поступления;

2) компания может получить выгоду и контролировать спо­собы ее получения;

3) сделки или другие события, дающие право компании по­лучить или сохранить полученную прибыль, уже совершились.

Однажды приобретенные компанией активы продолжают ими оставаться до тех пор, пока она не передаст их другой компании, или не использует их; либо пока какие-либо события (об­стоятельства) не уничтожат будущую выгоду или лишат компанию способности получать ее.

Кредиторская задолженность (пассивы) (liabilities) — это возможная потеря в будущем экономической выгоды из-за обя­зательств, имеющихся у компании в случае передачи активов или предоставления услуг другим компаниям в результате прошлых сделок или событий.

Кредиторская задолженность имеет три существенные харак­теристики:

1) воплощает обязанности и ответственность перед одной или большим числом компанией, которые требуют их погашения посредством возможной будущей передачи или использования активов к оговоренной или определяемой дате при наступлении особых событий или при возникновении потребности. Обязан­ность (или ответственность) компании оставляет ей ограничен­ный выбор или вовсе не оставляет выбора в отношении того, что­бы исключить убыток в будущем;

2) наличие осуществимых требований не является необхо­димой предпосылкой для того, чтобы классифицировать обяза­тельства как пассивы, если будущие платежи наличными или другая передача активов для погашения обязательств возможна иным образом;

3) сделки или другие события, влекущие за собой возник­новение обязательств компании, уже совершились.

Однажды возникнув, задолженность продолжает учитываться как пассивы до тех пор, пока не будет погашена; либо пока не про­изойдет другое событие или обстоятельство, которое позволит погасить их или избавит компанию от ответственности за пога­шение.

Собственный капитал (equity) — это часть активов компа­нии, которая остается после вычета кредиторской задолженности. Собственный капитал определяется долей участия собствен­ников компании (акционерный капитал).

Инвестиции собственников (investment by owners) увели­чивают чистые активы компании в результате передачи ей дру­гими компаниями каких-либо ценностей с целью создать или увеличить собственный капитал (доля собственности).

Распределение между собственниками (distributions to owners) уменьшает чистые активы компании в результате пере­дачи активов, оказания услуг или возникновения обязательств этой компании перед собственниками.

Совокупный доход (comprehensive income) — это изменение в собственном капитале (чистых активах) компании в течение определенного периода в результате заключения сделок или обстоятельств с использованием несобственных источников. Этот доход включает изменения собственного капитала за определенный период, за исключением тех измене­ний, которые возникают в результате инвестиций собственников и выплат собственникам.

За время деятельности компании ее совокупный доход ра­вен разнице между денежными поступлениями и денежными выплатами (исключая инвестиции собственников и суммы, рас­пределенные между ними в денежной форме).

Совокупный доход является результатом:

- сделок по обмену и другой передачи активов данной ком­пании лицам, которые не могут быть ее собственниками;



- затрат труда в компании;

- изменений цен, несчастных случаев и других событий от взаимодействия компании с экономической, юридической, со­циальной, политической и физической средой.

Выручка (revenues) — это поступление или иное увеличе­ние активов компании или погашение ее обязательств (либо и то и другое) во время поставки или производства товаров, оказания услуг или осуществления иной деятельности, которая составля­ет главный (или основной) вид деятельности компании.

Выручка представляет собой реальное или предполагаемое поступление денежных средств (или денежных эквивалентов), которое происходит или произойдет в результате осуществления главной (или основной) деятельности компании в данном пе­риоде.

Расходы (expenses) — это ликвидация или иное использова­ние активов, либо возникновение обязательств (может быть и то и другое) во время поставки или производства товаров, оказания услуг или осуществления другой деятельности, которая состав­ляет главный (основной) вид деятельности компании.

Расходы представляют собой реальное или предполагаемое расходование денежных средств (денежных эквивалентов), ко­торое происходит или произойдет в результате осуществления главной (основной) деятельности компании в данном периоде.

Доходы (gains) увеличивают собственный капитал (чистые активы) в результате второстепенных (или несущественных) сде­лок компании и в результате всех остальных сделок, событий и об­стоятельств, оказывающих влияние на нее в течение определен­ного периода, исключая те, которые возникают в результате получения выручки или инвестиций собственников.

Убытки (losses) уменьшают собственный капитал (чистые активы) в результате второстепенных (несущественных) сделок компании и в результате всех остальных сделок, событий и обстоятельств, оказывающих влияние на нее в течение определен­ного периода, исключая те, которые возникают в результате рас­ходов или распределения между собственниками.

Глубина и способы финансового анализа зависят от целей, которые ставят перед собой пользователи. Мож­но выделить ряд способов и приемов, которые являются типичными и широко используются в зарубежной практике.

Способы финансового анализа (технические приемы):

- чтение финансовой отчетности;

- вертикальный анализ;

- горизонтальный анализ;

- расчет коэффициентов.

Чтение финансовой отчетности представляет собой обычный обзор данных отчетности с выделением ряда ключевых показателей, например, величины продаж или общей величины активов.

Вертикальный анализ основан на структурном подходе, когда общие вели­чины берутся за 100% и определяется доля составляющих частей. Напри­мер, общая величина активов принимается за 100% и определяются доли каждой статьи в общем объеме. Результаты такого анализа позволяют оце­нить структуру показателей отчетности.

Горизонтальный анализ осуществляется с использованием временного фактора: сравниваются показатели предшествующего и отчетного пери­ода, определяются (в процентах) абсолютные и относительные их измене­ния. Данный анализ позволяет определить, какие показатели улучшились (ухудшились) за отчетный период.

Более информативным является трендовый анализ, когда сравниваются показатели не за два года, а за несколько предшествующих лет.

Наиболее широко применяемым способом финансового анализа является расчет коэффициентов. Отметим, что любой коэффициент сам по себе не представляет большой информационной ценности. Только комплекс­ный анализ совокупности коэффициентов, дополненный сравнительным временным анализом и анализом данных разных компаний, позволяет полу­чить желаемые результаты.

Коэффициенты финансового анализа могут быть сгруппированы различ­ными способами. В целом можно выделить четыре группы коэффи­циентов:

1) коэффициенты ликвидности;

2) коэффициенты рентабельности (прибыльности) и эффективности (обо­рачиваемости);

3) коэффициенты долгосрочной платежеспособности;

4) коэффициенты рынка.

Рассмотрим каждую из групп более подробно.

Коэффициенты ликвидности

Наиболее известными считаются следующие коэффициенты ликвидности.

Коэффициент текущей ликвидности (current ratio)рассчитывается как соотношение текущих (оборотных) активов и текущих (краткосрочных) обязательств. Он показывает, в какой степени текущие обязательства ком­пании покрываются ее текущими активами, и характеризует степень ликвидности (крат­косрочной платежеспособности) компании:

CR = CA / CL,

где

CR — коэффициент текущей ликвидности;

СА — текущие активы;

CL — текущие обязательства.

Коэффициент срочной ликвидности (quick ratio/acid-test ratio)пред­ставляет собой более консервативную меру ликвидности, когда из теку­щих активов исключаются наименее ликвидные статьи (запасы и предоплаченные расходы). Он показывает, насколько текущие обязательства компа­нии покрываются наиболее ликвидными активами:

QR = (CASH + STMS + R) / CL,

где

QR — коэффициент срочной ликвидности;

CASH — денежные средства;

STMS — краткосрочные инвестиции в ценные бумаги;

R — дебиторская задолженность;

CL — текущие обязательства.

Коэффициент денежной ликвидности (cash ratio)показывает, насколь­ко текущие обязательства компании покрываются самым ликвидным акти­вом — денежными средствами:

CASHR = CASH / CL,

где

CASHR — коэффициент денежной ликвидности;

CASH — денежные средства;

CL — текущие обязательства.

Оборотный капитал (working capital) является еще одним показателем ликвидности компании. Посредством этого показателя определяется, насколько текущие активы больше текущих обязательств; он характеризу­ет возможности роста компании — потенциальный свободный резерв средств:

WC=CA-CL,

где

WC — оборотный капитал;

СА — текущие активы;

CL — текущие обязательства.

Коэффициенты рентабельности (прибыльности) и эффективности (оборачиваемости)

Рентабельность активов (return on assets) — наиболее часто использу­емая мера прибыльности компании. Этот коэффициент отражает способ­ность активов компании генерировать чистую прибыль и показывает, сколько чистой прибыли дает каждый доллар (или иная денежная единица), вло­женный в активы. Показатель рассчитывается как отношение чистой при­были к среднегодовой величине активов (равной сумме активов на начало и конец отчетного периода, деленной на два):

ROA = NP / TAavrg,

где

ROA — рентабельность активов;

NP — чистая прибыль;

ТАavrg— среднегодовая величина активов.

Если числитель и знаменатель разделить на величину продаж (S), то данный показатель можно разбить на две части: рентабельность про­даж и оборачиваемость активов:

ROA = NP / S*S / TAavrg = ROS*AT,

где

S — выручка от продаж;

ROS — рентабельность продаж;

AT — оборачиваемость активов.

Таким образом, рентабельность компании может быть увеличена либо за счет повышения рентабельности продаж (доли прибыли в цене), либо за счет увеличения оборачиваемости активов.

Если рентабельность активов за последний период увеличилась, это является положительным фактором.

Рентабельность продаж/норма прибыли (return on sale/net profit mar­gin) показывает, сколько чистой прибыли содержится в каждом долларе (или иной денежной единице) продаж. Он широко используется для вре­менного анализа деятельности компании, ее возможности генерировать оперативную прибыль и сравнения компаний различ­ных отраслей:

ROS = NP / S,

где

ROS — рентабельность продаж;

NP — чистая прибыль;

S — выручка от продаж.

Оборачиваемость активов (assets turnover) показывает, сколько раз долж­ны обернуться активы, чтобы можно было получить данную выручку, или сколько выручки приносит каждый доллар (или иная денежная единица), вложенный в активы (показатель характеризует возможность компании генерировать продажи данным числом активов):

AT = S / TAavrg,

где

AT — оборачиваемость активов;

S — выручка от продаж;

ТАavrg— среднегодовая величина активов.

Рентабельность продаж может быть рассчитана не только по чистой при­были, но и с использованием показателей валовой и операционной прибы­ли. При сравнении трех показателей рентабельности (рентабельности про­даж, процента валовой прибыли, процента операционной прибыли) мож­но определить причины изменения рентабельности продаж.

Процент валовой прибыли (gross profit margin) показывает долю вало­вой прибыли в цепи продукции, характеризуя контроль компании над себе­стоимостью и способность покрывать остальные расходы:

GPM = GP / S,

где

GPM — процент валовой прибыли;

GP — валовая прибыль;

S — выручка от продаж.

Процент операционной прибыли (operating profit margin) отражает долю операционной прибыли в цепи продукции и показывает рентабель­ность основной деятельности компании:

OPM = OP / S,

где

ОРМ — процент операционной прибыли;

ОР — операционная прибыль;

S — выручка от продаж.

Рентабельность собственного капитала (return on equity) - пока­затель, наиболее значимый, с точки зрения акционеров компа­нии. Он характеризует прибыль, которая приходится на собствен­ный капитал, т.е. показывает, сколько чистой прибыли приносит каждый доллар (или иная денежная единица) собственных средств компании для акционеров. Сравнение с показателем рентабельности активов дает пред­ставление о финансовом рычаге — финансировании за счет заемных средств:

ROE=NP / Eavrg,

где

ROE — рентабельность собственного капитала;

NP — чистая прибыль;

Eavrg — среднегодовая величина собственного капитала.

Коэффициент собственного капитала показывает экономи­ческий рост компании.

Если в динамике показатель экономического роста увели­чился, то в последние годы это является положительным факто­ром. Когда ROE больше, чем его значение у конкурентов и среднеотраслевое, для ускорения экономического роста компании выгодно увеличить долю реинвестированной прибыли.

Оборачиваемость дебиторской задолженности (accounts receivable turnover) характеризует эффективность управления активами. Коэффици­ент оборачиваемости дебиторской задолженности отражает эффективность управления такой задолженностью, показывает, сколько раз дебиторская задолженность превращается в деньги, и рассчитывается как частное от деления выручки от продаж на среднегодовую величину дебиторской задолженности покупателей:

ART = S / ARavrg

где

ART — оборачиваемость дебиторской задолженности;

ARavrg — среднегодовая величина дебиторской задолженности покупателей.

Период получения дебиторской задолженности (average collection period) является показателем, обратным показателю оборачиваемости деби­торской задолженности. Он отражает среднее количество дней, которое необходимо покупателям для оплаты их задолженности:

ACP=365 / ART,

где

АСР — период получения дебиторской задолженности;

365 — количество дней в году;

ART — оборачиваемость дебиторской задолженности.

Оборачиваемость запасов (inventory turnover) показывает, сколько раз запасы ликвидируются в течение года. В отличие от других показателей оборачиваемости в числителе показателя оборачиваемости запасов берется не величина выручки, а себестоимость реализованных товаров (продукции):

IT = CGS / Iavrg,

где

IT — оборачиваемость запасов;

CGS — себестоимость реализованных товаров (продукции);

Iavrg — среднегодовая величина запасов.

Период нахождения в запасах (days-in-inventory) является обратным показателем оборачиваемости запасов. Он характеризует среднее количе­ство дней хранения запасов, т.е. средний период «связывания» денежных средств в запасах:

DII = 365 / IT,

где

DII — период нахождения в запасах;

365 — количество дней в году;

IT — оборачиваемость запасов.

Коэффициенты долгосрочной платежеспособности

Отношение задолженности к собственному капиталу (debt to equity ratio) в разных источниках рассчитывается по-разному. В числителе коэффициента берется либо вся величина задолженности, либо только долгосрочные обяза­тельства компании. Коэффициент отражает соотношение источников финан­сирования компании. Чем он выше, тем больше доля заемных средств в финан­сировании активов, и тем более рисковой является ситуация:

DTER = L (или LTL) / Е,

где

DTER — отношение задолженности к собственному капиталу;

L — общая величина обязательств;

LTL — величина долгосрочных обязательств;

Е — величина собственного капитала.

Коэффициент задолженности (debt ratio)показывает долю активов, кото­рые финансируются за счет заемных средств, и отражает степень защи­щенности кредиторов. При расчете коэффициента задолженности в числи­теле также могут быть использованы либо общая величина обязательств, либо величина долгосрочных обязательств:

DR = L (или LTL): ТА,

где

DR — коэффициент задолженности;

L — общая величина обязательств;

LTL — величина долгосрочных обязательств;

ТА — величина активов.

Покрытие процентов (times interest earned/interest coverage ratio)пока­зывает способность компании платить проценты, т.е. насколько зарабаты­ваемая прибыль превышает расходы на проценты:

TIE = EBIT: INT,

где

TIE — коэффициент покрытия процентов;

ЕВIT — прибыль до уплаты налогов и процентов;

INT — расходы на проценты.

Коэффициенты рынка

Чистая прибыль на акцию (earnings per share)является одним из наибо­лее широко используемых индикаторов рентабельности компании с точки зрения рынка. Она рассчитывается как отношение чистой прибыли к общему среднему количеству обыкновенных акций, находящихся в обраще­нии. Если у компании есть привилегированные акции, то в числителе берется величина чистой прибыли за вычетом дивидендов по привилегированным акциям. Показатель характеризует долю чистой прибыли на одну акцию:

EPS = NP / NMBSH,

где

EPS — чистая прибыль на акцию;

NP — чистая прибыль;

NMB$H — среднее количество обыкновенных акций, находящихся в обращении.

Коэффициент выплаты дивидендов (payout ratio)отражает долю выпла­чиваемых дивидендов в чистой прибыли, т.е. долю чистой прибыли, кото­рую получают инвесторы в собственное пользование. Если у компании есть привилегированные акции, то в числителе берется величина дивидендов владельцам обыкновенных акций, а в знаменателе — величина чистой прибыли за вычетом дивидендов по привилегированным акциям:

POR = DIV / NP,

где

POR — коэффициент выплаты дивидендов;

DIV — дивиденды;

NP — чистая прибыль.

Коэффициент цена/доход (price/earnings ratio)отражает соотношение рыночной цены акции и величины чистой прибыли на акцию, показывая, сколько инвесторы готовы заплатить за один доллар (или иную денежную единицу) чистой прибыли на акцию:

PER = PRICE / EPS,

где

PER — коэффициент цена/доход;

PRICE — рыночная цена одной акции;

EPS — чистая прибыль на акцию.

Коэффициент дивидендного дохода (dividends yield)показывает теку­щую рентабельность вложений для инвестора, или сколько дивидендов получает инвестор на единицу вложенных в акции средств при текущих ценах:

DY = DPS / PRICE,

где

DY — коэффициент дивидендного дохода;

DPS — дивиденды на одну акцию;

PRICE — рыночная цена одной акции.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Порядок разработки и принятия Международных Стандартов Финансовой Отчетности | Модель Дюпона

Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 518; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2021) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.027 сек.