Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка уровня общительности педагога как одного из важных профессиональных качеств

Ведущее профессиональное качество педагога – общительность – показатель высокого коммуникативного потенциала. Умение слушать, быть внимательным, понимать состояние говорящего – важнейшие составляющие педагогической общительности. Они проявляются тогда, когда есть интерес к внутреннему миру ученику, потребность общения с ним на духовном уровне.

Общительность как свойство личности включает в себя:

¾ коммуникабельность – способность испытывать удовольствие от процесса общения;

¾ социальное родство – желание находиться в обществе среди других людей;

¾ альтруистические тенденции – эмпатию как способность к сочувствию, сопереживанию и идентификацию, как умение «погружаться» в мир другого человека.

Педагогическая культура подразумевает и другие качества личности, необходимые в общении: справедливость, открытость, искренность, терпимость, выдержка, самообладание, требовательность, тактичность.

Общий уровень общительности(по В.Ф. Ряховскому) Данный тест поможет проверить, насколько развита у Вас общительность и что Вам необходимо предпринять для совершенствования собственной техники общения. Вашему вниманию предлагается несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно: «да», нет», «иногда». 1. Вам предстоит серьезная деловая встреча. Выбивает ли Вас из колеи ее ожидание? 2. Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента? 3. Вызывает ли у Вас смятение неожиданное поручение выступить с лекцией в незнакомой до этого аудитории? 4. Если Вам предложат поехать по профессиональным делам в город, где Вы никогда еще не бывали, приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать поездки? 5. Вы делитесь своими профессиональными переживаниями с малознакомыми коллегами? 6. Раздражают ли Вас просьбы учащихся глубже пояснить им новый материал, больше привести примеров на излагаемую теорию по предмету? 7. Считаете ли Вы, что педагогам и учащимся бывает трудно понять проблемы друг друга? 8. Постесняетесь ли Вы напомнить коллеге, что он забыл Вам вернуть деньги, взятые в долг несколько месяцев назад? 9. Учащийся дает Вам на проверку работу, явно выполненную несамостоя­тельно. Вы промолчите о своих подозрениях и поставите ему оценку? 10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, Вы первым не вступите с ним в беседу. Так ли это? 11. Избегаете ли Вы открытых конфликтов с учащимися? 12. Избегаете ли Вы участия в дисциплинарных комиссиях, посвященных разбору поведения отстающих учеников? 13. Вы всегда имеете собственное мнение по поводу прочитанных книг, просмотренных спектаклей и фильмов? 14. Предпочитаете ли Вы промолчать, если услышите явно ошибочное суждение по хорошо известному вам вопросу или факту? 15. Тяготит ли Вас просьба родителей ученика индивидуально помочь ему разобраться в учебной теме? 16. Предпочитаете ли Вы излагать свою точку зрения в письменной форме устному изложению? Подведение итогов Ответ "да" оценивается в 2 балла, "иногда"- 1 балл, "нет"- 0 баллов. 30-32 балла. Вы явно некоммуникабельны, от чего сами сильно страдаете. Коллегам и ученикам с Вами тяжело. Ha Вас трудно положиться в деле, требующем групповых усилий. Вы слабы в проведении массовых и открытых мероприятий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя. 25-29 баллов. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете уединение. У Вас мало друзей. Вы привыкаете к старым ученикам, трудно с ними расстаетесь и долго налаживаете контакт с новыми. Вообще все новое: работа, обстановка, поручения администрации, люди тяготят вас. 19-24 балла. Вы общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя уверенно. Новые проблемы Вас не пугают. Вы умеете наладить контакт с учащимися и легко управляете дисциплиной класса. Но с новыми людьми (коллегами, членами родительского комитета) сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. В Ваших высказываниях порой слишком много сарказма, без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы. 14-18 баллов. У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете учащихся, достаточно терпеливы в общении с ними, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости, спокойно и аргументировано. В то же время не любите недисциплинированности учащихся, их развязанность, экстравагантные выходки и многословие могут вызывать у Вас раздражение. 9-13 баллов. Вы общительны, иногда даже сверх нормы и меры. Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что иногда раздражает окружающих. Интересуетесь делами своих учеников даже выходящими за учебный процесс. Охотно даете им разнообразные советы. Вам нравится организовывать внеклассные мероприятия: концерты, экскурсии и т.д. Любите быть в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Вам недостает усидчивости, терпения для успешности профессиональной деятельности. 4-8 баллов. Общительность бьет из Вас ключом... Вы любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызывать у Вас мигрень и даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете его довести до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к Вам с некоторой опаской и сомнениями.
3 балла и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны. Вольно или не вольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в Вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная работа – не для Вас. Людям трудно с Вами.

 

В заключении отметим, что думающий педагог, осмысливая и анализируя свою деятельность, должен обращать особо пристальное внимание на то, какие способы взаимодействия и общения являются для него более типичными и чаще используемыми, т.е. должен владеть навыками профессиональной самодиагностики, без чего не может быть сформирован стиль общения, органичный ему, адекватный его психофизиологическим параметрам, отвечающий решению задачи личностного роста педагога и учащихся.

 


 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Коммуникативная культура педагога как средство формирования социальной компетентности учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) | Лекция №9. Тема:Титриметрические методы анализа
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 858; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.