Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II. Представление о социальном типе




Сказанное выше позволяет перейти к представлению о социальных типологиях. В любой реакции человека на ситуацию, поступок, подсознательное действие можно увидеть типическое. Такое восприятие соотносится с представлением о принадлежности к группе, определяется историей группы. Позиция социального агента в структуре социальных групп принуждает воспроизводить групповые социальные представления. В совместной деятельности группы возникает общая порождающая матрица практик людей — социальных агентов, которые живут в сходных социальных условиях. Эта общность проявляется в сходстве биографий.

Социальные институты, структурирующие деятельность людей — социальных агентов, не существуют во времени постоянно. Когда ученики выходят за двери школы, школьное обучение как социальная активность на время прекращается. Мы имеем дело со способностями, возможностями, знаниями, верованиями и ожиданиями людей, а не с постоянно реализуемыми практиками. Человек носит свои способности, свою социальность и культуру в себе самом. Проблема структурных свойств социальных реальностей — ключевая проблема объяснения в социальных науках. Это позволяет еще раз подчеркнуть значимость антропологических подходов.

Типологизация — специфический способ познания законосообразности социокультурной реальности.

Тип — объект, выделяемый и рассматриваемый в качестве представителя множества объектов.

Тип — своего рода шаблон. Он конституируется через телесные и ментальные практики, через жизненные стили.

Типологизация может осуществляться как в научных, так и во вне-научных формах. Пример научной формы — типологизации в социологии. Пример вненаучной формы — типологизация в искусстве. Типология не равна классификации, т.к. представление о типе учитывает градации переходных форм.

Тип представляет наиболее вероятное, «образцовое» для данной системы связей явление.

Типизация является не только познавательной, но и практической операцией. Мы «доверяем» нашей повседневности, считаем ее нормальной во многом потому, что она упорядочена, систематизирована, типизирована. Она конституирована порядком, который возник до нашего появления на сцене социального театра. Мы играем с уже существующими способами и средствами типизации. В число этих средств входит язык. Мы живем в ореоле отвердевших значений, представленных, например, пословицами. Социальные институты также могут быть поняты как средства типизации. В ряд типизации войдет и социальная роль. Как известно, в роли может быть представлен институт (вспомним судью в мантии).

Механизм формирования типического отражается в понятии габитус, введенном П. Бурдье. Габитус есть воспроизводимые, повторяющиеся, относительно устойчивые во времени и пространстве регулярности практик агента. Габитус обладает иной природой, нежели практики и социальные отношения. Габитус — это «следы» прошлых практик агента, которые определяют его настоящие и будущие практики в силу того, что являются их внутренними (по отношению к агенту) условиями и предпосылками. Затруднительно сказать, существует ли габитус в «сознании» или «теле» агента. Для него подобное «или — или» некорректно. Мы в состоянии лишь косвенно измерять габитус, опираясь на те практики, которые производит агент, и на основе цикла «условие — обусловленное».

Габитус детерминирует практики и детерминирован социальными отношениями. Социальные отношения суть существующие нетранзитивно предварительные условия и предпосылки практик; практики реализуются согласно внутренним тенденциям габитуса, взятого во взаимодействии с социальными отношениями, как результат воспроизводства/производства социальных отношений. Поэтому неверно было бы утверждать, что агенты создают социальные отношения. Отношения всегда даны, и агенты лишь воспроизводят/производят их. Производство социальных отношений неизбежно представляет собой лишь трансформацию воспроизводства, ибо социальные отношения предсуществуют. Габитус не существует вне агента.

I.
Понятие габитус двойственное. С одной стороны, габитус обозначает предопределенность, принудительность. Это необходимость, которая обрела плоть в вещах и телах. Можно обозначить основные детерминанты габитуса:

1) капитал (не только экономический, но и социальный, культурный);

2) позиция в отношениях производства (например, определенная через профессию, род занятий со всеми сопутствующими детерминациями);

3) тип социальной связи, в которую человек включен;

4) история группы, к которой принадлежит индивид;

5) индивидуальная история (биография).

Эти детерминанты определяют манеру держаться, мыслить и говорить. Их воздействие многократно усиливается деятельностью средств информации и системы образования.

В процессе социализации индивида происходит интериоризация качеств, определенных названными параметрами. В течение жизни человек обретает новые телесные, языковые, поведенческие и др. навыки, которые мы называем социальными. Огромное значение имеют семейная и школьная социализации, социализация через средства коммуникации. Кино и телевидение каждый день демонстрируют, каким должно быть легитимное (узаконенное, образцовое, нормальное) тело, как человек должен улыбаться, ходить, реагировать. Нам показывают, что такое красивая женщина, мужчина, ребенок, старик.

Понятие габитус позволяет представить восприятие людьми социального мира как продукт двойного социального структурирования. С «объективной» стороны оно структурировано социально, поскольку институты общества, в котором человек живет, предстают восприятию как данные объективно. С «субъективной» стороны сами схемы восприятия и оценивания не только приспосабливаются к рассматриваемому моменту, но и являются продуктом предшествующей реальной и символической борьбы.

II.
Габитус выступает как система организующих принципов действия, порождающая разные практики.Человек — реальный социальный агент выступает как практический оператор конструирования объектов. Понятие габитус позволяет объяснить изменение человека. Габитус — не только система приобретенных схем деятельности, функционирующих на практике как категории восприятия и оценки, как принципы классификации элементов социального мира. Это возможность социальной игры, игра, превратившаяся в натуру. Понятие игры позволяет показать, что действия человека, с одной стороны, социально детерминированы: игра осуществляется по правилам. Игра — место закономерностей. Но с другой — игра подразумевает бесконечное множество ходов в рамках заданных правил. Тем самым возникает возможность объяснять изменения человека и общества.

Роль понятия «габитус»
Понятие габитус позволяет реализовать новый тип социального объяснения. Социальный агент перестает рассматриваться только как производное социальной структуры, а социальный мир как пространство объективно заданных связей, внешнее по отношению к агентам. Человек не только наследует общество, но и изобретает его. Этот процесс социального изобретения бесконечен.

Для чего еще введено это понятие? Чтобы осознать парадокс: поведение может быть ориентировано на цель, не будучи сознательно направлено к этой цели, но в то же время оно движимо этой целью. Представления о деятельности человека в истории утрачивают фатализм. В то же время это понятие вскрывает давление условий и социальных обусловленностей в самом сердце человека — социального агента.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 846; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.