Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III. Концепция социального характера Э. Фромма

Идеологии и культура коренятся в социальном характере; сам социальный характер формируется образом жизни данного общества, но доминантные черты этого характера в свою очередь становятся созидательными силами, формирующими социальный процесс.

Социальный характер - это та совокупность черт характера, которая присутствует у большинства членов данной социальной группы и возникла в результате общих для них переживаний и общего образа жизни. Характер определяет мысли, чувства и действия индивида.

Часто случается, что некоторая социальная группа на уровне сознания принимает какие-то идеи, но эти идеи на самом деле не затрагивают всей натуры членов этой группы в силу особенностей их социального характера; такие идеи остаются лишь набором осознанных принципов, но в критический момент люди оказываются неспособны действовать в соответствии со своими принципами

Функции социального характера:

1. Побуждает индивида делать именно то, что необходимо и желательно в специфических социальных условиях его культуры.

2. Человек получает глубокое психологическое удовлетворение от возможности поступать в соответствии со своей потребностью

3. Социальный характер призван удовлетворять внутренне присущие человеку религиозные потребности (если под религией понимать систему взглядов и действий, которой придерживается какая-либо группа людей и которая служит индивиду схемой ориентации и объектом поклонения).

4. Социальный характер оказывает влияние на социоэкономическую структуру общества:

a. придает ей стабильность;

b. при определенных обстоятельствах (изменении социально-экономической структуры общества) готов взорвать ее.

Типы социального характера:

Непродуктивные:

1. Восприимчивый – источник всех благ находится вовне, блага получают в готовом виде. Это пассивный, безынициативный тип.

2. Авторитарный – готовность подчиняться и подчинять, основан на представлении о том, что источник всех благ находится вовне, поэтому их надо присвоить силой. Это эксплуататорская ориентация.

3. Стяжательский – человек ориентирован на изоляцию от окружающего мира и экономию всех благ. Это собственническая ориентация.

4. Рыночный – человек становится товаром для себя, успех зависит не только от способностей и навыков, но и от способности себя подать.

Новый, продуктивный социальный характер: отказ от ориентации на обладание; полная независимость; религиозность без веры в бога; проявление социальной активности в духе заботы о человеке и человеческой солидарности.

Условия изменения социального характера:

1. Мы с традаем и осознаем это.

2. Мы понимаем, каковы причины нашего страдания.

3. Мы понимаем, что существует путь, ведущий к освобождению от этих страданий.

4. Мы осознаем, что для освобождения от наших страданий мы должны следовать определенным нормам и изменить существующий образ жизни.

Относительно взаимодействия социальной структуры и социального характера есть две противоположные точки зрения:

1. Социоэкономическая структура формирует социальный характер (этой точки зрения придерживались большевики, совершая революцию; новая элита, обладающая прежним социальным характером, воссоздала условия старого общества в новых социально-политических институтах, созданных революцией).

2. Социальный характер формирует социоэкономическую структуру (сначала нужно изменить природу человека — его сознание, ценности, характер — и лишь после этого может быть построено подлинно человеческое общество; изменения в психике человека всегда оставались принадлежностью сугубо частной сферы и ограничивались небольшими оазисами или же оказывались совершенно неэффективными, когда проповедь духовных ценностей сочеталась с реализацией на практике ценностей, прямо противоположных).

3. Социальный характер - это результат динамической адаптации человеческой природы к общественному строю. Изменения социальных условий приводят к изменению социального характера, то есть к появлению новых потребностей и тревог. Эти новые потребности порождают новые идеи, в то же время подготавливая людей к их восприятию. Новые идеи в свою очередь укрепляют и усиливают новый социальный характер и направляют человеческую деятельность в новое русло.

Иными словами, социальные условия влияют на идеологические явления через социальный характер, но этот характер не является результатом пассивного приспособления к социальным условиям; социальный характер - это результат динамической адаптации на основе неотъемлемых свойств человеческой природы, заложенных биологически либо возникших в ходе истории.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
II. Представление о социальном типе | IV. Типология социального характера Д. Рисмена
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 2159; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.