Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского




В.А. Сухомлинский закончил Полтавский педагогический институт. В 1947 году был назначен директором Павлышской школы, которую превратил в своеобразную авторскую экспери­ментальную площадку. Практик и теоретик. Всю жизнь проработал в сельской школе. Опубликовад более 300 р-т и 600 статей.

В основе его педагогической теории лежит педагогический оптимизм и любовь к детям, вера в утверждение доброго и чело­вечного в жизни, формирование идей добра, милосердия, народно­сти воспитания, чтобы в душах детей "отразился в миниатюре портрет народа". Пословицы и поговор­ки с воспитательным содержанием служат для учащихся основой нравственных заповедей, темами сочинений: задачи-загадки слу­жат для развития мышления, логики, интереса к учению.

Огромное воспитательное действие, по мнению В.А. Сухо­млинского, оказывает труд, который является не только жизнен­ной необходимостью, но и сферой духовного развития ребенка, средством его социализации, самовыражения и самоутверждения.

В основу воспитательного процесса он помещает принцип природосообразности, культ природы, ребенка, человека. Основ­ное внимание уделяет формированию у учащихся понимания об­щечеловеческих ценностей, гуманизма, трудолюбия, любви к жизни, формированию духовного мира ребенка. Воспитание, - говорит В.А. Сухомлинский, - нужно начи­нать с простейших нравственных качеств. Родные люди, семья должны стать опорой в формировании нравственности ребенка. Особая роль в этом принадлежит матери как основе основ всей жизни на земле. Поэтому в школе В.А. Сухомлинского осуществ­ляется настоящий Культ Матери. Каждым первоклассником выса­живается "Яблоня матери", первые плоды с которой будут торже­ственно преподнесены матери и бабушке. Делается специальная "клумба материнских цветов". Учреждается "День матери" - 7-го марта, когда выращенные в школьной оранжерее цветы относятся матерям воинов, погибших в годы войны, и "День девочек" в зим­ние каникулы, к которому каждый мальчишка тайно выращивал какой-то цветок. Существует особая традиция освобождения учи­тельниц or участия в воскресниках и тяжелых работах учителями-мужчинами. Создаются специальные стенды, посвященные мате­рям.

Педагогика, - считает В.А. Сухомлинский, - должна быть наукой и для учителей, и для родителей, а заботиться о воспитании нового человека надо задолго до его появления на свет. Для В.А. Сухомлинского обучение и развитие всех без ис­ключения детей была одновременно и государственной пробле­мой, и горем одного маленького человека, неспособного угнаться за темпами сегодняшнего преподавания. "Эти дети - не уродливые, а самые хрупкие, самые нежные цветы в безгранично разнообраз­ном цветнике человечества. Не их вина, что они приходят в школу хилыми, слабыми, беззащитными. Виноваты в этом и природа и... многовековая социальная несправедливость, уничтоженная, но оставившая свои плоды на многие годы, и наше общество, не су­мевшее предотвратить некоторые социальные бедствия, среди ко­торых на первом месте стоят алкоголизм и непрочность семьи".

"Любить отдельных детей, наиболее симпатичных нам, не столь уж трудная задача, - говорит В.А. Сухомлинский, - но лю­бить всех без исключения, чтобы каждый из них стал полноцен­ным человеком, - это большой педагогический талант. Взвинченность ребенка, манию несправедливых обид и пре­следований, детскую озлобленность, напускную беззаботность он считает признаками школьных заболеваний, вызванных "педаго­гическим бескультурьем". К нему он относит несправедливость, бестактность, грубость, душевную черствость учителя. Все это по­трясает нервную систему ребенка, неспособного противостоять этой несправедливости, сильнейшее нервное возбуждение оканчи­вается апатией и слабостью, неспособностью нормально мыслить.

Воспитательные идеи В.А. Сухомлинского лучше всего вы­ражены им самим в наиболее ярких его высказываниях:

- Лозунг о всестороннем развитии личности надо воплощать в реальную жизнь, в каждодневную воспитательную работу.

- Подчинить школу, воспитание интересам развивающейся лич­ности ребенка.

- Воспитывать и обучать детей можно, только любя их.

- В человеке заложена потребность в счастье, но в нем необхо­димо с малых лет формировать правильное представление об этом счастье, и делать это должна прежде всего школа.

- С ранних лет ребенок должен трудиться с радостью, стремясь к тому, чтобы его труд каким-то образом улучшал окружаю­щую жизнь, делал ее красивее.

- Необходимым компонентом счастья является борьба против несправедливости, лицемерия, подлости во всех проявлениях.

- Истинное счастье неотделимо от умения искренне и предано любить.

- Нужно воспитывать в ребенке веру в свои силы.

- Проблему воспитания молодого поколения таким, каким мы хотим его видеть, В.А. Сухомлинский связывает с проблемой на­стоящего учителя, который должен обладать истинной культурой.

В ее состав включается:

-отличное знание своего предмета,


- совершенное владение всеми методами преподавания и изуче­ния личности ребенка;

- богатство личности самого учителя;

- самокритичность и большая требовательность к себе;

- речевая культура учителя, зависящая от того, что и сколько он читает;

Педагогический коллектив должен быть единым коллекти­вом, объединенным общей педагогической верой.

Нравственным идеалом для В.А. Сухомлинского и его вос­питанников был тип человека с высокими убеждениями, которые он умеет активно защищать, чутко реагирующий на любую не­справедливость, неспособный пройти мимо страдания другого. Создает работы "Сердце отдаю детям", " Мудрая власть пе­дагога над личностью и коллективом", " Письмо о педагогической этике", "Сто советов учителю".

Такими советами являются:

- быть доброжелательным, уметь определять внутреннее со­стояние ученика и уметь сопереживать с ним это состояние;

- делать оценки весомыми;

- постоянно совершенствовать свое педагогическое мастерство;

- в молодости накапливать духовное богатство, которое станет педагогической мудростью;

- создавать собственную библиотеку;

- любить красоту, творить ее и оберегать красоту в природе и в душе своих питомцев;

- воспитывать ненавязчиво;

- заботиться о богатстве эмоциональных отношений в семье и учить этому семью, потому что если ребенок в семье не полу­чил эмоционального воспитания, он не может познавать мир и воспринимать слово воспитателя сердцем;

- не допускать, чтобы к ребенку применялись физические меры воздействия. Они делают бесчувственными не только спину, но и сердце, чувства. Такой ребенок становится глух к доброму слову.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 2779; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.