КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Решение линейных однородных дифференциальных уравнений с постоянными коэффициентами
3. 2. Преобразование института в Восточную академию. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ИММУНОГЛОБУЛИНОВ
1Образование северо-восточного археологического и этнографического института в Казани. Северо-восточный археологический и этнографический институт был образован в 1918 году и действовал по 1921 год. Он состоял из четырех отделений: археологическое, археографическое, этнографическое, восточное. Институт готовил специалистов по востоковедению и истории. Судя по расписанию, преподавание велось разносторонне. Преподавались такие предметы как монгольский и арабский языки, персидский язык, финские или турецкие наречия, мусульмановедение, мусульманское искусство, история религий, языкознание, история русской церкви, история Золотой Орды, музееведение, дипломатия, архивоведение, библиотековедение и множество предметов по источниковедению. Преподавательский состав института также состоял из ярких личностей. Б.Ф.Адлер, Н.Ф.Катанов, С.Е.Малов, Н.Н.Фирсов являются величайшими учеными той эпохи. Большое внимание уделялось истории нашего края. Например, Н.Н.Фирсов вел курсы по истории Поволжья, Н.Ф.Катанов преподавал историю Золотой Орды. В 1922 году сотрудники института приняли участие в Археологическом съезде, посвященного тысячелетии принятия ислам. Председатель Совнаркома Татарстана в 1921-1924 годах К.Г.Мухтаров заказал М. Г. Худякову написать книгу на эту тему. По теме тысячелетия принятия ислама в Поволжье М.Г.Худяков пишет такие статьи, как «Тысячелетие мусульманской культуры в Поволжье», напечатанная в «Вестнике Просвещения Татарской республики» за 1921/1922годы и «Юбилей мусульманской культуры», изданная в журнале «Магариф». Есть отдельное издание - «Мусульманская культура в Среднем Поволжье». Он под руководством Г. Максудова и наркомом просвещения М. Ю. Брундукова выполняет эту задачу, указав значение ислама в культурной жизни татарского народа. Музейную работу М. Г. Худяков удачно совмещал с преподавательской деятельностью. Судя по архивным страницам, в первом полугодии 1920 – 1921 гг. он вел практические занятия по первобытной археологии (чудской культуре) в Северо–восточном археологическом и этнографическом институте. 2. Преобразование института в Восточную академию. В 1920 году встал вопрос о преобразовании Северо-Восточного Археологического института. 11 ноября 1920 года при научном отделе Татнаркомпроса прошло заседание комиссии по ознакомлению с преподаванием археолого-этнографических наук в Татарстане. Здесь присутствовали ректор М.В. Бречкевич, профессора института Г. Шараф, Х. Мухутдинов, Г.Губайдуллин, Ф. Сайфи, М. Г. Худяков, Б. Н. Вишневский. М.Г.Худяков выполнял и обязанности секретаря. На заседании обсуждался вопрос о преподавании востоковедения в Татарской республике. Г.Шараф доложил, что Научная комиссия вынесла постановление о превращении Северо-Восточного Археологического института в Восточную академию, и предложил часть наук, не связанных с востоковедением, передать в университет. Одним из примечательных вопросов заседания была мысль о создании татарского высшего учебного заведения. Здесь Г.Шараф предложил две пути: либо слиться как восточный факультет университета, либо преобразить институт как высшее учебное заведение для татар. Газиз Губайдуллин и все остальные профессора выступили против слияния института с университетом. Они были согласны с тем, что Татарская республика нуждается в собственном учебном заведении. На заседании прозвучали мысли о «татаризации» института. Г. Губайдуллин, Г. Шараф высказались за создание национального высшего учебного заведения для татарского народа. Вишневский, Бречкевич поддержали точку зрения о том, что надо привлечь слушателей из татарской молодежи, обеспечивать их материально. В целом все присутствующие пришли к мнению необходимости создания на территории Татарской республики самостоятельного высшего учебного заведения для подготовки культурных работников из народных масс восточных республик. 15 декабря 1920 года вышел декрет Совета Народных Комиссаров о преобразовании Северо-восточного археологического института в Восточную академию, которая начала работу в июле 1921 года. Она располагалась в зданиях бывшей Учительской семинарии и бывшего Галеевского училища. М.Г.Худяков был назначен уполномоченным по учебной части Восточной академии. Параллельно он читал лекции по истории бронзового века Волжско-камского края и по фатьяновской культуре. Ректором академии стал Гаяз Максудов. Кроме него в члены правления академии 30 ноября 1921 г. были избраны профессора С.Е.Малов и Н.Н.Фирсов. Восточная академия считалась республиканской и подчинялась Наркомпросу. Первоначально решено было открыть четыре отделения: историко-археологическое, этнографическое, словесное, социально-экономическое. Как отмечено в документах, академия имела целью всестороннее изучение востока, распространение научных знаний на восток. Прием студентов осуществлялось по коллоквиуму. Студенты со средним образованием от экзаменов освобождались. Всего было принято 100 студентов. Среди архивных документов сохранилось несколько рукописей М.Г.Худякова. В одном из отчетов уполномоченный по учебной части М.Г.Худяков пишет о трудностях организации учебного процесса в академии. В частности плохо было с освещением и отоплением. Из-за этого некоторые занятия проходили в здании университета. По причине отсутствия преподавателей по финно-угорской словесности не было открыто словесное отделение. Ее сделали частью этнографического отделения. Как уполномоченный по учебной части, М. Г. Худяков составлял учебные планы, устав академии, отвечал за прием студентов и формировал кадровый состав. В одном из заседаний организационного комитета предложили пригласить преподавателей из Петрограда и из Финляндии. М.Г.Худяков был ответственным за выборы деканов. Выборы состоялись в октябре месяце 1921 года. Деканом словесного факультета был избран Н. Ф. Катанов, историко-археологического факультета - Б.В.Миллер. В обязанности уполномоченного по учебной части М.Г.Худякова входили организация студенческих собраний, участие в заседаниях учебного комитета и организационного комитета академии. В протоколах указаны доклады и отчеты М.Г.Худякова о ходе учебного процесса. В одном из отчетов упоминается о его неоднократных докладах, которых прочитал в течение отчетного времени на заседаниях организационного комитета, на комиссии по передаче Восточной Академии в ведение Главпрофобра. При заслушивании последнего доклада членами комиссии были указаны некоторые недостатки в организации учебного процесса, такие как отсутствие некоторых специальностей, организация учебных кабинетов, которые неоднократно указывались уполномоченным М. Г. Худяковым оргкомитету. Учебные занятия в академии начались 3 октября 1921 года. При академии работала подготовительная школа для татар. Существовали музеи: исторический, археологический, геологический, антропологический. Надо отметить, что Восточная академия - это первое крупное высшее учебное заведение, принадлежащее молодой Татарской республике. М. Г. Худяков здесь занимал ответственную и почетную должность. За работу уполномоченному учебной части М. Г. Худякову была назначена зарплата в 20 тысяч рублей, а за каждую лекцию ему оплачивали, как и остальным профессорам - 1440 рублей. Кроме денежных вознаграждений преподаватели получали академические пайки в виде продуктов и одежды. Сюда входили: мука 37 ф., крупа 12ф., горох 6 ф., мясо 16 ф., сахар 2 ф., а также кофе и табак. Говоря о материальной стороне дела, мы можем видеть в каких условиях жили и трудились представители интеллигенции татарского народа. В период с октября по декабрь 1921 года М.Г.Худяков был занят организационными делами. По его отчетам мы видим, что он проделал большую работу по организации учебного процесса только что возникшего вуза. Некоторые административные работы, такие как организация учебных классов, музеев также входили в обязанности М. Г. Худякова. В документах по личному составу М. Г. Худяков только однажды указан как археолог и историк местного края, известный своими работами по археологии булгар, Ананьинской культуре и истории Вятского края. К этому времени он имеет до 20 печатных работ. В начале 1922 года число занятий М. Г. Худякова сокращается на 2 часа. В конце учебного 1922 года Восточная академия в протоколах упоминается как Восточно-педагогический институт. Преподавательский путь М. Г. Худякова и судьба вышеуказанного вуза - это неотъемлемая часть истории татарского народа. В период формирования молодой Татарской республики развитие науки играла очень большую роль. И тогда, как и в современности стоял вопрос: будет ли у нас национальный вуз? Спор об этом мы привели выше.
В самом широком смысле, культура – это весь человечесий опыт, используемый для организации жизнедеятельности людей. В этом понимании культуры её составным элементом является и элемент социальной сферы, называемый образом жизни.Образ жизни = уровень качества жизни+стиль жизни. Стиль жизни – совокупность типичных видов жизнедеятельности Есть 2 подхода к объяснению связи между образом жизни и культурой: 1.Образ жизни является элементом культуры 2. Культура является элементом образа жизни. В любом случае социальная сфера и культура тесно взаимосвязаны. На институциональном уровне существуют учреждения культуры, помогающие социально - незащищенным категориям почувствовать себя полноценными членами общества: театры для глухих, в спортивной культуре – спорт для инвалидов и т.д. На ценностно – нормативном уровне в ходе социализации все активнее в обществе усваиваются новые нормы отношения к инвалидам – как к «людям с неограниченными возможностями». На западе эти установки приводят к активной деятельности групп взаимопомощи. Вот как эту ситуацию описывает Энтони Гидденс: «... давно существуют добровольные объединения, благотворительные организации и организации взаимопомощи....За последние сто лет число и разнообразие групп взаимопомощи значительно возросло. Появились ассоциации домовладельцев, анонимных алкоголиков, группы реабилитации наркоманов и сотни других. У некоторых из них более чем столетняя история, другие возникли совсем недавно. ...Группы взаимопомощи образуют люди, находящиеся в одинаковом положении, и собирающиеся вместе, чтобы оказать друг другу помощь в реализации общих интересов или чтобы справиться с общими проблемами. Такие группы являются, как правило, неиерархическими; в них отсутствуют фиксированные должности, связываемые с бюрократиями. Членство в группах зачастую непостоянное; члены группы могут посетить одно или несколько собраний, а затем покинуть группу. Обычно эти группы зависят от членских взносов или пожертвований и не имеют фиксированных видов дохода. Если существуют оплачиваемые функционеры, их заработок, как правило, мал по сравнению с заработками их коллег в ортодоксальных организациях. Членов группы обычно связывают друг с другом некоторые моральные принципы. Группы взаимопомощи оказывают влияние как на своих членов, так и на окружающих. Одна из задач группы родителей умственно отсталых детей — информирование населения о проблемах умственно неполноценных. Разработка проектовобычно заключается в совместной деятельности, направленной на решение этой и других задач. Например, значительная часть программы анонимных алкоголиков — составление проектов помощи знакомым алкоголикам. Когда человек излагает свой прошлый опыт и текущие проблемы, эта информация используется для обсуждения и выработки мер в группе в целом. Группы взаимопомощи часто организовывались в противовес узаконенным бюрократическим организациям. Например, задача некоторых групп медицинской взаимопомощи — позволить больным самим заботиться о своем здоровье, так как они считают, что традиционное медицинское окружение не дает им достаточной гарантии их собственного благополучии. Ясно, что группы взаимопомощи в некотором отношении являются противоположностью бюрократии: области их деятельности лежат вне бюрократических организаций, люди в них взаимодействуют на основе равенства и сотрудничества. Однако такие группы всегда, вероятно, будут существовать наряду с формальными организациями, а не вместо них. Группы взаимопомощи, если они становятся постоянными и увеличиваются в размерах, обычно уподобляются формальным организациям. Они устанавливают особые должности, наделенные властью, обеспечивают регулярный доход и, как правило, воспринимают все атрибуты бюрократии». В России действие подобных групп не столь широко распространено. В связи с негативным общественным мнением такие люди как алкоголики, наркоманы и т.п. часто не решаются заявлять о себе и искать объединения в группы взаимопомощи. К инвалидам с физическими ограничениями наше общество тоже недостаточно внимательно. В сфере правовой культуры, например, не закреплена норма, запрещающая эксплуатировать общественный транспорт без специальных приспособлений для инвалидных колясок. Инвалиды вынуждены сталкиваться с проблемами не только своего физического состояния, но и состояния нормативной структуры общества.
Естественно, что культура, так же как и социальная сфера, нуждается в поддержке со стороны экономики. Институты культуры – театр, кино, балет, музейное и библиотечное дело и другие институты не могут функционировать без соответствующего финансирования. Но, культура не только потребляет финансы. Она оказывает действенную поддержку экономической сфере. На институциональном уровне литература, кино, театр и другие институты культуры поставляют объекты идентификации, пропагандирующие самоотверженный труд. После выхода в свет романа Островского «Как закалялась сталь» тысячи молодых людей, стремясь быть похожими на Павку Корчагина, совершали трудовые подвиги, содействуя процветанию экономики. Аналогичный всплеск стахановского движения наблюдался и после выхода на экраны фильма «Светлый путь», где Любовь Орлова сыграла ткачиху, побившую известные трудовые рекорды. Показателен пример Алексея Баталова, талантливо сыгравшего роль молодого физика - ядерщика, который рискует жизнью ради науки. После выхода на экран этого фильма был зафиксирован массовый приток абитуриентов на физико-математические факультеты и на долгие годы советские физики – ядерщики получили признание как лучшие в мире. Безусловно, экономические достижения советского государства во многом объяснялись поддержкой советского искусства. Интересно, что и экономический кризис, пережитый нашей страной в период перестройки, проходил на фоне почти полного безразличия институтов культуры к человеку труда: в те времена с экранов подавались объекты идентификации, умеющие жить за счет государства, а не во благо государству. И, хотя сейчас уже не так активно воспевается легкая «красивая» жизнь и откровенное жульничество, но нехватка положительных героев, пропагандирущих честный труд, весьма ощутима. Здесь есть над чем поработать современным российским деятелям культуры. Ценностно-нормативный уровень культуры в кризисной российской экономике воспринимался как досадная помеха процветанию бизнеса. Казалось, что бизнес и мораль не совместимы. Действительно, известны примеры, подтверждающие, что пренебрегая моральными и даже правовыми нормами, быстрее удавалось достичь финансового успеха. Однако, очень скоро российские бизнесмены поняли, что такой успех весьма непрочен. Обращение к западному опыту показало, что в мировой экономике без соблюдений этических норм деловых отношений невозможен экономический успех. Этикет в развитых мировых экономиках давно уже воспринимается как мощное «оружие» в сфере бизнеса и деловых контактов. Крылатым стало высказывание о том, что хорошие манеры прибыльны. (Лозунг на Лондонской бирже:«Профессионализм плюс порядочность равны успеху в бизнесе») Не только за рубежом, но и в истории российского предпринимательства есть страницы, подтверждающие осознание необходимости соблюдения социальных норм в деловых отношениях. Так, в1912 году в кодексе купеческой чести отмечалось семь принципов ведения дел в России: честность, правдивость, верность слову, любовь и уважение к людям, целеустремленность. Честное купеческое слово было эталоном надежности, подтверждающим, что никакая цель не может затмить моральные ценности. Итак, культура и на институциональном и на ценностно-нормативном уровне обладает значительным потенциалом в поддержке экономической сферы. Правда, этот потенциал не всегда в полной мере используется, но и экономическая сфера не всегда должным образом поддерживает культуру. В этой связи полезно осмысление опыта меценатства в России, который интересно описан в статье Ю.Н. Тазьмина «Меценатство и благотворительность в России: к вопросу о мотивациях» «Оценка этой деятельности за 100 лет претерпела противоречивые метаморфозы. В дореволюционный период главной причиной меценатства и благотворительности считалась высокая религиозность русской буржуазии. Исследователь московского купечества П.А. Бурышкин считал, что “самое отношение предпринимателя к своему делу было несколько иным, чем на Западе. На свою деятельность смотрели не только, или не столько как на источник наживы, а как на выполнение задачи, своего рода миссию, возложенную Богом или судьбою. Про богатство говорили, что Бог его дал в пользование и потребует по нему отчета, что выражалось отчасти и в том, что именно в купеческой среде необычайно были развиты и благотворительность, и коллекционерство, на которые и смотрели как на выполнение какого- то свыше назначенного дела” После революции меценатство (по мнению В.А. Сущенко), “это стремление толстосумов увековечить себя в памяти потомков, как средство удовлетворения собственного тщеславия. Мотивы русских благотворителей и меценатов были противоречивы: для одних это был порыв души, стремление хоть как-то облегчить участь оказавшихся на обочине жизни, обогреть сирых и убогих, для других - средство усыпления собственной совести и повышения авторитета в глазах окружающих. ...Современные исследователи обращаются к религиозности русских предпринимателей, как основному мотиву их благотворительной деятельности. Ряд исследователей считают, что в своей благотворительной деятельности они следовали евангельской формуле: ”Кто одел голого, накормил голодного, посетил заключенного, тот Меня одел, Меня накормил, Меня посетил”. По мнению М.Л. Гавлина, помимо богатства и честолюбия, стремления выделиться, заслужить милость двора, главным источником, определившим размах меценатства, оставались внутренние побуждения российских жертвователей, обусловленные религиозным воспитанием и религиозными представлениями о душе в потустороннем мире». Сам же автор доказывает в своей статье, что меценатство и благотворительность русских предпринимателей являлись не столько проявлением заботы о душе, сколько проявлением демонстративного потребления. Основной его аргумент в том, что меценатство сочеталось с жесточайшим отношением к собственным наемным рабочим. При этом он делает следующий вывод: «Благотворительная и меценатская деятельность русских дореволюционных предпринимателей с точки зрения социологии демонстрирует наряду с религиозно-этическими и социальные мотивы. Деятельность русских предпринимателей в области меценатства и благотворительности можно оценивать по-разному. Какими бы ни были мотивации русских меценатов, благодаря их деятельности русская культура расцвела на рубеже ХIХ - ХХ вв., были найдены такие таланты как Шаляпин, Врубель и др., собраны и сохранены изделия народных промыслов. произведения отечественных и зарубежных мастеров искусства. Говорить о благотворительности сложнее. На наш взгляд, преобладание социальных мотивов (в частности “демонстративного потребления”) над религиозно-этическими привело к обнищанию российского пролетариата и в итоге к пролетарской революции. Для того, чтобы избежать подобных потрясений впредь,. современным российским предпринимателям нужно “полюбить ближнего” в лице своего наемного работника, обеспечить ему достойный заработок, а не тратить деньги на хорошо рекламируемые разовые пожертвования в пользу какого-либо фонда». Можно согласиться с мнением автора, но в условиях недостаточного финансирования культуры со стороны государства, возрождение меценатства было бы полезным для российских институтов культуры.
Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 496; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |