КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 7. Социальные процессы и социальные конфликты
План Лекция 6. Социальные движения, социальные изменения и социальный прогресс. 1. Социальные движения: сущность, классификация, этапы, факторы. 2. Личность в социальном движении. 3. Сущность социальных изменений и социального прогресса. 4. Основные проблемы типологии и эволюции общества. 5. Теория модернизации в современной социологии.
Деятельность человека многообразна. Социальные изменения происходят в различных сферах общества и с помощью различных средств деятельности. Социальные движения - это наиболее мощные силы, которые приводят к изменениям в современном обществе. Одни изменения могут быть результатом заранее продуманных, преднамеренных действий; другие - результатом стихийных, непреднамеренных действий. Взаимодействие сознательного и стихийного в социальном движении порождает: • латентные (скрытые) изменения, которые возникают «снизу»; например, благодаря людям, живущим реальной жизнью, делающим свой выбор и преследующим свои цели в экономической и социальной сфере. Многообразие разрозненных действий приводит к появлению долговременных или кратковременных тенденций в социальном движении; • латентные изменения, осуществляемые «сверху»; например, благодаря действиям правительства, приводящим к неожиданным побочным явлениям, которые не предполагались; · явные изменения, производимые «снизу»; например, когда правительство приступает к политическим или экономическим реформам под давлением масс; · явные изменения, происходящие «сверху»; например, успешное выполнение планов, приведение в действие реформ правительством, административным или управленческим аппаратом. Выделим некоторые принципы социального движения: - децентрализация, отсутствие жесткой и иерархической организации; - коллективность действий людей, которая обладает низким уровнем формальной организации; - единство целей и коллективных действий; - действия имеют относительно высокую степень стихийности и не принимают институциализированных форм; - наличие неформального лидера, роль которого изменяется по мере развития социального движения; - корпоративизм интересов и отношений внутри социального движения; - групповая мораль и идейная убежденность в достижении конечных целей. Генезис социального движения связан с возникновением в недрах общества конфликтов и дезорганизации, недовольства социальной системой общества. Эрозия прежней системы ценностей, побуждает определенную часть общества искать новые формы самореализации, а затем по мере возрастания напряженности объединяться в социальное движение. Осознание единых ценностей может приобретать форму утопий, политических мифов, идеологических доктрин. В противоположность старому рабочему движению новые социальные движения, такие, например, как экологическое, феминистское движение, движение за мир и безопасность, не выдвигают на первое место явно выраженных экономических требований. Их гораздо больше волнуют темы культуры, вопросы самостоятельности, прав человека, а также проблемы, связанные с новыми ситуациями, риском, которому подвергаются люди, независимо от их социального положения. Социальное движение - это свободно организованная общность людей, действующая совместно в неинституциализированной форме для того, чтобы произвести определенные изменения в обществе. Социальные движения имеют свои предпосылки и причины возникновения: • демографическое объединение больших масс людей в регионах индустриализации и урбанизации, приводящее к высокой «моральной» плотности и социально-психологической напряженности населения. Это создает новые возможности для общения и взаимодействия, выработки групповой идеологии; • социальное отчуждение как обособление индивида в обществе. Индивидуальный опыт отчуждения, одиночества и изоляции вызывает стремление к общности и солидарности с другими, а участие в социальном движении позволяет удовлетворить экзистенциальную потребность человека в установлении связей и идентичности; • социальное неравенство, расслоение людей на «богатых» и «бедных» приводит к иерархии власти и престижа, к стремлению низших слоев населения объединиться в социальном движении; люди обнаруживают, что они лишены многих благ и это формирует психологическую готовность к участию в социальном движении; • политический плюрализм открывает широкое поле для коллективных действий большим массам людей; • степень внутренней свободы человека предоставляет ему возможность контролировать реальность и манипулировать ею. Вера в то, что социальные изменения и прогресс зависят от действий людей - важная идеологическая установка активности человека и мотивации социальных движений; • повышение образовательного уровня способствует более активному участию людей в социальных движениях, повышению их сознательности и развитию социального интереса; • средства массовой информации (СМИ) ускоряют формирование социальных движений, общественного мнения, способствуют использованию опыта других, социально или географически удаленных друг от друга групп, общностей, наций. Социальные движения проходят фазы возникновения, формирования, развития, угасания и исчезновения. Такой путь может быть коротким или продолжительным. Внутри движения на протяжении всего цикла идут постоянные внутренние процессы, которые охватывают не только участников движения, но и его организации, институты и нормативные системы. На первом этапе социальное движение аморфно, плохо организовано. Но по мере своего формирования коллективное поведение приобретает организацию, набор стандартных обычаев и традиций, ценностных ориентации. Что же касается правил, ценностей, институтов прошлого, то им бросается вызов, они критикуются, квалифицируются как недостаточные, неадекватные новым реалиям и ситуациям. В то же время динамика социальных изменений предполагает взаимодействия между различными социальными движениями, которые отличаются друг от друга: • по мировоззренческой ориентации, особому мировосприятию; • по масштабам предполагаемых изменений; • по качеству предполагаемых изменений; • по отношению к целям предполагаемых изменений; одни движения сосредотачиваются на изменении социальных структур, другие - на изменении личности; • по стратегической направленности изменений. В соответствии с целями-достижениями социальные движения подразделяются на: • реформаторские, которые выступают за постепенное и прогрессивное изменение существующей системы; например, движения за и против абортов, требующие изменений в законодательстве, движения за права животных, которые призывают запретить эксперименты над ними, движения за права сексуальных меньшинств, освобождение женщин, движения за права фермеров и т.д.; • регрессивные, которые выступают за возвращение (частичное или полное) к старым порядкам; основное внимание уделяется возрождению традиций. Обычно такие движения организуют те политические силы, которые раньше были у власти. Например, экологические движения, фундаменталистские религиозные движения, эмигрантские, монархические движения, движения за, этническое возрождение, спасение Отечества, движения в защиту региональной культуры и т.д.; · экспрессивные, когда люди находятся внутри ограниченной социальной системы, из которой они не в силах вырваться, не в состоянии изменить, но с; помощью мечты, фантазии, воображения, танцев, игр и других форм эмоциональной экспрессии они находят долгожданное эмоциональное облегчение, что делает их жизнь более терпимой; • утопические, которые выступают за построение идеальных моделей общества, например, средневековые коммуны, движения зеленых, движения антиглобалистов, движение кришнаитов и др.; • революционные (радикальные), которые призывают к коренным изменениям существующего строя, его политической организации, социальных институтов, ценностей; например, движение за гражданские права, национальное освобождение, тотальное изменение общества, его социальных институтов, внедрение нового образа жизни. Такие движения ориентированы на будущее. Их в целом можно назвать прогрессивными; • движения сопротивления; если революционные движения возникают среди людей, которые не удовлетворены тем, что социальные изменения протекают слишком медленно, движения сопротивления возникают среди тех неудовлетворенных людей, которые считают, что изменения в обществе происходят слишком радикально и быстро. Подобные движения всегда сопровождаются усилиями определенных социальных групп, направленных на блокирование возможных или искоренение уже происшедших изменений. • социальный контрольчерез социализацию осуществляется таким образом, что люди выполняют свои роли бессознательно в силу своих обычаев, традиций, привычек, предпочтений и желаний; · социальный контроль через групповое давление, когда человек не может участвовать в реальном жизненном процессе, основываясь только на внутреннем контроле (самоконтроле), так как на поведение индивида накладывает отпечаток включенность его в социокультурную среду, систему отношений институциональных норм группы или общности. Если в обществе не происходит изменений, то оно погибает, начинает стагнировать (загнивать). Общество - живая динамическая система, подвергающаяся воздействиям как внутренних, так и внешних сил. Структурные элементы общества (социальные группы, социальные институты, общности) вступают в различные сложные взаимодействия. Это постоянное взаимодействие естественно приводит к изменениям в обществе, которые могут происходить как на микроуровне, то есть обусловлены влиянием роли отдельной личности, изменением статуса этой личности, так и на макроуровне. Социальное изменение - это переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое. Социальные изменения различаются не только масштабом, но и глубиной. Из всей совокупности социальных изменений можно выделить следующие типы: циклический, линейный, нелинейный. Циклический тип - способствует воспроизводству социальной системы, воспроизводству ее функций (производство материальных благ, их распределение, регламентация поведения людей и др.), воспроизводству социальных общностей (этносы, нации, классы, страты), воспроизводству устойчивых форм деятельности (научная, производственная, художественная и т. д.), социальных ролей (врач, юрист, воспитатель, военный). Цикличность придает ритм общественным процессам, является способом существования и сохранения общества. При этом очень важно знать, что каждый новый цикл не является абсолютным повторением прежнего. Воспроизводство социума не означает полного содержательного тождества фаз цикла, начала и конца цикла. Социальные изменения по циклическому типу стремятся показать единство всемирной теории, ее повторяемость, сопряжение восходящей и нисходящих линий, либо рассматривают историю как совокупность различных культурно-исторических типов, имеющих свой жизненный срок (цикл). Линейный тип социальных изменений рассматривает всю историю человечества как единый и главное - направленный процесс. Особенность линейной динамики заключается в том, что каждый этап общественного прогресса, каждый этап движения выступает моментом генетического продолжения предшествующего этапа. Линейные процессы частично поглощают в себя свойства предшествующих, обогащают и развивают их. Наиболее ярким выражением линейных представлений являются идеи социального эволюционизма, являющиеся попыткой осмыслить исторический процесс как единую линию, как часть общей разнообразной линейной космической эволюции, которая вбирает в себя сложные эволюционные процессы Земли и всей планетной системы. Во второй половине XX века широкую известность и дальнейшее развитие получают теории «постиндустриального общества», которое называют также «информационным обществом». Все развитие человеческого общества, с точки зрения авторов этих концепций, проходит три стадии: доиндустриальную (аграрную), индустриальную и постиндустриальную. В постиндустриальном обществе основной ценностью становятся знание, интеллект, информация, творческая деятельность, воплощенные в человеке. Нужно сказать, что линейная динамика предполагает не только прогресс, не только движение вперед, в будущее, но и регресс, то есть воспринимается как нисходящая линия в изменениях общества. Однако регресс не должен пониматься как простое повторение в обратном порядке уже пройденных этапов. Абсолютное повторение прошлого невозможно в новых, изменившихся условиях, поэтому корректнее говорить об асимметричности линейных процессов. Линейный прогресс и регресс сменяют друг друга в историческом процессе. История не бывает полностью обратимой. Социологи выделяют также виды социальных изменений. Особое значение имеют инновационные изменения, которые превращаются в фактор социального развития. К ним относятся различные открытия и изобретения. Человечеству известно множество открытий, изменивших его судьбу и облик планеты (колесо, азбука, паровой двигатель, автомобиль, учение об условных и безусловных рефлексах, таблица Менделеева, выборная демократия и др.). Нередко инновации оказываются несовместимыми с существующей культурой, и тогда проходит немало времени, прежде чем инновация будет принята обществом. Если технические, материальные изобретения можно испытать и проверить достаточно быстро, то социальные инновации доказывают свою целесообразность длительное время. Последним, даже нужным законам, приходится преодолевать сопротивление, а порой и протест социальных групп, прежде чем эти законы докажут свою работоспособность. Источник социальных изменений, с точки зрения большей части социологов, находится внутри самого общества, то есть кроется во взаимодействии его структур, сфер, групп и т. п. Решающую роль в изменении, развитии общества играет социальный конфликт. При этом марксисты выделили в основе социальных изменений конфликт между противоположными классами, партиями, идеологиями. Вся социальная история в марксизме предстает как история борьбы классов угнетаемых и угнетателей. Социальные противоречия в марксистской концепции есть источник развития. Немарксистская современная теория конфликта в лице Л. Козера, Р. Дарендорфа, Л. Гумпловича, Э. Гидденса и других тоже рассматривает конфликт как естественное явление, как способ движения, развития общества. Конфликт - неотъемлемая черта социальной жизни. Задача общества - научиться разрешать конфликты, рационально регулировать их, а не подавлять. Консервация конфликта неминуемо приведет к высокому напряжению в обществе и в конечном итоге - к взрыву социально-политической активности и разрушению социальной системы. Иной подход в социологии связан с таким направлением, как функционализм. Функционалисты не отрицают необходимости социальных изменений в обществе, в том числе и глубоких. Но они предполагают, что такие изменения не должны нарушать «подвижное равновесие» социальной системы. Функционалисты предпочитают больше говорить о равновесии социума, чем о конфликтах в нем. Общество должно снижать вероятность конфликта. Именно за эту «бесконфликтность» критикуют функционалистов представители конфликтологического направления. Нелинейный тип предполагает, чтопоследовательная смена состояний, движение структурных элементов беспрерывно нарушают равновесие системы, а значит, существование в социуме линейных процессов в чистом виде практически невозможно. Главным субъектом социальных изменений являются человек, люди, создающие социальную систему и ее разрушающие. Социология подчеркивает, что общество может изменяться самым неожиданным, непредсказуемым образом. Это происходит, когда социальная система не может восстановить свое равновесие с помощью прежних механизмов, а революционная либо инновационная активность масс стремится освободиться от всех системно-структурных ограничений. Возникает ситуация, когда перед обществом вырастает проблема выбора своего нового состояния. Такое разветвление, или раздвоение, называется «бифуркацией». Очень важно сказать, что бифуркация означает нарушение логики предшествующего развития и ее невозможно предсказать. Общество есть такая система, которая развивается, изменяется не только в силу причинно-следственных связей и отношений. Общество, переживающее бифуркацию, представляет собой хаотическую систему, в которой случайные отклонения (флуктуации) сменяют прежний порядок. Таким образом, переход общества от одного состояния к другому не всегда носит детерминированный характер и направление движения может быть непредсказуемо. Исторический процесс - это веер возможных альтернатив, это многовариантность общественного развития, источником которого является энергия, воплощенная в поведении людей.
Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 817; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |