Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Русской Правде

Установление прав и норм хозяйственных отношений в

Экономические идеи в средние века в России.

Экономические воззрения канонистов.

Завершителем взглядов канонистов был итальянский богослов Фома Аквинский (1225-1275 гг.). Общественное разделение труда он характеризовал как естественное природное явление и считал, что оно лежит в основе разделения общества на сословия. В ней он видел основу хозяйства и полагал, что человек от природы имеет право на присвоение богатства.

Идею «справедливой цены» каноническая теория унаследовала от античности. Цена, которая основывалась на трудовых затратах, т.е. на обмене эквивалентов, считалась справедливой ценой. С одной стороны, Аквинский считал «справедливой ценой» правильные цены, соответствующие трудовым

затратам, а с другой, доказывал правомерность отступления от этой цены, если она не гарантирует каждому участнику обмена приличное его рангу существование.

С теорией «справедливой цены» связаны рассуждения Аквинского о прибыли и проценте. Прибыль, получаемая купцами, не противоречит, по его мнению, христианской добродетели, и ее следует рассматривать как плату за труд.

 

Уровень прибыли является нормальным, если он обеспечивает семье купца возможность жить соответственно его месту в сословной иерархии общества. Процент Аквинский трактует как вознаграждение кредитору за риск неуплаты, за предоставление отсрочки должнику в платеже его долга или как получение от должника бескорыстных подарков, а также в случае использования должником ссуженных денег с целью извлечения прибыли.

Большое значение для изучения экономической мысли Киевской Руси имеет Русская Правда – первый свод русских законов. Сохранилось несколько вариантов Русской Правды: «краткой» и «пространной» – первоначальный и более полный вариант, созданный позднее. Законы складывались при Ярославе (978-1054 гг.) и его приемниках, при Владимире Мономахе (1053-1123 гг.). Русская Правда устанавливает нормы права в соответствии с канонами христианства. Большинство статей Пространной Правды посвящено нормам хозяйственных взаимоотношений: праву собственности, принципам наследования, наказания за нарушение пахотной межи, практике возмещения денежных и натуральных долгов.

Русская Правда упорядочивает систему имущественных отношений, долговых обязательств, нормы наказаний, степень ответственности представителей разных социальных групп.

Из Русской Правды мы узнаем о денежной системе, металлических деньгах и мехах, выполняющих роль денег; о

торговых отношениях Руси с соседями, о ценах на товары. В ней есть такса на постройку и починку мостов; изложены принципы распределения мостовой повинности, нормы взимания процентов с денежных ссуд, представленных в заем.

Русская Правда позволяет обрисовать основы имущественного и сословного деления: «княжные люди» (дружина князя); «люди» (свободные, обязанные платить дань князю); «колоны», за которых отвечает их господин.

 

2.3.2. «Правительница» Ермолая-Еразма.

Конец XV – начало XVI вв. – этап завершения процесса ликвидации раздробленности страны и образования Русского централизованного государства. Наряду с наследственной собственностью бояр начало расширяться поместье, дворянское землевладение как вознаграждение за службу.

Экономические интересы поместного дворянства выражал в XVI в. Ермолай – священник Московской дворцовой церкви. Позднее он постригся в монахи под именем Еразм.

Значительным является его произведение под названием «Благохотящим царем правительница и землемерие», или, короче, «Правительница». В поместном землевладении служилых людей Еразм видел экономическую основу Русского централизованного государства. Предложенная им реформа в области землевладения – выдача земли крестьянам и служилым людям – отражала прежде всего интересы новой, прогрессивной для того времени части общества, служилого дворянства, и была направлена на укрепление государства.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Средневековая экономическая мысль в восточных Странах | Меркантилизм как первая школа политической экономии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.