Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методологические проблемы




Гендерные и возрастные группы

Этнические группы

Социальные классы и слои

Структура психологии больших организованных групп и методы ее изучения

Методологические проблемы

Тема 12 Проблемы исследования психологии больших социальных групп

 

 

 

Социально-психологическое исследование характеристик больших социальных групп связано с целым рядом трудностей: с одной стороны, богатство методик изучения различныхпроцессов в малых группах, другой стороны отсутствие подобныхметодик для исследования психологического облика классов, наций и других групп такого рода.

Социальная психология начиналась именно с исследования больших социальных групп. Как известно, немецкий философ М. Лацарус и языковед Г. Штейнталь, позднее немецкий психолог В. Вундт заложили основы изучения «психологии народов»; а идеи французских социологов Г. Тарда, Г. Лебона и итальянского юриста С. Сигеле легли в основу концепции «психологии масс».

Эти исследования основателей социальной психологии носили теоретический характер. Но в первой половине XX в. стала бурно развиваться эмпирическая социальная психология и основной фокус внимания сместился на малые группы. Проблеме изучения больших социальных групп уделялось мало внимания в связи со сложностью методик, предназначенных для этого.

Именно социологическому направлению в социальной психологии принадлежит право изучения психологии больших групп, в частности психологии «коллективного поведения».

Радикальные преобразования в мире в конце XX в., в частности такие, как бурные студенческие выступления 1968 г. во Франции, массовые выступления против войны во Вьетнаме и за гражданские права в США, возникновение в Европе движения «зеленых» и др., сделали очевидной необходимость изучения больших социальных групп во всех их проявлениях.

Новая волна интереса к этой проблематике в Европе возникла в 1970-е годы как ответ на леворадикальные выступления, прокатившиеся по миру, и как критика американской социальной психологии за ее «асоциальность»: необходимость изучения больших социальных групп интерпретируется как одно из направлений усиления внимания к социальному контексту.

Для отечественной социальной психологии характерна позиция, ориентирующая на обязательное изучение психологии больших социальных групп занимают и признание права на существование специального раздела внутри социальной психологии - «Психологии больших социальных групп».

Социально-психологический анализ больших групп, а также массовых процессов и социальных движений можно рассматривать как «ключ» к познанию содержания психики индивида.

1) Какие же группы следует рассматривать в качестве «больших», 2) какова структура психологии больших групп, ее основные элементы, их соподчинение, характер их взаимосвязи; 3) каково соотношение психики отдельных индивидов, входящих в группу, с элементами групповой психологии; 4) какими методами можно пользоваться при изучении всех этих явлений.

В приведенной выше схеме было показано, что «большие» в количественном отношении образования людей разделяются на два вида: 1) случайно, стихийно возникшие, достаточно кратковременно существующие общности (толпа, публика, аудитория), 2) долговременные, устойчивые социальные группы, т.е. группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества (социальные классы и слои, различные этнические группы (нации), профессиональные группы, половозрастные группы).

Каждая разновидность этих групп обладает своеобразием и специфическим содержанием.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 671; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.