КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этнические группы
Социальные классы и слои Среди всего многообразия больших социальных групп особый интерес представляют собой социальные классы, при анализе психологии которых социальная психология в особенно большой степени сопряжена с определенным социологическим подходом. Сущность социально-психологического анализа состоит в том, чтобы выявить связь между психологическими характеристиками группы и образцами поведения ее членов. Социологическая традиция, на которую опирается социальная психология, при этом может быть различной. Так, в традиционном для марксистской (и, в том числе, отечественной) социологической традиции понимании класса можно наметить три основные линии исследования психологии классов: 1) это выявление психологических особенностей конкретных классов, которые существовали в истории и существуют в настоящее время; 2) характеристика классовой психологии разных классов определенной эпохи; 3) анализ соотношения классовой психологии и психологии отдельных членов класса как частный случай проблемы соотношения психологии группы и психологии индивида, включенного в данную группу. Для этой традиции характерно само употребление термина «классовая психология». Согласно структуре психологии группы наиболее полно исследована эмоциональная динамическая сфера классовой психологии, что включает классовые потребности, классовые интересы, набор социальных ролей. Поскольку социальное положение определяет объем и состав материальных и духовных благ, которыми каждый член группы располагает, постольку оно же задает и определенную структуру потребностей, относительное психологическое значение и удельный вес каждой из них. Что касается интересов, то эта проблема гораздо лучше исследована в социологии, чем в социальной психологии. Интерес формируется как интерес всей группы, но каждый член класса включен не только в данную группу, он – член многих социальных групп. Возникает переплетение различных интересов, каждый из которых определен принадлежностью к значимой социальной группе. Такие элементы, как набор социальных ролей и соответствующая социальная ориентация личности применительно к анализу психологии больших групп практически не исследовались. То же относится к понятию социальные чувства, которое не является общепризнанным в литературе. Важнейшим из всех компонентов является «психический склад», но этот компонент относительно хорошо раскрыт лишь для одного вида больших групп — для наций. Что же касается классов, то здесь обычно описывается как некоторый психический облик, проявляющийся в определенном способе поведения и деятельности, на основании которого можно выстроить те нормы, которыми руководствуется данная социальная группа. Этот облик проявляется в социальном характере, которое слабо разработано в социально-психологической литературе (данный термин представлен в работах Э. Фромма), для которого социальный характер — это связующее звено между психикой индивида и социальной структурой общества. Поэтому чаще социальный характер определяется в типичном устоявшемся образе действий представителей разных классов в разных ситуациях их жизнедеятельности и отличает представителей данного класса от представителей других классов. Психический склад раскрывается в привычках и обычаях, а также в традициях класса, они играют роль регуляторов поведения и деятельности членов социальной группы, а потому имеют огромное значение в понимании психологии группы, дают важнейшую характеристику такого комплексного признака класса, как его образ жизни. Социально-психологический аспект исследования образа жизни, состоит в том, чтобы определить и объяснить доминирующий образец поведения основной массы представителей этого класса в массовых, типичных ситуациях повседневной жизни. Где привычки и обычаи складываются под влиянием определенных жизненных условий, но в дальнейшем закрепляются и выступают именно как регуляторы поведения. Методы исследования: наблюдение, анализ продуктов деятельности. Радикальные социальные изменения, характерные для конца XX столетия, привели к существенным изменениям и в социальной структуре обществ, так что многие традиционные классы или перестают существовать, или значительно модифицируются, или на арену истории вообще выступают если не новые классы, то во всяком случае новые социальные слои. Так, в современном российском обществе происходит становление среднего класса ( предприниматели (бизнесмены).
Другим примером больших социальных групп, значимых в историческом процессе, являются различные этнические группы. Выделилась особая ветвь науки на стыке социальной психологии и этнографии — этнопсихология, которая специально исследует эти проблемы. Предметом исследования в этнопсихологии является этническая общность, в качестве которой выступает нация и ее разновидности: народность, национальная группа и т.п. Методом исследования психологии этнических групп, согласно Вундта должно быть исследование мифов, обычаев и языка, поскольку они составляют структуру психологии этнических групп. Национальная (этническая) принадлежность индивида концентрирует в себе исторический опыт каждого народа, и усвоение этого опыта есть важнейшее содержание процесса социализации индивида. Через ближайшее окружение, прежде всего через семью и школу, личность по мере развития приобщается к специфике национальной культуры, обычаев, традиций. Способ осознания этнической принадлежности зависит от конкретных социально-исторических условий существования данной этнической группы. Наиболее разработанным вопросом оказался вопрос о психическом облике этнической группы, прежде всего нации. Предпринят ряд попыток найти такие эквиваленты этому понятию, которые более доступны для использования их в эмпирических исследованиях. Как синоним «психическому складу» нации употребляются понятия «национальный характер», «национальное самосознание», просто «национальная психология». В соответствии с традицией, сложившейся в социальной психологии больших групп, в психологии этнических общностей различаются две стороны: 1) наиболее устойчивая часть — психический склад (куда включаются национальный, или этнический, характер, темперамент, а также традиции и обычаи) и 2) эмоциональная сфера (куда включаются национальные, или этнические, чувства). Национальный характер — наиболее распространенное понятие для описания особенностей психического склада этнической (национальной) группы (набор черт, степень выраженности той или другой черты в этом наборе, специфика ее проявления). В этнических группах иногда отдельно фиксируются и такие элементы психического склада, как темперамент и способности. Однако этот вопрос до сих пор не решен в социальной психологии однозначно: некоторые исследователи вообще отрицают правомерность выявления специфики темперамента и способностей для различных этнических групп. Эмоциональная сфера этнической психологии включает в себя этническую идентичность и этническое самосознание. Эти характеристики относятся к осознанию человеком своей принадлежности к определенной этнической группе и эмоциональное переживание этого факта. Этому процессу сопутствует возникновение этнических стереотипов как особуая установка на представителя другой группы. Стереотипы влияют на возникновение этнических симпатий или антипатий по отношению к той или иной социальной группе. Возникает явление этноцентризма — предпочтение своей этнической группы, стремление воспринимать все жизненные явления с ее позиции, могут выступать в качестве орудия национальной розни.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1624; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |