В древнеиндийской священной книге «Аюр-веда» (Наука жизни) есть следующие изречение: «В руках невежды лекарство – яд и по своему действию может быть сравнимо с ножом, огнем или светом. В руках же людей сведущих оно уподобляется напитку бессмертия». Эта мысль проходит красной нитью через всю историю фармации. Она определяет многие деонтологические и этические позиции современного фармацевта. Да и само слово «фармация» происходит от египетского слова «фармаки», что означает «дарующий безопасность или исцеление». Гиппократ (461–337 гг. до н.э.) сформулировал основные положения медицинской этики, относящиеся и к лекарствоведению: «Лекарства и их простые свойства, если таковые описаны, ты должен тщательно удерживать в памяти. Из них ты должен усвоить себе все, что относится к лечению болезни вообще, наконец, сколько и каким образом они действуют в определенных болезнях. Ибо в этом начало, середина и конец познания лекарств». В России в 1789 г., в целях регламентации аптечной деятельности был издан Аптекарский устав, вошедший в свод законов Российской империи, в положениях которого определялись и этические нормы поведения аптекаря, и нравственные требования к его личности. Например, постановлялось, что «аптекарь, яко добрый гражданин, верно хранящий присяжную должность, повинен быть искусен, честен, совестен, благоразумен, трезв, прилежен, во всякое время присутствен и исполняющий звание свое всеобщему благу соответственно».
Одним из первых кодексов фармацевта в мире был кодекс, принятый в 1852 году Американской фармацевтической ассоциацией, а в 1997 году в лице Международной фармацевтической федерации (FIP) мировой фармацевтической общественностью был принят «Кодекс Этики Фармацевтов» («Code of Ethics for Pharmacists») В 1995 году фармацевтической ассоциацией России был принят этический кодекс российского фармацевта, а в 1996 году — Этический кодекс фармацевтического работника России.
Во вступительной части кодекса FIP изложены цели создания и принятия этого документа. Целью кодекса является декларирование фундаментальных принципов профессии фармацевта, основанных на моральных ценностях и обязательствах, которые могут быть руководящим документом в отношениях фармацевта с обществом. Цель создания Этического кодекса российского работника фармации представлена «как совокупность этических норм и морально-нравственных принципов поведения фармацевтического работника при оказании квалифицированной, доступной и своевременной фармацевтической помощи».
Во второй части кодекса, описаны этические нормы и морально-нравственные принципы производственной деятельности провизоров и фармацевтов. Как и в Code of Ethics for Pharmacists, так и в российском кодексе указана основная обязанность фармацевта — заботиться о благе каждого пациента. Это обязывает фармацевта быть объективным и ставить здоровье человека, а также его благополучие выше как личных, так и коммерческих интересов, в том числе и финансовых. Фармацевт обязан способствовать праву человека на лечение как безопасного, так и эффективного. Фармацевт должен проявлять к пациентам одинаковое отношение и уважать их права на свободу выбора способа лечения, так как в кодексе FIP сказано, что если фармацевт привлекался к процессу разработки планов лечения, то у него должна быть уверенность в том, что это делается с разрешения больного.
Фармацевт обязан уважать и защищать права пациента на конфиденциальность. Он выступает за сотрудничество с коллегами и другими специалистами и обязан уважать их систему ценностей, а также профессиональные способности.
Фармацевт должен быть честным и надежным в своих взаимоотношениях, связанных с профессиональной деятельностью. Он служит каждому человеку в отдельности, а также обществу в целом.
Фармацевтический работник должен постоянно совершенствовать свои знания по специальности, а также умения и навыки. У него сильно развито профессиональное чувство долга и нравственность. Он способен критически оценить себя и свою работу.
В настоящее время существуют два вида этических кодексов — это профессиональные, о которых сказано выше, и корпоративные, регулирующие отношения людей внутри корпораций.
|