Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Потребительская идеология

Динамика социальной стратификации (по Шкаратану, 2007)

Социальные слои      
1. Предприниматели 2,6 4,4 4,0
2. Управляющие и чиновники высшего звена 1,3 0,7 0,9
3. Управляющие и чиновники среднего звена 1,3 1,6 1,6
4. Управляющие и чиновники низшего звена 7,5 7,2 7,6
5. Высококвалифицированные профессионалы 8,2 3,5 4,2
6. Профессионалы с высшим образованием 18,6 14,3 12,5
7. Работники со средним специальным образованием 19,1 14,1 11,7
8. Технические работники (в сферах бытовых услуг и организации управления) 3,5 10,9 9,8
9. Квалифицированные и высококвалифицированные рабочие 25,2 26,8 32,4
10. Не- и полуквалифицированные рабочие 12,7 16,7 14,1
11. Самозанятые - - 1,2


Потребительское общество – потребительская идеология - политика потребительства

Потребительское общество

• В 2000-2006 гг. реальные располагаемые денежные доходы росли средним темпом 11% и увеличились почти в 1,9 раза.

• Расходы на покупку продуктов питания в 2001 г. составляли 46 % всех потребительских расходов, а в 2005 г. — только 33 %.

• Люди стали потреблять меньше хлеба и картофеля и больше мяса, овощей и фруктов.

• В 1995 г. на 100 домохозяйств приходилось в сумме 15 видеомагнитофонов и видеокамер и 2 музыкальных центра, в 2004 — уже 62 и 28.

• На те же 100 семей в 1995 г. приходилось 18 автомобилей, в 2004 — уже каждая третья семья имела автомобиль.

• В 1989 г. из каждой тысячи человек высшее и неполное высшее образование имели 130 человек, а в 2002–191 человек.

• В 2002 г. на треть увеличилось число имеющих среднее образование по сравнению с 1989 г.

• К середине 2000-х годов в России в целом сформировалось массовое потребительское общество современного типа. В первую очередь оно охватило 20-25% представителей «среднего класса». И хотя от перемен выиграли далеко не все, население в своем большинстве пока одобряет существующую модель общественного развития, движущей силой которого являются стимулирование конечного потребления.

Если в советское время было принято накапливать, причем чаще всего скрывая это накопление, то для современности характерен отказ от накопления в пользу демонстративного потребления, ведь именно уровень потребления становится одним из важнейших социальных маркеров, определяющих положение человека в обществе.

Потребительство как норма жизни повысило свой моральный статус: потреблять стало не стыдно, а нормально, и необходимость скрывать свое потребительство (прежде уничижительно называвшееся «вещизмом») почти отпала.

Ослабло давление традиционного для российского общества уравнительного начала, оказалась во многом реабилитированы ценность личного успеха без особого внимания к тому, каким именно путем он был достигнут.

Изменился подход к труду: если в советское время ценности «отражают труд коллективно ориентированный», то сейчас – «прежде всего ориентированный на деньги, на личный успех в его легальных и полулегальных формах»

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сословный принцип организации российского общества | Запрос на государственный патернализм
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1209; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.