Состав знаний о языке общения зависит как от языка общения, так и от требуемого уровня понимания. С учетом архитектуры экспертной системы знания целесообразно делить на:
Интерпретируемые знания
Знания, которые способен интерпретировать решатель (интерпретатор). Интерпретируемые знания можно разделить на:
- предметные знания, которые содержат данные о предметной области и способах преобразования этих данных при решении поставленных задач. По отношению к предметным знаниям знания о представлении и знания об управлении являются метазнаниями. В предметных знаниях можно выделить описатели и собственно предметные знания. Описатели содержат определенную информацию о предметных знаниях, такую, как коэффициент определенности правил и данных, меры важности и сложности. Собственно предметные знания разбиваются на:
- факты, которые определяют возможные значения сущностей и характеристик предметной области
- исполняемые утверждения, которые содержат информацию о том, как можно изменять описание предметной области в ходе решения задач. Это знания, задающие процедуры обработки
- управляющие знания можно разделить на
- фокусирующие знания, которые описывают, какие знания следует использовать в той или иной ситуации. Обычно фокусирующие знания содержат сведения о наиболее перспективных объектах или правилах, которые целесообразно использовать при проверке соответствующих гипотез. В первом случае внимание фокусируется на элементах рабочей памяти, во втором - на правилах базы знаний
- решающие знания, которые содержат информацию, используемую для выбора способа интерпретации знаний, подходящего к текущей ситуации. Эти знания применяются для выбора стратегий или эвристик, наиболее эффективных для решения данной задачи.
- знания о представлении, которые содержат информацию о том, каким образом (в каких структурах) в системе представлены интерпретируемые знания
Не интерпретируемые знания
Знания для которых решатель не знает структуры и содержания. Если эти знания используются каким-либо компонентом системы, то он не "осознает" этих знаний. Не интерпретируемые знания подразделяются на:
- вспомогательные знания, хранящие информацию о лексике и грамматике языка общения, информацию о структуре диалога. Вспомогательные знания обрабатываются естественно-языковой компонентой, но ход этой обработки решатель не осознает, так как этот этап обработки входных сообщений является вспомогательным для проведения экспертизы.
- поддерживающие знания. Поддерживающие знания используются при создании системы и при выполнении объяснений. Они выполняют роль описаний (обоснований) как интерпретируемых знаний, так и действий системы. В свою очередь поддерживающие знания подразделяются на:
- технологические знания. Технологические поддерживающие знания содержат сведения о времени создания описываемых ими знаний, об авторе знаний и т.п.
- семантические знания. Семантические поддерживающие знания содержат смысловое описание этих знаний. Они содержат информацию о причинах ввода знаний, о назначении знаний, описывают способ использования знаний и получаемый эффект.
Поддерживающие знания имеют описательный характер.
|