Банковская информационная система, которая больше известная под названием автоматизированная банковская система (АБС), — это система, которое функционирует на основе ЭВМ и других технических средств, которые обеспечивают процессы сбора, регистрации, передачи, обработки, сохранение и актуализации данных для решения задач управления банковской деятельностью.
Интегрированная АБС — это система, построенная на общесистемных принципах, и охватывающая не фрагментарную совокупность банковских задач, а решающая вопрос автоматизации комплексно с учетом информационных и функциональных связей. Как любая система, АБС может быть представлена в виде определенной совокупности подсистем. В состав АБС входят обеспечивающие и функциональные подсистемы.
Модульный подход к структуризации АБС(автоматизированной банковской системы)
Структуризация задач АБС по функциональным признакам позволяет выяснить и четко определить функции управления, которые подлежат автоматизации при управлении коммерческим банком. И с этой точки зрения такая структуризация может иметь свое место при разработке АБС. Тем не менее, учитывая тесные функциональные взаимосвязи банковских задач, их методологическую и алгоритмическую родственность, при реализации задач пользуются модульным подходом к структуризации АБС
Обеспечивающие подсистемы
Обеспечивающие подсистемы объединяют в себе все виды ресурсов, которые необходимые для функционирования системы. К их составу относятся подсистемы:
информационное обеспечение — это совокупность унифицированных форм первичных документов, систем классификации и кодирования и методов их применения в банковской деятельности, а также файлы данных, которые сохраняются в БД и используются для автоматизированного решения функциональных задач
техническое обеспечение — это комплекс технических средств, включающий вычислительную технику и средства сбора и передачи данных, для информационного обмена как внутри банка, так и при взаимодействии с другими банками и клиентами
математическое обеспечение — это совокупность алгоритмов и экономико-математических моделей, которые характеризуют процедуры обработки данных и формирования бухгалтерской и статистической отчетности
организационно-правовое обеспечение — это совокупность нормативно-правовых документов и инструктивных и методических материалов, которые регламентируют права и обязанности специалистов и определяют технологический порядок функционирования АБС.
лингвистическое обеспечение включает языковые средства, которые используются в системе: языка программирования, информационно-поисковые языки, языка описания метаданных, языка запросов и общение пользователей ссистемой и иные языковые средства.
Разработка АБС должна выполняться в соответствия международным стандартам, которые предоставит возможность банковской системе Украины работать на мировых финансовых рынках. Поэтому при создании АБС необходимо руководствоваться именно стандартами, которые с общепризнанными в мировой практике.
Характеристики системы
Важнейшими вопросами, которые возникают при создании АБС прежде всего есть выбор программно-технической платформы, которая есть главной при определении таких основных характеристик системы:
аппаратная неприхотливость, которая дает возможность работать как на одной, в отдельности взятой ПЕОМ, так и на сложной комбинации локальных сетей, которые работают в разных концах города и даже страны;
сохранение прежде сделанных капиталовложений при переходе на более продуктивный вариант аппаратной платформы;
возможность работы в режиме реального времени;
обеспечения обмена с другими системами автоматизации, в том числе с использованием механизма DDE;
надежность защиты от несанкционированного доступа и возможность восстановления данных при их физических разрушениях;
приемлемая стоимость для минимальной конфигурации АБС и возможность при этом использования оснащения, соответствующего современным техническим достижением;
поддержка механизмов транзакций и репликаций при одновременной работе многих пользователей, а также в случаях аппаратных сбоев и аварий системы;
переносимость программного обеспечения на разные аппаратные платформы.
Составные программно-технической платформы
Основными составными программно-технической платформы есть: аппаратные средства, операционные системы (ОС) и СУБД.
Функциональная структура АБС (автоматизированной банковской системы)
Функциональная структура АБС
Автоматизированная банковская система может обеспечивать автоматизацию:
внутрибанковской деятельности и в первую очередь внутрибанковских операций по обработке платежных и других документов в тех подразделах банковского учреждения, которые работают непосредственно с клиентами;
выполнения межбанковских расчетов и других внешних банковских операций;
финансовых операций в рамках международного банковского бизнеса.
Понятно, что автоматизация этих процессов должна быть взаимосвязанными и дополнять друг друга. Автоматизация каждый из них имеет свою специфику и особенности, и есть довольно сложной проблемой с высоким уровнем автономности.
Особое внимание следует уделить автоматизации внутрибанковской деятельности на уровне коммерческих банков. Обзор АБС показал, что они отличаются одна от одной как структурой, так и набором функциональных задач. Сейчас не имеется типовой структуры АБС, которой бы руководствовались банки при разработке своих систем, практически отсутствуют элементы стандартизации и унификации банковских технологий.
Кроме внутренних информационных связей АБС характеризуется большим спектром информационных связей с внешней средой, в качестве которой выступают клиенты банка, другие банки, финансовые и государственные органы. Общая структурная схема построения АБС представлена на рисунке.
Подсистема ОДБ.Эта базовая технологическая подсистема является ядром АБС и информационно связана с другими функциональными подсистемами. Подсистема обязательно функционирует в каждом банке.
Подсистема «Кредиты».Подсистема может быть интегрирована с другими функциональными подсистемами банка, в частности с ОДБ, в которой выполняют бухгалтерские проведения при предоставлении кредита и при погашении суммы основного долга и процентов по нему.
Подсистема «Валютные операции»функционирует в коммерческих банках, которые получили разрешение на выполнение операций с иностранной валютой. В рамках этой подсистемы обязательно функционирует комплекс задач «Валютный операционный день», обеспечивающий ввод и обработку валютных платежных документов, открытие и закрытие валютных счетов, конвертацию валют, ведения счетов покрытия, формирования баланса и прочие операции с иностранной валютой.
Подсистема «Депозиты». Эта подсистема может обеспечивать автоматизацию работ по обслуживанию физических и юридических лиц, которые открыли депозитные (вкладные) счета в банка. Основными задачами подсистемы есть: учет операций с денежной наличностью, учет безналичных операций, учет ценных бланков, начисления процентов за депозитными счетами, а также формирования отчетных форм для работы с депозитными вкладами.
Подсистема «Ценные бумаги».Коммерческие банки могут выполнять следующие операции с ценными бумагами: выпускать и продавать собственные акции; покупать, продавать и сохранять ценные бумаги (акции, облигации, векселя и т.п.); проводить операции с ценными бумагами по доверенности клиентов.
Подсистема «Касса». Подсистема необходима для учета денежной наличности и организации работы обменных пунктов. Эта подсистема представляет собой мини-банк, который имеет свой баланс, счета и документацию, в которой отображаются наличное средство. Подсистема может работать в одной локальной сети с подсистемой ОДБ или может быть территориально отдаленной и взаимодействовать с банком с помощью электронной почты.
Подсистема «Внутренний учет»включает задачи, связанные с учетом в самом банке. К этой подсистеме относятся такие основные задачи: учет работы и начисления заработной платы работникам банка, учет собственных основных средств банка, учет нематериальных активов, учет амортизации основных средств и нематериальных активов, учет хозяйственных и эксплуатационных затрат.
Подсистема «Отчетность»формирует бухгалтерскую, финансовую и статистическую отчетность о деятельности коммерческого банка. Источником информации для данной подсистемы есть БД, сформированная в ОДБ. В каждом коммерческом банке установлен АРМ—статотчет, что есть программным продуктом НБУ. С помощью этого АРМ формируется вся статистическая отчетность коммерческих банков в виде отдельных файлов показателей и передается в репозитарий статистической отчетности в НБУ, где эти показатели обрабатываются и формируются необходимые отчетные формы.
Подсистема «Карточные операции». Целью функционирования этой подсистемы есть автоматизация безналичных расчетов с физическими лицами с использованием пластиковых карточек.
Подсистема «Анализ»обеспечивает решение аналитических задач, относящихся к классу OLAP. К основным аналитическим задачам относятся анализ: баланса, пассивов и активов; нормативов; доходов и расходов; выполнения финансового плана доходов и затрат; формирования и использования фондов.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление