Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы взаимодействий




Практически все люди вступают в беско­нечное количество различных видов взаимодействия. Наиболее распространен­ным является дихотомическое деление всех возможных видов взаимодействия на два противоположных вида: кооперация и конку­ренция. Разные авторы обозначают эти два основных вида различны­ми терминами: согласие и конфликт, приспособление и оппозиция, ассоциация и диссоци­ация и т.д. В первом случае анализируются та­кие его проявления, которые способствуют организации совместной деятельности, являются «позитивными» с этой точки зрения. Во вто­рую группу попадают взаимодействия, так или иначе «расшатываю­щие» совместную деятельность, представляющие собой определенно­го рода препятствия для нее.

Кооперация, или кооперативное взаимодействие, означает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирова­ние, суммирование этих сил). Атрибутами кооперации являются такие процессы, как взаимопомощь участников, их взаимовлияние, их вклю­ченность во взаимодействие. Кооперация – необходимый элемент со­вместной деятельности, порожденный ее особой природой. А. Н. Леон­тьев называл две основные черты совместной деятельности: а) разде­ление единого процесса деятельности между участниками; б) изменение деятельности каждого, так как результат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его потребности.

Каким же образом соединяется непосредственный результат деятельности каждого участника с конечным результатом совместной
деятельности?

Средством такого соединения являются развившиеся в ходе совместной деятельности отношения, которые реализованы прежде всего в кооперации. Важным показателем кооперативного взаимодействия является включенность в него всех участников процесса.

Конкуренция как вид взаимодействияпредполагает не только негативные характе­ристики этого процесса, но и позитивные черты. В ряде исследований вводится поня­тие продуктивная конкуренция, характеризуемая как гуманная, чест­ная, справедливая, созидательная [Шмелев], в ходе которой у партнеров возникает конкурентно-созидательная мотивация. В этом случае во взаимодействии хотя и сохраняется единоборство, но оно не перерастает в конфликт, а обеспечивает лишь подлинную состя­зательность.

Различают несколько степеней продуктивной конкуренции: а) соревнование, когда партнер не несет угрозы и проигравший не гибнет (например, в спорте проигравший не выбывает, а просто занимает более низкое место в рейтинге); б) соперничество, когда только побе­дитель оказывается безусловно выигравшим, другой партнер оказы­вается в абсолютном проигрыше (например, ситуация шахматного чемпионата мира), что означает нарушение партнерства, возникно­вение элементов конфликта; в) конфронтация, когда со стороны од­ного участника взаимодействия возникает намерение нанести друго­му ущерб, т.е. соперники превращаются во врагов. Границы между этими степенями, конечно, условны, но важно, что последняя сте­пень непосредственно может перерасти в конфликт.

Конфликт – особая форма (или вид) взаимодействия, это наличие противоположных тенден­ций у субъектов взаимодействия, проявляющихся в их действиях. Специ­фика конфликта как социально-психологического термина заключа­ется в одновременном анализе двух составляющих: конфликтной си­туации и ее представленности в сознании участников.

Это дало основания для обсуждения важнейшей общетеоретической проблемы конфлик­та – понимания его природы как психологического феномена. Обязательными признаками конфликта являются: психологический антагонизма (т.е. представленности противоречия в сознании) и наличие конфликтных действий.

Структура конфликта описывается по-разному раз­ными авторами, основные ее элементы практически принимаются всеми: конфликтная ситуация, позиции участников (оппонентов), объект, «инцидент» (пусковой механизм), развитие и разрешение конф­ликта.

Эти элементы ведут себя различно в зависимости от типа кон­фликта. В работах М. Дойча, одного из наиболее видных теоретиков конфликта, называются две разновидности конфликтов: деструктивные и продуктивные.

Деструктивный конфликт – это конфликт, который ведет к рассогласованию взаимодействия, к его расшатыванию. Дест­руктивный конфликт чаще становится не зависимым от причины, его породившей, и легче приводит к переходу «на личности», чем и по­рождает стрессы. Для него характерно расширение количества вовлеченных участников, их конфликтных действий, умножение негативных установок в адрес друг друга, остроты высказываний («экспансия» конфликта). Другая чер­та - «эскалация» конфликта означает наращивание напряженности, включение ложного восприятия все большего числа как черт и ка­честв оппонента, так и самих ситуаций взаимодействия, рост преду­бежденности против партнера. Понятно, что разрешение такого типа конфликта особенно сложно.

Продуктивный конфликт чаще возникает в том случае, когда столкновение касается не несовместимости личностей, а порождено различием точек зрения на какую-либо проблему, на способы ее решения. В таком случае сам конфликт способствует формированию всесторон­него понимания проблемы. Сам факт допущения другой аргументации, признания ее закон­ности способствует развитию элементов кооперативного взаимодействия внутри конфликта, обозначает возникновение эле­ментов дружественной атмосферы и тем самым открывает возможно­сти его регулирования и разрешения.

Способы разрешения конфликта – важнейшая часть проблемы. Обратная связь служит средством регулирования поведения участников конфликта, что особенно проявляет себя при ведении переговоров. Цель переговоров – достижение соглашения, основной способ ко­торого – компромисс, т.е. согласие каждой стороны в равной мере отступить от своей прежней позиции с целью их сближения. В осуще­ствлении такой стратегии велика роль посредника или арбитра – пред­ставителя третьей, нейтральной стороны, способствующего успеху переговоров.

Для более четкого понимания стратегии поведения при достиже­нии компромисса в социальной психологии предложена особая схе­ма – ПОИР («постепенные обоюдные инициативы для разрядки на­пряженности»), предложенная Ч. Осгудом.

ПОИР предполагает после­довательное проведение каждой из сторон следующих шагов по достижению примирения: «миролюбивое» заявление одной из сто­рон, соответствующий ответ другой стороны, снова — следующий шаг первой стороны и т.д. Успех может быть достигнут только в случае демонстрации с обеих сторон твердости, но вместе с тем честности и дружелюбия, готовности поддерживать. Ес­тественно, что предложенная схема не обязательно «срабатывает» в реальных условиях, однако может послужить некоторой моделью примирения.

Кооперация и конкуренция лишь формы взаимодействия, содержание же их задается более широкой системой деятельности, куда они включены. Поэтому при исследовании форм взаимодействия недо­пустимо рассматривать их вне общего контекста деятельности.

 

3. Экспериментальные схемы регистрации взаимодействии.

Обозначение двух полярных типов взаимодействий оказывается недостаточным дляэкспериментальной практики, поэтому в социальной психологии существуют поиски и иного рода – вы­делить более «мелкие» проявления взаимодействия, которые могли бы быть использованы в эксперименте в качестве единицы наблюде­ния. Одна из наиболее известных попыток такого рода принадлежит Р. Бейлсу, который разработал схему, позволяющую по единому пла­ну регистрировать различные виды взаимодействия в группе.

Бейлс фиксировал при помощи наблюдения те реальные прояв­ления взаимодействий, которые можно было увидеть в группе детей, выполняющих некоторую совместную деятельность. Первоначальный список таких видов взаимодействий оказался весьма обширным (на­считывал около 82 наименований) и потому был непригоден для построения эксперимента. Бейлс свел наблюдаемые образцы взаимо­действий в категории, предположив, что в принципе каждая группо­вая деятельность может быть описана при помощи четырех катего­рий, в которых зафиксированы ее проявления: область позитивных эмоций, область негативных эмоций, область решения проблем и об­ласть постановки этих проблем. Тогда все зафиксированные виды вза­имодействий были разнесены по четырем рубрикам:

 

I/ Область 1) солидарность
позитивных эмоций 2) снятие напряжения
  3) согласие
II/ Область Решения проблем
III/ Область постановки проблем

4) предложение, указание

5) мнение

6) ориентация других

 

IV/ Область негативных эмоций

7) просьба об информации

8) просьба высказать мнение

9) просьба об указании

10) несогласие

11) создание напряженности

12) демонстрация антагонизма

 

 

Получившиеся двенадцать видов взаимодействия были оставле­ны Бейлсом, с одной стороны, как тот минимум, который необхо­дим для учета всех возможных видов взаимодействия; с другой — как тот максимум, который допустим в эксперименте.

Схема Бейлса получила довольно широкое распространение, не­смотря на ряд существенных критических замечаний, высказанных в ее адрес: 1) отсутствие логического обоснования существования именно 12 воз­можных видов и 4 категорий; 2) в предложенном перечне взаимодействий нет единого основания, по которому они были бы выделены; 3) в ней полностью опущена характеристика содер­жания общей групповой деятельности, т.е. схвачены лишь формаль­ные моменты взаимодействия.

Трудность фиксации в эксперименте содержательной стороны взаимодействия породила в истории социальной психологии тенденцию упростить ситуацию анализа и обратиться преимущественно к иссле­дованию взаимодействия в диаде, т.е. к взаимодействию лишь двух людей. Такого рода исследования проводились в рамках теории «диадического взаимодействия» (американские социальные психологи Дж. Тибо и Г. Келли) на основе математической теории игр «дилемма узника». В эксперименте фигури­руют два узника, находящиеся в заточении и лишенные возможнос­ти общаться. Строится матрица, в которой фиксируются возможные стратегии их взаимодействия на допросе, когда каждый будет отве­чать, не зная точно, как ведет себя другой. Если принять две крайние возможности их поведения: «сознаться» и «не сознаться», то, в прин­ципе, каждый имеет именно эту альтернативу. Однако результат бу­дет различен в зависимости от того, какой из вариантов ответа избе­рет каждый.

Могут сложиться 4 ситуации из комбинаций раз­личных стратегий узников: оба сознаются; первый сознается, второй не сознается; второй сознается, первый – нет; оба не сознаются. При этом рассчитывается выигрыш, который получится при различных ком­бинациях этих стратегий для каждого игрока. Этот выигрыш и явля­ется исходом в каждой модели игровой ситуации. Применение в этом случае некоторых положений теории игр создает перс­пективу прогноза поведения каждого уча­стника взаимодействия.

В многочисленных ситуациях взаимодействия при разработке стратегий своего поведения люди чрезвычайно редко уподобляются узникам из дилеммы. Стратегий взаимодействия гораздо больше.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 4697; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.