КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Затратные методы установления цены
Основные методы установления цен Тема 7. МЕТОДЫ УСТАНОВЛЕНИЯ ЦЕНЫ НА ТОВАР 1. Верхоглядова Н.И. и др.. Основы ценообразования: Учебное пособие.-К.: Кондор, 2007. - 121-152 2. Якорева А.С. Ценообразование. Шпаргалки, - М.: изд-во Эксмо", 2008 г. - 32 с.
1.Основные методы установления цен. 2. Расходные и рыночные методы определения цены. 3.Економетрични методы установления цены.
В зависимости от особенностей товара, размеров и финансовых возможностей фирмы, ее целей и стратегии ценообразования для расчета цены могут быть использованы различные методы. Все методы и способы установления цены условно можно разделить на три группы: • затратные; • рыночные; • эконометрические.
Затратные методы ориентируются на ценовую стратегию, основанную на затратах. К затратных методов можно отнести: • установление цены на основе полных затрат; • установление цены на основе переменных затрат; • установление цены на основе анализа безубыточности.
Рыночные методы установления цен ориентируются на ценовые стратегии, основаны на спросе или на реакции конкурентов. К рыночным методам можно отнести: • установление цены с учетом жизненного цикла товара; • установление цены в рамках товарной номенклатуры; • установление цены по географическому признаку; • установление цен со скидками и зачетами; • установление цены с учетом эластичности спроса на товар; • установление цены с учетом ценности товара для потребителя; • ценообразование по методу «текущей цены»; • установление цен с учетом конкурентоспособности товара; • способ тендерного ценообразования.
Эконометрические методы (нормативно-параметрические) характеризуются использованием экономико-математических методов и моделей при установлении цен на новую продукцию. Эти методы дополняют расходные и рыночные. К эконометрических методов можно отнести: • метод удельных показателей; • метод корреляционно-регрессионного анализа; • балловый метод; • агрегатный метод.
Деятельность предприятия в установлении цены может быть связана с множеством показателей, но наиболее общепринятыми являются финансовые показатели, отражающие соотношение между выручкой от продажи товаров, издержками производства и реализацией и получаемой прибылью. Основные группы расходов: • Расходы сырья и материалов. • расходы на рабочую силу (труда). • Накладные расходы.
Все эти расходы, в свою очередь, можно разделить на 1. прямые и 2. косвенные.
Прямые расходы - составляют основную часть продукта (сырье и материалы, зарплата за выполненную работу по изготовлению данного изделия, прямые накладные расходы). Они относятся к переменным издержкам. Прямые накладные расходы - затраты, величина которых находится в прямой зависимости от количества выпущенных изделий или времени их изготовления (стоимость инструментов, необходимых для изготовления данного изделия; электроэнергия для технологических целей; тара; топливо и др.). Косвенные расходы не находятся в прямой зависимости от объема выпуска или затрат рабочего времени. К косвенным расходам относятся общепроизводственные расходы, административные расходы, расходы на сбыт, другие операционные расходы. Эти расходы можно назвать косвенными накладными.
В состав общепроизводственных расходов включаются: • Расходы на управление производством (оплата труда аппарата управления, цехам и участкам; отчисления на социальное и медицинское страхование, расходы на оплату командировок). • Амортизация основных средств и нематериальных активов общепроизводственного назначения. • Расходы на обслуживание, страхование, эксплуатацию и ремонт основных средств и нематериальных активов общепроизводственного назначения. • Расходы на улучшение технологии и организации производства. • Расходы на отопление, освещение и другие коммунальные платежи. • Расходы на обслуживание производственного процесса. • Расходы на охрану труда и технику безопасности, а также на охрану окружающей среды. • Прочие расходы (потери от брака, оплата простоя).
Общепроизводственные расходы можно разделить на 1. постоянные и 2. переменные.
К постоянных общепроизводственных расходов относятся расходы на обслуживание и управление производством, которые остаются неизменными при изменении объема деятельности. Постоянные расходы распределяются на определенный объект расходов с использованием базы распределения (затраты рабочего времени, заработной платы, объема деятельности, прямых расходов, переменных расходов и др.). При нормальной мощности. К переменным общепроизводственным расходам относятся расходы на обслуживание и управление производством, изменю ¬ ются при изменении объема деятельности. Переменные затраты также распределяются на определенный объект расходов согласно базе распределения, исходя из фактической мощности отчетного периода. Все другие виды расходов можно отнести к постоянным косвенных расходов. К административным расходам относятся расходы на обслуживание и управление предприятием. К расходам на сбыт относятся расходы, связанные с реализацией продукции (товаров, работ, услуг), маркетингом, рекламой. К прочим операционным расходам относятся расходы на исследования и разработки, убыток от переоценки и недостачи запасов, признанные штрафы, пеня и другие. Для вычисления рыночной цены применяются в основном следующие затратные методы: 1) метод, базирующийся на определении полных издержек. Заключается в суммировании совокупных издержек и прибыли, на которую рассчитывает фирма. Совокупные издержки вычисляются как сумма переменных и постоянных издержек. К достоинствам данного метода относятся его простота и удобство. Но у этого метода есть два существенных минуса: а) при установлении цены не учитывается спрос, предъявляемый покупателями на данный товар, не учитывается конкуренция, следовательно, может возникнуть ситуация, когда на товар по установленной цене не будет спроса; б) при использовании данного метода происходит внесение в себестоимость товара постоянных (накладных) расходов, т. е. расходов на содержание предприятия, а не на изготовление продукции. Таким образом, метод полных издержек является условным, так как не отражает действительный вклад товара в доход фирмы;
Где: ПВ – полная стоимость ОП - налогооблагаемая прибыль ПДВ – ставка налога на прибыль q - плановое количество изделий
2) Метод, ориентирующийся на прямые затраты. Сущность метода состоит в установлении цены посредством добавления к переменным затратам надбавки – прибыли. В отличие от первого метода постоянные издержки покрываются не за счет цен отдельного товара, а за счет разницы между суммой цен реализованных товаров и переменными затратами. Эта разница называется «добавленной», или «маржинальной», прибылью;
МД=TR-VC (2)
где: МД — маржинальний доход; TR—виторг від реалізації; VC — загальна сума змінних витрат.
Маржинальний прибуток, необхідний для покриття постійних витрат і одержання прибутку:
MП=TR-VC-ПДВ (3)
Для визначення ціни можна скористатися такими формулами:
где: q - планована кількість виробів даної моделі; КМП - коефіцієнт маржинального прибутку;
КМД - коефіцієнт маржинального доходу:
ПДВ- ставка податку на додану вартість у частках.
3) метод предельных издержек. Также основывается на анализе себестоимости, но сложнее, чем предыдущие методы. При применении предельного ценообразования надбавка прибавляется только к предельно высокой себестоимости изготовления каждой следующей единицы товара. Данный метод оправдан в том случае, если гарантированы объемы продаж по более высокой цене, достаточные для того, чтобы покрыть постоянные затраты. Используют правило МС = MR, где МС - предельные издержки; MR - предельный доход.
При чистой конкуренции предельный доход равен цене товара, т.е.: МС = Р.
Таким образом, при чистой конкуренции цена товара может равняться предельным издержкам.
4) метод расчета цен на основе анализа безубыточности. Фирма стремится к такому уровню цены, который приносил бы ей желаемый (целевой) объем прибыли. Точка безубыточности может быть определена графическим и аналитическим методами. Для нахождения точки безубыточности аналитическим методом используется следующая формула: Точка безубыточности = Постоянные издержки (FC) / Валовая прибыль (ТП);
Для получения достаточной суммы целевой прибыли определяется точка целевой (минимальной) рентабельности. Точка безубыточности в натуральном выражении определяется по формуле:
где FC - сумма постоянных затрат; Р-цена изделия; AVC - средние переменные издержки.
Например, если цена модели М-700 составляет 6029 гр. ед., средние переменные издержки 2110 гр. ед., а сумма постоянных затрат 15100 тыс. руб. ед., где точка безубыточности: (TБ) = 15100000/6029 - 2Н0 = 3853 штук
Таким образом, чтобы покрыть все расходы, необходимо продать 3853 штуки моделей М-700 по цене 6029 гр. ед. При этом предприятие не получит прибыли, а НДС в расчете не учитывается. Цена с учетом НДС составляет 7235 (6029 • 1,2) гр. ед.
Точку целевой (минимальной) рентабельности в натуральном выражении можно рассчитать по формуле:
где PR-сумма целевой прибыли.
Например, если PR = 15514 тыс. грн., где точка целевой рентабельности:
(min) = 15100000 +15514000 / 6029 - 2110 = 7812 штук.
Таким образом, для получения прибыли в сумме 15514 тыс. грн. предприятию необходимо реализовать уже 7812 штук моделей М-700.
Для определения точки безубыточности и точки целевой рентабельности в денежном выражении можно использовать формулы:
В нашем примере точка безубыточности составит 23230 тыс. руб. ед., а точка целевой рентабельности - 47097 тыс. руб. ед. Если предприятие выпускает широкую номенклатуру однородных изделий, то используется вариант формул расчета в денежном выражении, где применяются средние цены и средние переменные издержки, рассчитанные с учетом объема выпуска каждого вида изделий (по формуле средней арифметической взвешенной).
5) метод ценообразования на основе переменных затрат также эффективен при принятии решения о выгодности дополнительного заказа. Например, на новый рынок поступило дополнительный заказ на модель-700 более уже реализованы 10 тыс. штук. Цена дополнительного заказа может быть рассчитана на основе переменных затрат (с учетом рентабельности по чистой прибыли 25%, ставки налога на прибыль 25%, ставки НДС - 20%) по формуле:
где AVC - средние переменные издержки; РП - рентабельность продукции по чистой прибыли в долях; ЧП - ставка налога на прибыль в долях; ПДВ - ставка НДС в долях.
Поэтому переменные затраты на единицу изделия в 2110 гр. ед. могут быть использованы как базовая цена на новом рынке.
6) метод учета рентабельности инвестиций. Главные задачи данного метода: а) определить полные затраты при разных методиках производства; б) определить объем производства, который при условии продажи товаров по установленной цене позволит окупить привлекаемый финансовый капитал. Метод учета рентабельности инвестиций – единственный метод ценообразования, который учитывает платность использования финансового капитала, привлекаемого для производства и реализации продукции. Главный минус данного метода – в использовании процентных ставок, которые в условиях инфляции крайне нестабильны. При такой модели затратного ценообразования цены рассчитываются следующим образом: Цена = Удельные полные издержки + ((Целевая рентабельность инвестиций х Сумма инвестиций) / Плановые продажи, шт.).
Например, компания организовала производство нового товара, что потребовало инвестиций в размере 17 млн р., и обеспечивает выпуск в год 12000 шт. продукции. Желаемая рентабельность инвестиций определена в 30 %, а полные издержки производства равны 950 р. Тогда цена, по которой следует реализовать данную продукцию, должна составить: 950 + (17000000 * 0,30) / 12000 = 1375 (р).
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 484; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |