Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система непрерывного и преемственного иноязычного образования

Коренные преобразования в методологической, содержательной и технологической основе иноязычного образования обусловливают необходимость создания единой национальной системы иноязычного образования. Уровневая модель овладения иностранными языками как наиболее отвечающая современным требованиям общества представляет эту систему. Структурными компонентами выступают взаимосвязанные и взаимозависимые уровни общенациональной образовательной системы: начальное образование, основное, среднее, послесреднее профессиональное, вузовское, послевузовское. Все компоненты системы функционально едины и направлены на обеспечение определенного уровня иноязычной обученности. Взаимосвязь, взаимозависимость и иерархическое расположение составляющих системы представлены в таблице 1.

Целостность иноязычной подсистемы обеспечивается единой методологической платформой, единой нормативно-управляющей и содержательной базой, а также введением единого контрольно-оценочного механизма иноязычной компетенции. Основная цель иноязычного образования – формирование вторичной языковой личности, готовой и способной к межкультурному иноязычному общению – достигается поступенчато, через реализацию иерархической системы целей и задач отдельных уровней, которые обеспечивают преемственность и непрерывность в формировании всего комплекса иноязычных компетенций, а также достижение конкретных показателей качества обученности в соответствии с международно-стандартными требованиями.

В основу этих требований положены программа и стандарты «Общеевропейских компетенций уровней владения иностранным языком», унифицирующие требования к уровню обученности языкам для всех стран Европы. В данной модели выделяются 6 уровней обученности с набором образовательных программ и соответствующих каждому уровню сертификатов.Эти уровни обозначаются литерами А1, А2, В1, В2, С1, С2, содержание которых раскрывается в п.п. 3.2.1, 3.2.2, 3.2.3 Концепции.

 

Обозначенные уровни гармонизируются с особенностями национальной образовательной системы и в соответствии с принятой в Концепции образовательной структурой реализуются следующим образом:

· для начальных классов средней школы рекомендуется стартовая программа обучения;

· для основной ступени (5-10 классы) – уровни А1, А2;

· для профильных классов 12-летки (11-12 кл.) – уровень В1 и профильно-ориентированные обучающие программы;

· для специализированных школ – программы и стандарты 4-го уровня В2;

· для технических и профессиональных образовательных учреждений – уровень В1 и основы LSP;

· для послесреднего профессионального образования – уровень В2 и LSP;

· для неязыковых вузов – уровень В2 и полный курс LSP (профессиональная программа);

· для языковых вузов – усвоение уровней В2, С1, С2, программы LAP (язык для академических целей) и специально-профессиональные программы LSP;

· для магистратуры – уровни С1, С2 второго ИЯ для языковых вузов; уровень С1 первого ИЯ для неязыковых вузов; LSP – для профильной магистратуры; LАP, LSP – для научно-исследовательской.

 

Одна из важных отличительных черт новой системы иноязычного образования, концептуально базируемой на уровневом подходе, состоит в ее направленности на конечный результат обучения, т.е. на определенно целезаданный уровень обученности.

Данная система представляет собой сочетание международной шкалы оценок качества с отечественным предметным содержанием, унифицирует квалификационно-качественные требования к конечным результатам по уровням обученности иностранным языкам для всех типов учреждений образования с вариативными содержательно – образовательными подпрограммами на каждом уровне.

 

3.2.1. Уровни и содержание иноязычного среднего образования:

 

а) начальное иноязычное образование (2-4 кл.)

Начальное иноязычное образование является первой ступенью новой 12-летней школы, перед которой ставятся задачи, отвечающие мировым тенденциям развития образования.

Изучение ИЯ в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

· обеспечить развитие личности ребенка, его речевые способности, внимание, мышление, память и воображение;

· создать условия для ранней коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру и преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании ИЯ как средства общения;

· заложить основы для формирования элементарной коммуникативной компетентности (речевой, языковой, социо-культурной, учебно-познавательной); способности и готовности к общению на ИЯ; элементарные коммуникативные умения в четырех видах речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо) с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников, а также формировать способность и готовность к общению на иностранном языке;

· познакомить младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы, воспитывать дружелюбное отношение к своим зарубежным сверстникам и мотивацию к дальнейшему овладению иностранным языком. Приобщать детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях семейно-бытового и учебного общения, формировать исходные представления о нравах и обычаях стран изучаемого языка;

· формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках, развивать речевые, интеллектуальные и познавательные способности младших школьников, а также их общеучебные и специальные учебные умения.

Обучение ИЯ на начальном этапе даст учащимся возможность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: понимать на слух речь учителя, основное содержание облегченных текстов, в основном фольклорного характера, с опорой на зрительную наглядность; участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомство, поздравление, благодарность, приветствие); расспрашивать собеседника, задавая прямые вопросы (кто, что, где, когда), и отвечать на вопросы собеседника; кратко рассказывать о себе, своей семье, друге; составлять небольшие описания объекта, картинки; читать вслух текст, соблюдая правила произношения и основные интонационные модели; читать про себя с полным пониманием учебные тексты, с пониманием основного содержания облегченные оригинальные тексты, доступные по содержанию и языковому материалу; писать краткое поздравление (с днем рождения, с Новым годом) с опорой на образец.

Первая ступень начального иноязычного образования в 12-летней школе обеспечивает базу для развития преемственного и непрерывного иноязычного образования.

 

б) основное иноязычное образование (5-10 кл.)

В соответствии с принципом непрерывности и преемственности обучение иностранному языку на ступени основного образования (5-10 кл.), базируясь на стартовом уровне обученности, достигнутом во 2-4- классах, предполагает дальнейшее более углубленное формирование и развитие иноязычных компетенций. Содержание основного (общеобразовательного) уровня подготовки школьников по иностранному языку соответствует уровням А1 (5-7- кл.) и А2 (8-10 кл.).

Познавательный процесс на данном этапе как и на последующих этапах организуется концентрически: сферы общения и тематика предыдущего этапа подхватываются, расширяются, к ним прибавляется ряд новых речевых тем. Развитие коммуникативно-речевой деятельности прогрессирует также поэтапно: от деятельности репродуктивного характера к репродуктивно-продуктивной и далее – к продуктивной.

Уровень иноязычной обученности в 5-7 классах должен обеспечивать учащимся: возможность общаться со своими зарубежными сверстниками и взрослыми в ограниченных стандартных ситуациях социально-бытовой, учебно-трудовой и социально-культурной сферах общения, понимать на слух и при чтении тексты, в том числе и тексты прагматического характера, построенные главным образом на знакомом языковом материале, написать открытку, заполнить анкету, написать письмо по аналогии с образцом.

В 8-10 классах (уровень обученности А2) идет дальнейшее развитие коммуникативно-межкультурной компетенции в составе всех ее компонентов: расширение грамматического и лексического минимумов, упрочение языковых и речевых навыков, развитие дискурсивных и социокультурных умений. Содержание и технологии обучения должны обеспечивать школьникам

· способность и готовность варьировать и комбинировать языковой материал, ориентируясь на решение конкретных коммуникативных задач в наиболее распространенных стандартных ситуациях общения, предусмотренных программой;

· умение вести ритуализированные диалоги, а также групповое обсуждение (унисон, спор); умение что-либо утверждать и обосновывать сказанное;

· делать краткое сообщение в русле основных сфер и тем общения;

· воспринимать на слух и понимать короткие аутентичные тексты информативного, описательного и прагматического характера;

· читать и понимать основное содержание легких аутентичных текстов разных жанров, выражать свое отношение к прочитанному;

· заполнить анкету, написать письмо, письменно подготовить краткую аннотацию с непосредственной опорой на текст.

 

Обновление и развитие иноязычного образования в основной школе может быть направлено на

- обучение иностранным языкам в контексте межкультурной парадигмы, имеющей большой личностно-развивающий потенциал;

- развитие умений представлять родную страну и культуру, а также культуру страны изучаемого языка в условиях иноязычного межкультурного общения;

- ознакомление школьников с основами самонаблюдения и самооценки в области владения иностранным языком;

- развитие самообразовательного потенциала, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения языков и диалога культур – национальной и страны изучаемого языка.

 

в) среднее иноязычное образование:

· на ступени профильного обучения (11-12 кл.)

Принципиально новый подход к организации третьей ступени среднего образования состоит в ее профилизации. Введение профильного обучения предполагает углубленную допрофессиональную подготовку учащихся по трем направлениям: социально-гуманитарному, естественно-научному и техническому.

Основное отличие иноязычного образования на завершающем этапе средней школы заключается в том, что иностранный язык (ИЯ) выступает средством реализации профильного обучения. Определенная профильная направленность достигается за счет переструктурирования содержания обучения, т.е. сокращения общеобразовательной тематики и введения аутентичного учебного материала, ориентированного на будущую специальность учащихся.

Привлечение аутентичных материалов, отвечающих возрастным особенностям и личностным интересам старшеклассников, должно обеспечить их знакомство с элементами профориентации и переподготовки в стране изучаемого языка, ознакомление с особенностями выбранной профессии и ролью иностранного языка в овладении будущей профессией, в приобщении к научно-техническому и культурному прогрессу, в расширении общего кругозора в сфере избранного профильного направления. Работа с профильно ориентированными учебными материалами должна привести к некоторому увеличению как продуктивного, так и, в особенности, рецептивного языкового минимума по сравнению с предыдущим этапом обучения, а также к некоторому приросту знаний, в том числе фоновых, навыков и умений во всех видах речевой деятельности, что обеспечивает совершенствование коммуникативной компетенции в целом и способствует созданию прочной профессионально ориентированной базы для дальнейшего доучивания в вузе с целью использования ИЯ в профессиональной деятельности.

Содержание обучения и используемые технологии должны обеспечить в качестве конечных результатов обученности выпускнику средней школы возможность:

· устанавливать и поддерживать социальные и профильно-ориентированные контакты в рамках ограниченного количества сфер и ситуаций общения, предусмотренных программой; осуществлять коммуникативное взаимодействие согласно принятым в данном социуме нормам речевого и неречевого поведения;

· понимать смысл и связанные с основным содержанием подробности звучащих текстов, сводки новостей по радио и в телепередачах;

· читать, используя различные стратегии и понимать аутентичные короткие научно-популярные, публицистические тексты, а также тексты прагматического характера: рекламные объявления, сводки новостей и др.; высказывать впечатления и давать аргументированную оценку;

· писать короткие простые письма, содержание которых составляют автобиографические данные, ежедневные дела, личные предпочтения и др.;

· удовлетворять требованиям профильной ориентации обучения: заполнить формуляр, написать официальное письмо.

 

Такая постановка задач соотносится с третьим уровнем обученности (уровень В1). В этом случае подготовка учащихся полной средней школы по ИЯ может соответствовать общеевропейскому и мировому стандартам.

Обновление и развитие иноязычного образования на ступени профильного обучения может быть направлено

- на гармонизацию цели, содержания и технологий обучения предмету в конкретных вариативных программах и учебных материалах;

- на разработку вариативных программ иноязычного профильного обучения;

- на усиление личностной и профильной ориентированности предметной стороны содержания обучения;

- на совершенствование педагогических технологий, способных повысить творческо-креативный уровень обученности.

 

· в специализированных школах (с углубленным изучением иностранных языков и в школах с преподаванием ряда предметов на иностранном языке)

В условиях развития вариативного образования в РК предполагается сохранение и дальнейшее совершенствование такой организационно-правовой формы средних образовательных учреждений, как специализированные школы (с углубленным изучением ИЯ и школ с преподаванием ряда предметов на ИЯ), занимающих особую нишу в сфере среднего иноязычного образования.

Специфичным для этой формы иноязычного образования является изучение ИЯ в качестве профилирующей дисциплины, с 1-го класса наряду с казахским и русским языками;

· углубление лингвистического, филологического и обще-научного кругозора учащихся;

· дальнейшее расширение коммуникативной и межкультурной компетенций учащихся;

· развитие всех сторон личности учащихся: их мировоззрения, чувств, эстетических взглядов, мышления, культуры умственного труда, общения, потребности в дальнейшем самообразовании и познавательной активности;

· межпредметная интегрированность содержания обучения;

· усвоение понятий и метаязыка дисциплин, преподаваемых на ИЯ;

· и в целом – достижение выпускниками этих школ более продвинутого по сравнению с основной школой европейского уровня обученности по ИЯ (В2).

Более широкая по сравнению с основной школой иноязычная коммуникативная компетенция учащихся данного типа школ позволяет им понимать со слуха продолжительные выступления, доклады на изученные темы, телепередачи и содержание фильмов на стандартном языке; читать прозаические литературные и научно-популярные тексты, статьи по современным проблемам культуры и науки; взаимодействовать с достаточной степенью легкости с носителем языка, участвуя в разговоре в знакомых ситуациях общения, сообщая и защищая свое мнение; ясным и подробным образом выражать устно и письменно свои мысли по большому спектру проблем, развивая свою точку зрения, объясняя преимущества и недостатки разных способов решения спорных вопросов; писать письма с выражением собственной точки зрения на описываемые события и явления.

Специализированная школа призвана сформировать у учащихся более широкую по сравнению с основной средней школой коммуникативно-межкультурную компетенцию в рамках изучаемых сфер общения, а также дисциплин и спецкурсов, читаемых на ИЯ:

· ознакомление с образом и условиями жизни в странах изучаемого языка;

· владение принятым в этих странах этикетом вербального и невербального поведения;

· знание повседневной и праздничной культуры;

· знакомство с детской и молодежной субкультурами;

· критическое осмысление социальных и общенаучных проблем и тенденций;

· эмоциональное соприкосновение и интеллектуальная работа с образцами высокой культуры, науки и техники;

· а также умение ориентироваться в полученных знаниях, воспринимать их и заинтересованно принимать, сравнивать и находить различия и общность.

Как правило, выпускники означенных школ в большинстве своем продолжают обучение по специальностям со знанием ИЯ и, в совершенстве владея ИЯ, занимают достойное положение на государственной службе, требующей высокого уровня иноязычной обученности. Данное обстоятельство свидетельствует о необходимости проявления заинтересованности общества в расширении сети специализированных школ (с углубленным изучением ИЯ) и создании адекватных условий для их успешного функционирования.

· в средних технических и профессиональных образовательных учреждениях

Обучение ИЯ в средних профессионально-технических образовательных учреждениях направлено на овладение ИЯ с учетом будущей профессиональной деятельности учащихся.

Целью обучения ИЯ в этих учреждениях является формирование у учащихся коммуникативной и межкультурной компетенций на базе интегрированного общетехнического и гуманитарного содержания иноязычного образования.

Выпускники данных типов учреждений достигают по сравнению с основной школой продвинутого европейского уровня владения ИЯ (В1 + основы LSP – языка для специальных целей в соответствии с программными требованиями).

Овладение учащимися коммуникативно-профессиональной компетенцией предполагает их способность взаимодействовать с носителем языка в ситуациях повседневного, культурного и учебно-профессионального общения, понимать со слуха и читать тексты общегуманитарной, общепрофессиональной, общенаучной и общетехнической направленности, решать профессионально-ориентированные задачи проблемного характера.

Ознакомление учащихся с зарубежной профессионально-направленной информацией, посредством ИЯ способствует безусловному повышению мотивации к избранной ими специальности и их профессионально – квалификационному становлению.

 

г) послесреднее иноязычное образование

Послесреднее иноязычное профессиональное образование предусматривает подготовку специалистов среднего звена, обслуживающего и управленческого характера. Их значимость обусловлена как высокими потребностями республики в профессиональных кадрах среднего звена в сферах производства и обслуживания, так и разнообразными функциями, которые они выполняют в деятельности организаций. Целью иноязычной подготовки квалифицированных кадров среднего звена является дальнейшее развитие коммуникативно-межкультурной и профессиональной компетенций, достаточных для установления личных, культурных и профессиональных контактов с носителями языка, обмена опытом и ведения деловой и профессиональной переписки.

Иноязычная подготовка на послесреднем этапе образования предусматривает овладение европейским уровнем В2 + LSP.

Особенностью профессиональной иноязычной подготовки на послесреднем этапе образования является овладение языком для специальных целей (LSP) для его дальнейшего использования в профессионально-ориентированном общении по профилю конкретной специальности в инженерно-технологической, социально-гуманитарной, научно-технической или экономико-деловой сферах производственной деятельности.

Конечной целью является достаточный уровень освоения LSP как «инструмента» для решения интеллектуальных и социальных задач в будущей профессиональной деятельности с учетом межкультурного фактора (тип индустрии, гендерные, статусные, возрастные особенности).

 

 

3.2.2. Уровни и содержание высшего иноязычного образования:

Вузовское иноязычное образование:

· в специализированных языковых вузах

Высшее иноязычное образование осуществляется в языковом (специализированном) и неязыковом вузе. Коренные преобразования в обучении иностранным языкам заключаются не в количественной, а в качественной реорганизации обучения, что отражается в переходе на три направления, предусмотренные европейским стандартом: обучение базовому иностранному языку, языку для специальных целей и языку для академических целей. Преемственность обучения в цепочке «школа-вуз» заключается в том, что в высших учебных заведениях продолжается формирование базового языка на последующих уровнях европейского стандарта. В обучении языку для специальных целей (LSP) впервые проводится соотношение профессиональных умений с вербальной деятельностью, что позволяет студентам овладеть ИЯ через ситуации профессионального общения. Овладение студентами языком для академических целей (LAP) обеспечит преемственность в обучении между бакалавриатом и магистратурой и даст им возможность получения послевузовского образования за рубежом.

Основные тенденции развития высшего иноязычного образования сводятся к следующим положениям:

- повышение качества подготовки специалистов по иностранным языкам (учителей, переводчиков, специалистов по международным отношениям),

- развитию инновационного иноязычного образования,

- интеграции обучения с интенсивной научно-исследовательской деятельностью в области лингвистики, методики обучения иностранным языкам и межкультурной коммуникации,

- связи вузовских исследований по иностранным языкам с потребностями общества,

- совершенствованию образовательных и информационных технологий в области обучения иностранным языкам (раннее обучение, дистанционное обучение, обучение языку для специальных целей и т.д.).

Целью высшего иноязычного образования являетсяформирование специалистов, владеющих ИЯ на уровне, признанном международным сообществом, и отвечающим потребностям общества РК, достижение которой возможно через решение следующих задач:

1) формирование специалиста, владеющего:

- базовым иностранным языком в соответствии с требованиями европейского стандарта,

- иностранным языком для академических целей для обеспечения преемственности в обучении между бакалавриатом и магистратурой,

- иностранным языком для специальных целей в соответствии с узкой специализацией;

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Теоретико-методологические основы развития иноязычного образования | Управление системой непрерывного
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 2618; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.