Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Движущие силы, факторы и условия психического развития




Подобно тому, как электрический ток возникает только тогда, когда существует разность потенциалов, так и движущей силой психического развития всегда являются противоречия между:

- потребностями и внешними обстоятельствами,

- новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения,

- возросшими физическими способностями, духовными возможностями и старыми формами деятельности,

- новыми требованиями деятельности и несформированными умениями и навыками.

Факторы и условия психического развития в отечественной психологии рассматриваются следующим образом [2]:

Факторы психического развития
Это то объективно существующее, что с необходимостью определяет жизнедеятельность (в самом широком смысле слова) индивида
Условия психического развития
То, что оказывает определенное влияние на индивида, т.е. внешние и внутренние обстоятельства, от которых зависят особенности, характеристики, уровень психического развития
  среда  
внешние
  обучение и воспитание  
внешние
  биогенетика человека  
внутренние
  активность человека, интересы, мотивы, воля, целеустремленность  
внутренние

 

 


Психическое развитие ребенка осуществляется в следующих направлениях:

1) «движение» от не­произвольности, непосредствен­ности, импульсивности и ситуативности к произвольности: эта тенденция развития проявляется в умении управлять своим поведением, со­знательно ставить цели, предна­меренно искать и находить сред­ства достижения, преодолевая трудности и препятствия;

2) постепенная «интеллектуализа­ция» познавательных процессов, что приводит к формированию целостной структуры интеллек­та, в которой каждый познавательный процесс выполняет свою специфическую функцию; при этом развитие осуществляется в направлении от относительной автономии (независимости) каж­дой из психических функций к их консолидации, объединению в одну целостную структуру (в этом проявляется механизм интегративности);

3) ста­новление и стаби­лизация аналитико-синтетической функции;

4) постепенный пере­ход от наглядно-действен­ной, наглядно-образной фор­мы отражений к отвлеченной абстрактно-логической фор­ме (к теоретическому мыш­лению);

5) постепенный переход от внешней регу­ляции к саморегуляции; осо­бенно отчетливо эта тенден­ция прослеживается в раз­витии внимания, контроля и самоконтроля.

Закономерности психического развития

Развитие человека подчиняется ряду закономерностей:

· неравномерность характеризует возрастную динамику отдельных психофизиологических функций. Возрастная динамика носит не прямолинейный, а колебательный характер, т.е. периоды подъема и спада сменяют друг друга.

· гетерохронность разновременность прохождения основных стадий и внутренняя противоречивость соматического, полового и нервно-психического развития человека, противоречивость становления отдельных психических функций и личности в целом. В раннем онтогенезе гетерохрония имеет важное биологическое общеприспособительное значение; состоит в неравномерном развертывании наследственной информации, что обеспечивает выживание младенца. Чем более необходима какая-либо функция для жизни ребенка, тем раньше она развивается (Э.Мейман). Внутренняя противоречивость развития личности проявляется в неравномерности и гетерохронности смены ее общественных функций, ролей, состояний и свойств.

·

 
выделяют подъемы и спады в развитии функции
в одно и то же время одна функция на подъеме, другая – на спаде
качественно отличающиеся друг от друга периоды
Закономерности психического развития
стадиальность – весь жизненный путь человека может быть разделен на отдельные периоды, фазы или стадии, качественно отличающиеся друг от друга, характеризующиеся определенной совокупностью признаков: физические, психические, основные новообразования и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 566; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.