КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Движущие силы, факторы и условия психического развития
Подобно тому, как электрический ток возникает только тогда, когда существует разность потенциалов, так и движущей силой психического развития всегда являются противоречия между: - потребностями и внешними обстоятельствами, - новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения, - возросшими физическими способностями, духовными возможностями и старыми формами деятельности, - новыми требованиями деятельности и несформированными умениями и навыками. Факторы и условия психического развития в отечественной психологии рассматриваются следующим образом [2]:
Психическое развитие ребенка осуществляется в следующих направлениях: 1) «движение» от непроизвольности, непосредственности, импульсивности и ситуативности к произвольности: эта тенденция развития проявляется в умении управлять своим поведением, сознательно ставить цели, преднамеренно искать и находить средства достижения, преодолевая трудности и препятствия; 2) постепенная «интеллектуализация» познавательных процессов, что приводит к формированию целостной структуры интеллекта, в которой каждый познавательный процесс выполняет свою специфическую функцию; при этом развитие осуществляется в направлении от относительной автономии (независимости) каждой из психических функций к их консолидации, объединению в одну целостную структуру (в этом проявляется механизм интегративности); 3) становление и стабилизация аналитико-синтетической функции; 4) постепенный переход от наглядно-действенной, наглядно-образной формы отражений к отвлеченной абстрактно-логической форме (к теоретическому мышлению); 5) постепенный переход от внешней регуляции к саморегуляции; особенно отчетливо эта тенденция прослеживается в развитии внимания, контроля и самоконтроля. Закономерности психического развития Развитие человека подчиняется ряду закономерностей: · неравномерность характеризует возрастную динамику отдельных психофизиологических функций. Возрастная динамика носит не прямолинейный, а колебательный характер, т.е. периоды подъема и спада сменяют друг друга. · гетерохронность разновременность прохождения основных стадий и внутренняя противоречивость соматического, полового и нервно-психического развития человека, противоречивость становления отдельных психических функций и личности в целом. В раннем онтогенезе гетерохрония имеет важное биологическое общеприспособительное значение; состоит в неравномерном развертывании наследственной информации, что обеспечивает выживание младенца. Чем более необходима какая-либо функция для жизни ребенка, тем раньше она развивается (Э.Мейман). Внутренняя противоречивость развития личности проявляется в неравномерности и гетерохронности смены ее общественных функций, ролей, состояний и свойств. ·
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 566; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |