Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Категория возраст




Возраст категория, также используемая в возрастной психологии, служит для обозначения временных характеристик индивидуального развития. Возрастом обладают все объекты, предметы объективной реальности (деревья, здания, люди). Б.Г.Ананьев, говоря о возрасте, выделял две его характеристики: метрическую и топологическую. Возраст чаще всего определяется как длительность существования того или иного тела, и, следовательно, относится к количественным (метрическим) характеристикам времени. Качественная (топологическая) характеристика возраста представлена в процессе становления, его стадиальности (фазности), временной упорядоченности и последовательности состояния. Возраст есть определенность того или иного состояния, фаза или период становления, метрически определяемых к общему видовому эталону продолжительности жизни.

Свойства возраста:

· универсальность (все в этом мире обладает возрастом как характеристикой длительности существования),

· однонаправленность (как время не возможно повернуть вспять, так и возраст меняется от меньшего к большему, его можно сравнить со стрелой)

· относительность (хорошо относительность возраста можно увидеть на детях: ребенок «маленький» по отношению ко взрослым и «большой» по отношению к младшим детям; кроме того, можно говорить о паспортном, биологическом, психологическом, социальном и т.д. возрасте, которые далеко не всегда совпадают)

· интегральность. Возрасты (по Л.С.Выготскому) представляют собой «такое целое динамическое образование, такую структуру, которая определяет роль и удельный вес каждой частичной линии развития. В каждую данную возрастную эпоху развитие совершается путем: личность ребенка изменяется как целое в своем строении, и законами изменения этого целого определяется движение каждой его части».

В качестве основных факторов, влияющих на психическое развитие, учеными выделяются биологические (наследственность, внутриутробный период, конституциональные) и средовые (материальная и социальная среда). Однако следует отметить, что факторы развития неоднозначно влияют на протяжении жизни человека. Это подтверждают следующие закономерности:

– чем старше человек, тем большее значение в его развитии приобретает социальная среда;

– с возрастом увеличивается роль самосознания, активности личности в приобретении определенных навыков;

– зрелая личность является субъектом деятельности, т.е. активной по отношению к действительности, к себе;

– чем старше человек, тем больше возрастная изменчивость обусловлена индивидуальностью;

– психические функции с возрастом дольше сохраняются, если они достаточно тренируемы в деятельности человека;

– развитие личности характеризуется постепенным переходом от спонтанности к произвольности, от подражательности к самостоятельности, возрастанием роли самовоспитания, интеллектуализацией и изменением взаимоотношений с окружающей средой.

Современные представления о соотношении биологического и социального, принятые в отечественной психологии, в основном базируются на положениях Л.С. Выготского. Л.С. Выготский подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития. Наследственность присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но имеет как бы разный удельный вес. Элементарные функции (начиная с ощущений и восприятия) больше обусловлены наследственно, чем высшие (произвольная память, логическое мышление, речь).

Существуют еще две точки зрения на процесс развития человека. Согласно одной этот процесс непрерывен, согласно другой — он дискретен. Первая допускает, что развитие идет, не ускоряясь и не замедляясь, поэтому нет каких-либо четких границ, отделяющих один этап от другого. Приверженцы второй точки зрения полагают, что существу­ют различные ступени развития. Причем на каждой происходят определенные изменения, независимо от индивидуальных особенностей. Это позволяет предс­тавлять развитие как последовательность этапов. В зависимости от того, какой признак, критерий развития считать главным, можно выделять определенные стадии.

Процесс развития рассматривается еще и с точки зрения стихий­ности и нормативности. Стихийным считается развитие, поддающееся влиянию множества факторов и случайных обстоятельств. Нормативное развитие предполагает схожесть всех воздействий на ребенка (вос­питание, обучение) и в результате – прохождение определенных, схожих с другими в данной культуре, стадий.

Современная психология располагает значительным объемом знаний о развитии человека, начиная с пренатального периода (до рождения). Один из основных вопросов, которые требуют своего решения, касается того, можно ли представить ход развития в виде непрерывных изменений, постепенно происходящих с человеком, или это процесс скачкообразных изменений (стадий развития). Особенно очевидны быстрые и качественные перемены у детей первых лет жизни, когда даже наблюдающие постоянно за ребенком родители признают стремительность и внезапность изменений в развитии ребенка.

Понятие стадии используется достаточно специфично. Оно подразумевает тот факт, что происходят изменения в сущности или характеристиках индивида, которые реорганизуют его поведение. Американский психолог Д. Флэйвелл предложил следующие критерии для стадий развития:

Стадии выделяются на основе качественных изменений. Они не связаны только с возможностью делать что-то лучше или больше, но, прежде всего, с тем, чтобы делать это по- другому. Например, ребенок сначала начинает передвигаться, ползая по полу, а лишь затем начинает ходить. Это качественно другой тип локомоции, и поэтому этот аспект моторного развития является одной из характеристик стадии развития.

Переход от одной стадии к другой отмечается множеством одномоментных изменений различных аспектов детского поведения. Например, когда дети учатся говорить, то это предполагает понимание символического значения слов, и в то же время они начинают использовать в игре символические свойства объектов, воображая, что кубик – это машина, а кукла – это человек. Таким образом, на данной стадии наблюдается широкое распространение эффекта освоения символических функций. Многие ученые - психологи (например, Ж. Пиаже, З. Фрейд, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон и другие) следуют концепции стадийного развития. Однако, не соглашаясь друг с другом по многим вопросам, они отмечают, что стадийность развития совсем не исключает, а скорее, предполагает непрерывность процесса. Более того, непрерывность процесса развития обеспечивает преемственность перехода от одной стадии к другой.

Таким образом, очевидно, что в возрастной психологии существуют различные подходы, описывающие развитие личности ее происхождение и формирование. Приведем некоторые из них:

1) Биогенетический подход – здесь основным фактором считается наследственность, при этом ребенок рассматривается как пассивный объект и как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. Наследственность определяет весь ход его развития, его темп (быстрый или замедленный) и его предел (будет ли ребенок одаренным или окажется посредственностью). Социальная среда, в которой воспитывается ребенок, становится всего лишь условием такого изначально предопределенного развития, как бы проявляющим то, что дано ребенку до его рождения.

В рамках биогенетического подхода возникла теория рекапитуляции, основная идея которой заимствована из эмбриологии. Эмбрион (человеческий зародыш) во время своего внутриутробного существования проходит путь от простейшего двуклеточного организма до человека. Эта теория основана на законе Геккеля: онтогенез (индивидуальное развитие) представляет собой сокращенное повторение филогенеза (исторического развития). Перенесенный в возрастную психологию, биогенетический закон позволил представить развитие психики ребенка как повторение основных стадий биологической эволюции и этапов культурно-исторического развития человечества. При этом ребенок в первые месяцы своей жизни находится на стадии млекопитающего; во втором полугодии достигает стадии высшего млекопитающего – обезьяны; затем – начальных ступеней человеческого состояния; развития первобытных народов; начиная с поступления в школу, усваивает человеческую культуру – сначала в духе античного и ветхозаветного мира, позже (в подростковом возрасте) – фанатизма христианской культуры и лишь к зрелости поднимается до уровня культуры Нового времени.

Таким образом, в биогенетическом подходе постулируется то, что биологический фактор включает в себя, прежде всего наследственность. Нет единого мнения по поводу того, что именно в психике ребенка генетически обусловлено. При этом отечественные психологи считают, что наследуются, по крайней мере, два момента – темперамент и задатки способностей.

2 Социологизаторский (социогенетический) подход – где в качестве основного фактора рассматривалась социальная среда, активность ребенка не учитывалась. Его истоки – в идеях философа ХVII века Джона Локка. Он считал, что ребенок появляется на свет с душой чистой, как восковая доска (или чистый лист бумаги). На этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть близкие взрослые.

3. Бихевиористический подход позволяет судить о личности, как о результате взаимодействия между индивидом и окружающей средой, из которой он усваивает наиболее адекватные, приемлемые в обществе модели поведения. Личность есть то, что в ней развилось в системе поощрений или наказаний ближайшим окружением, обществом.

4. Когнитивный подход позволяет утверждать, что личность не пассивна при взаимодействии с окружающей средой. Реагирование в различных ситуациях определяется когнитивной интерпретацией, которую усваивает личность в процессе своего развития.

5. Психодинамический подход включает в себя психоанализ Фрейда, где развитие личности связывается с психосексуальным развитием, индивидуальную психологию А.Адлера и аналитическую психологию К. Юнга. Адлер отводит большое значение в развитии комплексу неполноценности, который формирует стремление самоутверждаться, развивать свои способности и добиваться успеха. По Юнгу, процесс развития заключается в индивидуации, которая позволяет человеку интегрировать различные стороны своей личности как на сознательном, так и на бессознательном уровнях.

6. Гуманистический подход в наибольшей степени представлен теориями самоактуализации (К. Роджерс, А. Маслоу). Гуманисты утверждают, что в каждом человеке есть стремление реализовать себя, достичь своего идеального «Я». Как правило, общество создает условия для формирования реального «Я», отличного от того, к чему стремится человек. Личность в полной степени будет развита, если, формируясь, приблизится к своему идеальному «Я», самоактуализируется.

Необходимо отметить, что возрастная психология тесно связана с другими областями психологии: общей психологией, психологией человека, социальной, педагогической и дифференциальной психологией. Как известно, в общей психологии исследуются психические функции - восприятие, мышление, речь, память, внимание, воображение. В возрастной психологии прослеживается процесс развития каждой психической функции на разных возрастных этапах. В психологии человека рассматриваются такие личностные образования, как мотивация, самооценка и уровень притязаний, ценностные ориентации, мировоззрение и т.д., а возрастная психология отвечает на вопросы, когда эти образования появляются у ребенка, каковы их особенности в определенном возрасте. Связь возрастной психологии с социальной показывает зависимость развития и поведения ребенка от особенностей тех групп, в которые он входит: от семьи, группы детского сада, школьного класса, подростковых компаний. Возрастная и педагогическая психология как бы смотрят на процесс взаимодействия ребенка и взрослого с разных сторон: возрастная психология – с точки зрения ребенка, педагогическая – с точки зрения воспитателя, учителя. Помимо возрастных закономерностей развития существуют и индивидуальные различия, которыми занимается дифференциальная психология: дети одного возраста могут обладать разным уровнем интеллекта и разными личностными свойствами. В возрастной психологии изучаются возрастные закономерности, общие для всех детей. Но при этом отмечаются и возможные отклонения в ту или иную сторону от всеобщих линий развития. Кроме наук психологического цикла возрастная психология связана с философией, анатомией, физиологией, педагогикой.

Итак, рассматривая развитие человека, необходимо понимать факторы и условия, способствующие этому развитию. Однако в силу сложности данной категории в современной психологии существует большое количество теорий, объясняющих детское развитие, выделяющих разнообразные факторы развития. Каждая из них обладает высокими возможностями объяснения наблюдаемого поведения ребенка и предсказания его дальнейшего пути развития (т.е. соответствуют критерию научность теории). Рассмотрим несколько наиболее известных теорий детского развития.

Вопросы для самопроверки:

1. Что является предметом изучения возрастной психологии?

2. Раскройте закономерности психического развития.

3. Что такое возраст, свойства возраста.

4. Чем развитие отличается от роста?

5. Факторы и условия развития.

&

Литература:

1. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 2001. – 368 с.

2. Крайг Г. Психология развития. – СПб, 2000, 992 с.

3. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов вузов – М.: ТЦ Сфера, 2004

4. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М., Роспедагентство, 1996.

5. Психология развития. Хрестоматия. – СПб: Питер, 2001. – 512 с.

6. Психология от рождения до смерти. /Под ред. А.А. Реана. – СПб, 2002.

7. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – Москва-Воронеж, 1997, 416с.

8. Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеринбург, Деловая книга, 1995

9. Психология развития: Учебник для студ. высш. психол. и пед. учеб. заведений/ Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, К.Н. Поливанова и др.; Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.–352 с.

 

Тема 2. Теории психического развития

Психофизиологическая возрастная периодизация (З.Фрейд)

Психоаналитическая теория основывается на представлении, согласно которому люди являются сложными энергетическими системами. Сообразуясь с достижени­ями физики и физиологии XIX века, Фрейд считал, что поведение человека акти­вируется единой энергией, согласно закону сохранения энергии (то есть она может переходить из одного состояния в другое, но количество ее остается при этом тем же самым). Источником психической энергии является нейрофизиологическое состояние возбуждения. У каждого человека имеется определенное ограниченное количество энергии, питающей пси­хическую активность; цель любой формы поведения индивидуума состоит в умень­шении напряжения, вызываемого неприятным для него скоплением этой энергии. Таким образом, согласно теории Фрейда, мотивация человека полностью основа­на на энергии возбуждения, производимого телесными потребностями.

По Фрейду, психические образы теле­сных потребностей, выраженные в виде желаний, называются инстинктами. В ин­стинктах проявляются врожденные состояния возбуждения на уровне организма, требующие выхода и разрядки. Фрейд утверждал, что любая активность человека (мышление, восприятие, память и воображение) определяется инстинктами. Влия­ние последних на поведение может быть как прямым, так и непрямым, замаскиро­ванным. Люди ведут себя так или иначе потому, что их побуждает бессознательное напряжение – их действия служат цели уменьшения этого напряжения. Инстинк­ты как таковые являются конечной причиной любой активности.

Хотя количество инстинктов может быть неограниченным, Фрейд признавал су­ществование двух основных групп: инстинктов жизни и смерти. Первая группа (под общим названием Эрос) включает все силы, служащие цели поддержания жизненно важных процессов и обеспечивающие размножение вида. Признавая большое значение инстинктов жизни в физической организации индивидуумов, наи­более существенными для развития личности Фрейд считал сексуальные инстинк­ты. Энергия сексуальных инстинктов получила название либидо (от лат. «хотеть» или «желать»), или энергия либидо – термин, употребляющийся в значении энергии жизненных инстинктов в целом. Либидо – это определенное количество психиче­ской энергии, которая находит разрядку исключительно в сексуальном поведении.

Фрейд полагал, что существует не один сексуальный инстинкт, а несколько. Каждый из них связан с определенным участком тела, называемым эрогенной зоной. В каком-то смысле все тело представляет собой одну большую эрогенную зону, но психоаналитическая теория особо выделяет рот, анус и половые органы. Фрейд был убежден в том, что эрогенные зоны являются потенциальными источ­никами напряжения и что манипуляции в области этих зон ведут к снижению напряжения и вызывают приятные ощущения. Так, кусание или сосание вызывает оральное удовольствие, опорожнение кишечника ведет к анальному удовлетворе­нию, а мастурбация дает генитальное удовлетворение.

Вторая группа – инстинкты смерти, называемые Танатос, - лежит в основе всех проявлений жестокости, агрессии, самоубийств и убийств. Фрейд полагал, что инстинкты смерти подчиняются принципу энтропии (то есть закону термодинамики, согласно которому любая энергетическая система стремится к сохранению динамического равновесия). Ссылаясь на Шопенгауэра, Фрейд утверждал: «Целью жизни является смерть». Тем самым он хотел сказать, что всем живым организмам присуще стремление вернуться в неопределенное состояние, из которого они вышли. Современные психо­аналитики не уделяют такого внимания инстинкту смерти. Вероятно, это наиболее спорный и наименее разделяемый другими аспект теории Фрейда.

Ключом к пониманию динамики энергии инстинктов и ее выражения в выбо­ре объектов является понятие смещенной активности. Согласно этой концепции, высвобождение энергии и ослабление напряжения происходит благодаря смене поведенческой активности. Смещенная активность имеет место тогда, когда по каким-то причинам выбор нужного объекта для удовлетворения инстинкта невоз­можен. В подобных случаях инстинкт может сместиться и, таким образом, сфоку­сировать свою энергию на каком-нибудь другом объекте. На­пример, социализацию ребенка можно частично объяснить как результат последова­тельного смещения сексуальной потребности от одного объекта к другому, как того требуют родители и общество. Согласно Фрейду, все устройство современной цивилизации (искусство, музыка, литература) является продуктом смещения сексуальной и агрессивной энергии. Не имея возможности по­лучать удовольствие прямо и немедленно, люди научились смещать свою инстинк­тивную энергию на других людей, другие предметы и другую деятельность, вместо тех, которые предназначались для прямой разрядки напряжения.

Стадии психосексуального развития по З.Фрейду

З.Фрейд считал, что каждая личность в своем развитии проходит четыре стадии развития. Каждой стадии соответствует концентрация энергии либидо в определенных зонах: рот, анус, половые органы, стимулирование которых приводит к разрядке энергии либидо (см. Таб.1). При недостаточном или чрезмерном удовлетворении соответствующих потребностей на каждой стадии возможно возникновение фиксации энергии либидо, что ведет к закреплению в структуре личности определенных черт.

З.Фрейд был убежден в том, что фундамент личности закладывается в раннем возрасте, до 5 лет, и в том, что переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности.

Оральная стадия

В этом возрасте область рта наиболее тесно связана с удовлетворением биологических потребностей и приятными ощущениями. На данной стадии сексуальность рассматривается как состояние возбуждения и удовольствия, сопровождающие процесс насыщения у младенца. Источником удовольствия для ребенка становится материнская грудь. Сосание и глотание выступают в качестве прототипов каждого акта сексуального наслаждения в будущем. На оральной стадии ребенок должен приобрести чувство доверия и опоры, зависимости и независимости в отношении других людей. Эгоцентризм младенца выражается в отсутствии способности ребенка разделять себя и мать в процессе удовлетворения потребности.

Оральная стадия заканчивается, когда прекращается кормление грудью. З.Фрейд выдвинул гипотезу, что у ребенка, который получал чрезмерную или недостаточную стимуляцию потребностей в младенчестве, сформируется в дальнейшем орально-пассивный тип личности (веселый, оптимистичный человек, доверчивый, пассивный, зависимый). С появлением зубов начинается вторая фаза – орально-агрессивная. Фиксация на этой стадии выражается в формировании таких черт личности, как любовь к спорам, пессимизм, сарказм, циничность и т.д.

Анальная стадия

В течение этого периода дети получают удовольствие от задерживания и выталкивания фекалий, вырабатывая контроль над деятельностью кишечника и мочевого пузыря. Способ, которым родители приучают ребенка к горшку (опрятности), оказывает влияние на формирование характера. Гибкое поведение родителей, поощрения и похвалы, ведет к формированию самоконтроля и саморегуляции, воспитывает позитивную самооценку и даже, по З.Фрейду, может способствовать развитию творческих способностей. Негибкое, требовательное поведение родителей, требование «сейчас же сходи на горшок», может привести к фиксации двух типов: либо формируется тенденция удерживания, отказ выполнять требование родителей и в дальнейшем формирование анально-удерживающего типа личности (упрямство, скупость, методичность, пунктуальность); либо тенденция выталкивания, что в дальнейшем ведет к появлению анально-выталкивающего типа личности (склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность и даже жестокость).

Фаллическая стадия

Энергия либидо концентрируется в области гениталий, ребенка интересуют его половые органы, он их рассматривает и исследует. Дети начинают интересоваться вопросами рождения, половых отношений. По З.Фрейду, дети в этом возрасте имеют свое собственное представление о половых отношениях и воспринимают половой акт как агрессивные действия отца по отношению к матери (что отрицают многие родители, говоря, что их дети «слишком чисты и невинны» и «ничего еще не понимают»). Главная задача стадии – формирование половой идентичности через разрешение внутриличностного конфликта, который называется Эдипов комплекс. У мальчиков и девочек этот комплекс развивается по-разному.

У мальчиков главным объектом любви выступает мать, или фигура ее заменяющая. С момента рождения мать является для него основным источником удовлетворения. Он хочет обладать своей матерью, хочет выражать свои эротически окрашенные чувства, точно так же, как это делают, по его наблюдениям, люди более старшего возраста. В этом поведении мальчик стремится играть роль своего отца, которого он воспринимает как конкурента, соперника и врага. При этом ребенок видит, что мать выбирает отца, биологически более крупного и сильного. Ребенок испытывает страх кастрации, переживание которого и позволяет отказаться от соперничества с отцом. Около 5-7 лет комплекс разрешается: мальчик начинает идентифицировать себя с отцом, чтобы, став похожим на него, в будущем все-таки «овладеть» матерью; сексуальные желания в отношении матери вытесняются из сознания под действием новой формирующейся структуры супер-эго. Таким образом, половая идентификация как результат разрешения Эдипова комплекса ведет к приобретению моральных норм, ценностей, моделей полоролевого поведения, на бессознательном уровне оказывающих влияние на поведение человека во взрослом возрасте.

У девочек первым объектом любви также выступает мать. Но в определенный момент девочка открывает аналитическим путем, что у нее нет пениса (как у отца или брата). По З.Фрейду, у девочки развивается зависть к пенису, что может служить психологическим аналогом комплекса кастрации у мальчика. Девочка начинает ненавидеть мать, которая из вредности или в наказание родила ее такой «дефективной», и стремится овладеть отцом. В дальнейшем девочка избавляется от комплекса путем подавления тяготения к отцу и идентификации с матерью. Во взрослом состоянии женщины ищут мужчину, похожего на отца и хотят первенца – мальчика (отголоски зависти к пенису).

Люди с фиксацией на данной стадии ведут себя дерзко, хвастливы, опрометчивы, стремятся добиваться успеха, доказывая свою мужественность (женственность) и половую зрелость.

Латентный период

Данный период представляет собой время как бы «сексуального затишья», когда энергия либидо посредством сублимации переводится в виды деятельности, напрямую не связанные с сексуальностью – интеллектуальная деятельность, спорт и др. Это время, когда ребенок овладевает культурой, начинает учиться в школе. Снижение сексуальной потребности Фрейд объяснял физиологическими изменениями в организме ребенка и появлением структур эго и супер-эго.

Генитальная стадия

С наступлением пубертата восстанавливаются сексуальные и агрессивные побуждения, интерес к противоположному полу и возрастает осознание этого интереса. Генитальная стадия открывается гомосексуальным периодом, когда сексуальность направлена на представителя одного пола и проявляется в дружбе, привязанности, интимности (друг не предаст, ему можно доверить любую тайну). Представителям другого пола «отказывается» в этих качествах («девчонка все разболтает», «с мальчишками дружить невозможно»). Постепенно объектом интереса становится представитель противоположного пола, начинается период ухаживаний. В этом же периоде может проявиться комплекс, который З.Фрейд обозначил как «кого люблю – того не хочу, кого хочу – того не люблю», когда сексуальность и любовь не идентичны. Увлечения юности в норме ведут к выбору в дальнейшем брачного партнера. Генитальный тип характера считается идеальным, сильными сторонами личности являются социальная зрелость и ответственность, человек получает удовлетворение от гетеросексуальной любви.

Фиксация на данной стадии может привести к уходу от контактов через отрицание сексуальности либо в форме аскетизма, либо в форме интеллектуализации.

Теория психосоциального развития (Э.Эриксон)

Центральным для теории развития Эго является положение о том, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируется эпигенетическим принципом созревания. Под этим Э.Эриксон понимает следующее:

1. Личность развивается ступенчато, переход к следующей ступени предрешен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста, расширения осознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимодействия;

2. Общество, в принципе, устроено так, что развитие социальных возможностей человека принимается одобрительно, общество пытается способствовать сохранению этой тенденции, а также поддерживать как надлежащий темп, так и правильную последовательность развития.

Эпигенетическая концепция развития базируется на представлении о том, что каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время («критический период»), а также о том, что полноценная личность формируется только путем прохождения последовательно всех стадий. Характерные модели поведения индивидуума обусловлены тем, каким образом разрешается специфическая для каждой стадии эволюционная задача (проблема в социальном развитии, которая предъявляется индивиду, но не обязательно находит свое решение). Эволюционная задача решается при достижении динамического равновесия между двумя возможными полюсами развития на данной стадии (кризис развития).

Каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом – поворотным моментом в жизни человека, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к человеку на этой стадии. Кризис означает «не угрозу катастрофы, а поворотный пункт, и тем самым онтогенетический источник как силы, так и недостаточной адаптации». Каждый кризис содержит позитивный компонент (конфликт разрешается удовлетворительно, т.е. эго на предыдущей стадии обогатилось новыми положительными качествами) и негативный компонент (неразрешенный конфликт; в эго встраиваются негативные черты).

Биологическое созревание при взаимодействии с расширяющейся сферой социальных отношений человека дает сложную систему поведенческих детерминант. Воспитание в родительской семье, опыт школьных лет, отношения в группах сверстников и возможности данной культуры – все это играет огромную роль в определении направления жизни человека. В сущности, результаты первых четырех стадий развития практически полностью обусловлены влиянием окружающей среды, а разрешение кризисов, свойственных остальным четырем стадиям, в меньшей степени зависит от внешних факторов. Эриксон твердо убежден в том, что у каждого человека есть возможность разрешить и предыдущий, и актуальный кризис; индивидуум сам несет ответственность за свои успехи и неудачи.

Полагая, что 8 стадий развития представляют собой универсальную особенность человеческого развития, Эриксон указывает при этом на культурные различия в способах разрешения проблем, присущих каждой стадии. Например, ритуал посвящения в юноши существует во всех культурах, но очень широко варьируется и по форме проведения, и по влиянию на человека.

Стадии психосоциального развития

Младенчество (от рождения до 1 года)

В этот период у младенца закладывается общее чувство доверия, выступающее условием формирования здоровой личности. Младенец, имеющий чувство «внутренней определенности», воспринимает социальный мир как безопасное, стабильное место, а людей как заботливых и надежных. Данное чувство определенности в этом возрасте осознается лишь частично. Степень развития у ребенка чувства доверия к другим людям и миру зависит от качества получаемой им материнской заботы, которая связана со способностью матери передать своему ребенку чувство узнаваемости, постоянства и тождества переживаний. Эриксон также подчеркивает: младенцы должны доверять не только внешнему миру, но и внутреннему (себе, своему телу, своим переживаниям).

Стадии психосоциального развития

Стадия Возраст Психосоциальный кризис Сильные стороны
Орально-сенсорная (младенчество) Рождение – 1 год Базальное доверие – базальное недоверие Надежда
Мышечно-анальная (раннее детство) 1 – 3 года Автономия – стыд и сомнение Сила воли
Локомоторно-генитальная (возраст игры) 3 – 6 лет Инициативность – вина Цель
Латентная (школьный возраст) 6 – 12 лет Трудолюбие – неполноценность Компетентность
Подростковая (юность) 12 – 19 лет Эго-идентичность – ролевое смешение Верность
Ранняя зрелость 20 – 25 лет Интимность – изоляция Любовь
Средняя зрелость 26 – 64 года Продуктивность – застой Забота
Поздняя зрелость 65 лет – смерть Эго-интеграция – отчаяние Мудрость

Причиной кризиса в данном возрасте является ненадежность, несостоятельность матери и отвергание ею ребенка. Это способствует появлению у него психосоциальной установки страха, подозрительности и опасений за свое благополучие. Во всей своей полноте эта установка проявится на более поздних стадиях личностного развития. Чувство недоверия может быть спровоцировано в ситуациях, когда мать возвращается к прежним занятиям, рождает следующего ребенка, либо родители придерживаются противоположных методов воспитания, чувствуют себя неуверенно в роли родителей.

Здоровое развитие младенца предполагает благоприятное соотношение доверия и недоверия. Понять, чему не следует доверять так же необходимо, это дает возможность предвидеть опасность и дискомфорт, что помогает совладать с окружающей реальностью и принимать решения.

В соответствии с эпигенетическим принципом дилемма доверие – недоверие будет проявляться снова на каждой последующей стадии развития. Результатом установления динамического равновесия между базальным доверием и базальным недоверием является формирование в эго качества личности - надежды.

Раннее детство (1-3 года)

Эта стадия становится решающей для установления соотношения между добровольностью и упрямством. Происходит это в процессе обучения туалетному поведению через распознание ребенком различных родительских стратегий: забота или принуждение. Чувство самоконтроля при адекватной самооценке является источником уверенности в свободном выборе; чувство чрезмерного постороннего контроля и одновременная потеря самоконтроля может служить толчком для постоянной склонности к сомнениям и стыду. В этом возрасте быстро формируются локомоторные навыки, поэтому дети стремятся к самостоятельности, исследуют свое окружение; поведение обусловлено установкой по отношению к родителям «я сам», «я то, что я могу».

Разрешение кризиса на этой стадии зависит, прежде всего, от готовности родителей постепенно предоставлять детям свободу, самим осуществлять контроль над своими действиями. Самостоятельное существование (автономия) не означает, что ребенок получает неограниченную свободу, родители должны удерживать возрастающую способность ребенка делать выбор в пределах определенных «степеней свободы», четко ограничивать ребенка в тех сферах, которые являются опасными как для самих детей, так и для окружающих.

Переживание стыда у ребенка рассматривается как родственное гневу, направленному на самого себя, когда ребенку запрещается проявлять свою самостоятельность и самоконтроль. Стыд появляется тогда, когда родители делают за ребенка то, что он умеет и желает делать сам, или требуют действий, совершить которые ребенок еще не в состоянии. Чувство стыда перед другими, сомнения в своей способности контролировать окружающий мир и владеть собой проявляются при чрезмерной опеке ребенка, либо когда родители остаются глухими к его потребностям. У этих детей развивается подозрительность, чувство, что за ними пристально наблюдают. В результате формируется неуверенность, пассивность, зависимость от другого, слабоволие.

Приобретение ребенком чувства автономии укрепляет у него чувство доверия. И наоборот, дети с неустойчивым чувством доверия могут на стадии автономии стать нерешительными, робкими, боятся отстаивать свои права, искать помощи и поддержки у окружающих.

Результатом установления динамического равновесия между автономией и стыдом, сомнением является формирование в эго качества личности - силы воли.

Возраст игры (3-6 лет)

В этот период социальный мир требует от ребенка активности, решения новых задач, приобретения новых навыков, что позволяет развиваться инициативности. Дети начинают интересоваться трудом других, брать на себя ответственность за игрушки, братьев и сестер и т.д. Ребенок в этом возрасте замечает, что его воспринимают как человека, с его желаниями считаются, и его жизнь имеет цель. Появляется новая жизненная психосоциальная установка «я то, что я буду», подкрепляющая чувство инициативности.

Противоположным полюсом является чувство вины. Оно возникает в ситуации, когда родители не позволяют ребенку проявлять инициативу, действовать самостоятельно; а также как результат Эдипова комплекса, если родители чрезмерно наказывают детей в ответ на их потребность любить и получать любовь от родителей противоположного пола. Когда ребенок чувствует вину, он чувствует покинутость и собственную никчемность, детям не хватает решимости и целеустремленности, чтобы ставить перед собой реальные цели и добиваться их.

Результатом установления динамического равновесия между инициативностью и виной на этой стадии является формирование в эго качества личности - способности ставить цели.

Школьный возраст (6-12 лет)

Данный возраст соответствует латентному периоду в периодизации З.Фрейда. Ребенок осваивает элементарные культурные навыки, обучаясь в школе. В этом периоде возрастает способность ребенка к логическому мышлению и самодисциплине, способность взаимодействовать со сверстниками в соответствии с предписанными правилами. В каждой культуре детей обучают по-разному, и они становятся повышенно восприимчивыми к технологическому строю своей культуры. Например, в примитивных культурах образование детей не слишком усложнено и социально прагматично; в более развитых этносах акцент делается на овладение письменностью, которая в дальнейшем поможет им приобретать сложные умения и навыки, необходимые в различных профессиях.

Овладение технологией своей культуры, обучение в школе, ведет к формированию чувства трудолюбия. Эго-идентичность ребенка в этом возрасте выражается так: «Я – то, чему я научился».

Если дети сомневаются в своих способностях или статусе среди сверстников, если обнаруживают, что не уровень знаний и мотивация определяют их личностную значимость и достоинство, а, например, пол, раса, достаток семьи и т.д., то они могут утратить уверенность в своей способности эффективно функционировать в существующем мире. Формируется чувство неполноценности или некомпетентности.

Э.Эриксон указывал, что если дети воспринимают школьные достижения или работу как единственные критерий достоинства, они могут стать простой рабочей силой в обществе. Следовательно, трудолюбие должно включать еще и чувство межличностной компетентности (уверенность в том, что индивид может оказывать положительное влияние на общество).

Результатом установления динамического равновесия между трудолюбием и неполноценностью на этой стадии является формирование в эго качества личности - компетентность.

Юность (от 12-13 до 19-20 лет)

Подросток в этом возрасте сталкивается с различными социальными требованиями и новыми ролями, что и составляет существо задачи, которая предъявляется человеку в этом возрасте. Задача состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе и интегрировать эти многочисленные образы себя в личную идентичность, которая представляет собой осознание как прошлого, так и будущего, логически следующего из него. Кризис представлен в виде формирования эго-идентичности в противовес ролевому смешению.

Давая определение идентичности, Э.Эриксон выделял три ее элемента:

- человек постоянно воспринимает себя «внутренне тождественным сам себе»,

- значимые другие люди тоже должны видеть «тождественность и целостность» в индивидууме,

- у молодого человека существует уверенность в том, что внутренние и внешние планы этой целостности согласуются между собой.

В социальном и эмоциональном отношении созревание подростков заключает в себе новые пути оценки мира и своего отношения к нему. Они могут придумывать идеальные семьи, религии, философские системы и т.д., а потом сравнивать и сопоставлять задуманное с несовершенными личностями и организациями реально воспринимаемого окружающего их мира. «Диффузия идеалов» является следствием того, что индивидуум не может принять ценности и идеологию, носителями которой выступают родители, церковь и другие источники авторитета.

Основа идентичности закладывается в детстве, дальнейшее ее развитие происходит под сильным влиянием тех социальных групп, с которыми идентифицирует себя подросток. Отсюда могут возникать различного рода проблемы (например, молодой женщине трудно достичь идентичности в обществе, где женщины – «люди второго сорта»).

Ранняя зрелость (20 – 25 лет)

В целом, это период ухаживания, раннего брака и начала семейной жизни. В течение этого времени молодые люди обычно ориентируются на получение профессии и устройство в жизни. Эриксон утверждал, что только теперь человек готов по-настоящему к интимным отношениям с другим как в социальном, так и сексуальном плане. До этого времени большинство проявлений сексуального поведения человека были мотивированы поиском эго-идентичности. В возрасте ранней зрелости происходит достижение личной идентичности и начало продуктивной работы, что дает толчок к новым межличностным отношениям. На одном полюсе этого измерения находится интимность, на противоположном – изоляция. Интимность в понимании Эриксона означает слияние воедино собственной идентичности с идентичностью другого человека без опасения, что он потеряет нечто в себе. Такое понимание идентичности рассматривается как необходимое условие прочного брака.

Главная опасность на этой стадии заключается в излишней поглощенности собой или в избегании межличностных отношений. Неспособность устанавливать спокойные и доверительные отношения ведет к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции. Погруженные в себя люди могут вступать лишь в формальное личное взаимодействие (работодатель – работник) и устанавливать поверхностные контакты (например, клубы здоровья). Причиной этого являются ожидаемые повышенные требования от окружения и риск.

Положительное качество, которое связано с нормальным выходом из кризиса – это любовь и этика. В дополнение к романтическому и эротическому смыслу Эриксон рассматривает любовь как способность вверять себя другому человеку, оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуют самоотречения или уступок; проявляется через заботу, уважение и ответственность за другого. Этика проявляется в социальных контактах, выражается в осознанности ценности социальных обязательств.

Средняя зрелость (26-64 года)

Основной кризис – это выбор между продуктивностью и инертностью. Продуктивность появляется вместе с озабоченностью человека не только благополучием следующего поколения, но также и состоянием общества, в котором будут жить и работать будущие поколения, т.е. сохранение и совершенствование культуры. Продуктивность проявляется через чувство самореализации. Если у взрослых людей способность к продуктивной деятельностью преобладает над инертностью, то в эго формируется положительное качество – забота. Забота – это психологическая противоположность безразличия и апатии; кто-то или что-то имеет значение. По Эриксону, она представляет собой «расширение взятых на себя обязательств о людях и результатах». Те, кому не удается стать продуктивным, постепенно переходят в состояние поглощенности собой, при котором основным предметом заботы являются личные потребности и удобства – прекращается функционирование личности как деятельного члена общества. Это может сопровождаться переживанием чувства безнадежности, бессмысленности жизни («кризис середины жизни»).

Поздняя зрелость (65 - до смерти)

Практически во всех культурах этот возраст знаменует наступление старости. В этом возрасте фокус внимания сдвигается от забот о будущем к прошлому опыту, люди пересматривают свои жизненные решения, вспоминают о своих достижениях и неудачах. Для этой стадии характерен не новый кризис, а суммирование, интеграция и оценка всех прошлых стадий развития своего эго. Эго-интеграция проявляется в способности ощутить чувство удовлетворенности за прожитую жизнь, принятие своей смерти (продолжение себя видят в потомках). Эриксон считал, что только в старости приходит настоящая зрелость и мудрость.

На противоположном конце полюса находятся люди, относящиеся к своей жизни как череде нереализованных возможностей и ошибок. Эриксон выделял два типа настроений у негодующих пожилых людей: сожаление о том, что жизнь нельзя прожить заново и отрицание своих недостатков и дефектов путем приписывания, переноса их на внешний мир. Такие пожилые люди переживают отчаяние, выражающиеся в осознании, что осталось слишком мало времени для выбора другого пути к целостности, поэтому они склонны приукрашивать в воспоминаниях события прошлых лет. Чувство горечи и сожаления могут привести к старческому слабоумию, депрессии, ипохондрии, сильной озлобленности, паранойяльности. Общераспространенным у таких стариков является страх оказаться в доме престарелых.

Периодизация интеллектуального развития (Ж.Пиаже)

Методологическим принципом теории Ж.Пиаже, объясняющим развитие интеллекта, является принцип биологического созревания.

В исследованиях показано, что интеллект возникает у ребенка до овладения речью. Показателем умственного развития выступают действия ребенка, а не вербальные рассуждения. Интеллектуальные операции более высокого уровня подготавливаются сенсомоторным действием. Прежде чем у ребенка устанавливаются логические операции, он выполняет группировки - объединяет действия и объекты по их сходству и различию, которые, в свою очередь, порождают арифметические, геометрические и элементарные физические группы.

Пиаже изучал связи между мыслью ребенка и реальностью, которая им познается как субъектом. Для познания объектов, субъект должен осуществлять действия с ними и поэтому трансформировать их: перемещать, связывать, комбинировать, удалять и вновь возвращать; т.е. ребенок приобретает свой опыт на основе действия. Идея трансформации - это первая центральная идея теории Пиаже. Из нее следует, что источник знания лежит во взаимодействиях между субъектом и этими объектами. Без практики и без выработки способов анализа субъект не может понять, что принадлежит объектам, что ему самому как активному субъекту и что принадлежит самому действию преобразования объекта.

Когда познание начинает развиваться, у субъекта уже готовы, сформированы определенные моторные схемы (схемы действия), которые по отношению к познанию играют роль формы. На их основе формируется структура – схема действия в широком смысле. Человек усваивает то, что его окружает соответственно своей "умственной химии". Новые умственные структуры формируются на основе действия.

Пиаже были выделены логические структуры мышления – операции, генезис которых составляет содержание стадий развития детского интеллекта. Под операцией понимается мысленное действие, обладающее свойством обратимости, т.е. ребенок может вернуться к началу действия путем совершения обратного ему действия. Суть интеллектуального развития ребенка составляет овладение операциями.

Через познание субъект становится способным к объективности. Объективность не дана ребенку с самого начала, и для ее понимания, по Пиаже, необходима серия последовательных конструкций, все более приближающихся к ней. Идея конструкции - вторая центральная идея теории Пиаже. Объективное знание всегда подчинено структурам действия. Эти структуры - результат конструкции: они не даны ни в объектах, поскольку зависят от действий, ни в субъекте, поскольку субъект должен научиться координировать свои действия.

Познание реальности всегда зависит от господствующих умственных структур. Таких структур Ж. Пиаже выделил три:

- сенсомоторная структура – ребенок познает окружающую его реальность с помощью предметных действий; такая структура лежит в основе наглядно-действенного мышления;

- структура конкретных операций, здесь ребенок оперирует образами предметов, которые воспринимает в данный момент, конкретно;

- структура формальных операций, когда ребенок совершает умственные действия, опираясь на понятия, т.е. в уме; умственные операции подчиняются законам формальной логики (см. схему 3).

Одно и то же знание может быть разного достоинства в зависимости от того, на какие мыслительные структуры оно опирается. Знания для Пиаже – это не сумма единиц информации и не состояние обладания ею со стороны индивида, а процесс. Нечто знать означает действовать в соответствии с имеющимися знаниями в уме или практически. Это очень важно знать, чтобы различать простое натаскивание от подлинного развития и никогда не удовлетворяться первым.

 

I
II
III
I – сенсомоторная структура II – структура конкретных операций III – структура формальных операций
Ощущения
Чувственные образы
Житейские понятия
Теоретические понятия
умственные действия

Познание реальности в зависимости от господствующих структур

Развитие интеллекта как основа разумного поведения

Субъекту свойственны две основные функции: организацияиадаптация. Каждый акт поведения организован или, иначе говоря, представляет собой определенную структуру, а ее динамический аспект составляет адаптация, которая, в свою очередь, состоит из равновесия процессов ассимиляции и аккомодации. Ассимиляция – механизм включения новой проблемной ситуации в состав тех, с которыми ребенок справляется без изменения наличных схем действия; это действие с новыми предметами в соответствии с уже сложившимися умениями и навыками. Аккомодация – это стремление изменить сами умения и навыки соответственно изменившимся условиям.

В течение онтогенеза основные функции (адаптация, ассимиляция, аккомодация) наследственно закреплены, не зависят от содержания и от опыта. Структуры же складываются в процессе жизни, зависят от содержания опыта и качественно различаются на разных стадиях развития.

Ассимиляция и аккомодация должны уравновешивать друг друга. Только в этом случае в актуальной ситуации человека может реагировать адекватным образом, используя, где это возможно, имеющиеся способы познания и адаптации; там же, где они не подходят, вырабатывая новые умения. Соотношение этих процессов можно представить схемой:

Соотношение механизмов ассимиляции и аккомодации

Ассимиляция > аккомодация Þ ригидность мышления,

негибкость поведения

Ассимиляция < аккомодация Þ не формируются устойчивые,

экономные приспособительные

умственные действия и поведе-

ние непоследовательно и

неорганизованно

Ассимиляция = аккомодация Þ разумное поведение

 

Ассимиляция, аккомодация и равновесие являются основными механизмами, с помощью которых ребенок переходит с одной стадии развития на другую. За счет процессов ассимиляции, аккомодации и равновесия осуществляется когнитивное развитие детей.

Эгоцентризм речи и мышления ребенка

По Пиаже, развитие детского мышления идет от аутизма – через эгоцентрические речь и мышление – к социализированной речи и логическому мышлению. Аутистическая мысль подсознательна, создает сама воображаемую действительность; стремится не к установлению истины, а к удовлетворению желаний; проявляется в образах, а не в речи; индивидуальна, ее трудно передать другим. Социализированная мысль сознательна, преследует ясные цели, выражается в речи, заключает в себе истину или заблуждение. Эгоцентрическая мысль – промежуточная форма между аутизмом и логикой разума, поэтому в ней есть черты аутизма (направленность на удовлетворение желаний ребенка). Корни эгоцентризма – в асоциальности ребенка, продолжающейся до 7 – 8 лет, в эгоистическом характере его практической деятельности.

Стадии интеллектуального развития

Представим интеллектуальное развитие ребенка в виде таблицы.

Стадия Развитие на данной стадии
Сенсомоторная (от рождения до 1,5 – 2 лет) Упражнение рефлексов. Первичные круговые реакции (повторяющиеся действия, которые доставляют удовольствие ребенку). Вторичные круговые реакции (сосредоточен на изменениях, вызванных его действиями; действие повторяется ради того, чтобы продлить интересное впечатление). Образование сенсомоторных схем. Появление третичных круговых реакций (активное экспериментирование). Интериоризация схем действий (комбинирование схем действий в уме и нахождение правильного решения). Психологическое отделение ребенком себя от внешнего мира. Познание себя как субъекта действия. Начало волевого управления собственным поведением. Понимание устойчивости, постоянства внешних объектов. Осознание того, что предметы продолжают существовать и находиться на своих местах и тогда, когда они непосредственно не воспринимаются при помощи органов чувств.
Дооперациональная (2 – 7 лет) Мышление с помощью представлений; ребенок не способен к доказательству, рассуждению. Постепенный переход от реализма к объективности. Усвоение языка, представление предметов и их образов словами. Эгоцентризм мышления, выражающийся в трудности становления на позицию другого человека, видение явлений и вещей его глазами. Классификация объектов по отдельным, зачастую случайным признакам.
Стадия конкретных операций (7 – 12 лет) Возникновение элементарных логических рассуждений относительно объектов и событий. Логические операции нуждаются в опоре на наглядность, не могут производиться в гипотетическом плане. Усвоение представлений о сохранении числа (около 6 лет), массы (около 7) и веса предметов (около 9 лет). Классификация объектов по отдельным существенным признакам.
Стадия формальных операций (около 12 лет) Способность мыслить логически, пользуясь абстрактными понятиями. Способность выполнять прямые и обратные операции в уме (рассуждения). Формулирование и проверка предложений гипотетического характера, т.е. рассматривает суждения как гипотезы, из которых можно вывести всевозможные следствия.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 3129; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.172 сек.