Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Складывание структуры предметного действия

Ведущий вид деятельности и новообразования младенческого возраста

Психическое развитие в младенчестве представляет собой реализацию видовых возможностей ребенка на основе природных задатков и генетической программы и поэтому носит естественный характер. В это время чрезвычайно важное значение имеет среда, активное и в разнообразных формах участие взрослых не только в физическом, но и психическом развитии ребенка (создание обогащенной физической и речевой среды, эмоциональное общение, помощь в развитии двигательных структур – акта хватания и локомоций, - создание проблемных ситуаций и т.д.).

Ведущим видом деятельности является непосредственно-эмоциональное общение со взрослым. Долгое время младенца рассматривали как аморфное, пассивное существо, развивающееся благодаря одностороннему влиянию со стороны взрослых людей. С современной точки зрения младенцев рассматривают как активных, от рождения организованных, направленных на взаимодействие с наиболее близкими людьми и развивающихся в процессе этого взаимодействия, творчески участвующих в процессе своего становления. Младенец обладает врожденными способностями установления социально-эмоциональных отношений. Приобретаемый опыт взаимодействия с другими людьми преобразует существующее к моменту рождения состояние внутренней организованности младенца. Младенец с первых дней жизни способен различать универсальные эмоциональные выражения лица взрослого (счастья, печали, удивления и т.п.) и имитировать некоторые действия своего взрослого партнера по взаимодействию. При этом положительные выражения лица различаются младенцем лучше, чем отрицательные или нейтральные, положительные выражения у них наблюдаются чаще, чем отрицательные. Общаясь с близким взрослым, к 12 месяцам ребенок стремится не только к эмоциональным контактам, но и к совместным действиям.

Новообразованиями возраста являются: 1) складывание структуры предметного действия, т.е. ребенок овладевает произвольными действиями с предметами; 2) складывание структуры речевого действия. К году ребенок произносит первые слова, складывается автономная речь.

Предметная деятельность связана с развитием движения у ребенка. Младенчество является сензитивным периодом для развития моторики ребенка. Моторика развивается одновременно по трем направлениям: развитие движений глаз, развитие движений руки и развитие общих локомоций.

- Зрительно-моторная координация. Известен феномен «глаза новорожденного» - они могут смотреть в разные стороны. В течение первого года жизни у ребенка появляется бинокулярное зрение, возможность зрительного сосредоточения на предмете, активного слежения глазами за предметом.

Необходимо удовлетворять потребность ребенка в новых впечатлениях. Если ребенок получает достаточно впечатлений, то происходит быстрое развитие ориентировочных рефлексов (что выражается в появлении зрительного и слухового сосредоточения), создается основа для последующего овладения движениями и формирования психических процессов и качеств. Источником зрительных и слуховых впечатлений, необходимых для нормального развития, и организатором таких впечатлений становится взрослый.

- Развитие движений руки. Акт хватания – важное условие эмоционального общения ребенка с внешним миром. Акт хватания – это целенаправленное захватывание предмета. В 3 – 4 месяца акта хватания еще нет, т.к. не сформировано единое сенсомоторное поле. Ребенок еще не способен координировать движения руки и направленный взгляд. Возможно случайное захватывание предметов руками. Только к 4,5 – 5 месяцам появляется акт хватания, ребенок может захватить и удерживать предмет рукой, но эти движения еще несовершенны, рука движется петлеобразно. Все предметы захватываются одинаково, независимо от их формы, прижимая пальцами к ладони. Во втором полугодии движения рук совершенствуются. Хватание – первое целенаправленное действие ребенка, оно является основой освоения манипуляций с предметами.

Манипулирование предметами ведет к формированию схемы действия, что ведет к становлению структуры предметного действия, усвоению способа действия с предметом, а не только овладению конкретным предметом.

Значение акта хватания – тренировка речедвигательных отделов коры головного мозга. Нельзя упустить данный период, т.к. он сензитивен и это скажется на становлении развитии речевой функции.

- Развитие общих локомоций происходит от поднятия головки до ходьбы. Овладение каждым новым движением открывает ребенку новые границы пространства.

Фигурин и Денисова, изучая развитие ребенка на первом году жизни, составили схему возникновения и формирования основных реакций ребенка (схема 6).

Произвольность движений и жестов, их управляемость является базой для предметной деятельности. С освоением ходьбы границы доступного мира расширяются. Следовательно, освобождаются руки, ребенок получает возможность действовать с вещами.

Предметная деятельность – это деятельность с предметами согласно их назначению. Этому ребенок должен научиться у взрослых людей. Постепенно ребенок овладевает человеческим действием. Он усваивает назначение предмета, способы действий с предметами, технику выполнения действий.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Культурно-историческая концепция развития Л.С.Выготского | Складывание структуры речевого действия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 774; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.