Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Складывание структуры речевого действия

Речь в своем развитии проходит ряд стадий. Для периода младенчества характерно предречевое общение, когда ребенок, не владея речью, использует псевдослова и интонации для установления контакта со взрослым. До года речь ребенка пассивная: он понимает интонацию, часто повторяющиеся конструкции, но сам не говорит. Но именно в это время закладываются основы речевых навыков. Дети сами закладывают эти основы, стремясь установить контакт со взрослыми с помощью плача, гуления, воркования, лепета, жестов, а затем и первых слов. Основным механизмом, лежащим в основе усвоения речи, является процесс имитации. Решающим условием сохранения и развития врожденного подражательного рефлекса является живое эмоциональное общение взрослого с каждым ребенком индивидуально. Модуляции голоса взрослого приводят в действие механизм подражания, ребенок начинает «играть» звуками, тренировать речевой аппарат, дифференцировать окружающие звуки и голоса. На первом году жизни ребенок овладевает различными интонациями.

Ребенок начинает понимать обращенную к нему речь взрослых во второй половине первого года жизни. Он устанавливает связи между произносимыми словами (их звуковым образом) и предметами или собственными действиями. Эти связи возникают либо в совместной деятельности взрослых с ребенком, либо путем специального обучения (часто взрослые спрашивают ребенка: «Где то-то?» и показывают на предмет). Реакция на слово, обозначающая предмет, зависит от возможностей ребенка: вначале он только смотрит на предмет, несколько позднее – стремиться к нему и, наконец, подает требуемый предмет взрослому или указывает на предмет издали. Накопление понимаемых слов происходит в определенном порядке: непосредственно окружающие ребенка вещи, имена взрослых и названия игрушек, предметов одежды, частей тела и лица. В это же время ребенок начинает понимать поручения, названия действий и инструкции к их выполнению. В результате понимания инструкций речь для ребенка становится носителем цели осуществляемых им действий. Это позволяет руководить его поведением при помощи речи. Инструкция взрослого организует протекание предметных действий ребенка; причем постепенно она организует действия ребенка не только по ходу их выполнения, но и предвосхищая их, руководя ориентировочной деятельностью ребенка по отношению к условиям и способам осуществления предстоящего или усваиваемого действия.

С началом понимания речи взрослого и употреблением первых слов ребенок сам обращается к взрослому, требуя от него общения, названий новых предметов. Таким образом, к концу младенческого возраста усвоение речи приобретает активный характер, становится одним из важных средств расширения возможностей общения ребенка со взрослым.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Складывание структуры предметного действия | Умственное развитие младенца
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 469; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.