Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ведущая деятельность в раннем детстве

Социальная ситуация развития

Физическое развитие

В раннем детстве образуются все швы на черепе. Развивается нервная система, вес мозга достигает 1025 г; происходит миелинизация нервных проводящих путей. В коре головного мозга происходит дифференциация клеточных элементов. Появляется около 20 молочных зубов. Темпы дыхания и кровообращения более ритмичны, улучшается общая терморегуляция. Ребенок активно прибавляет в весе ежемесячно, улучшаются пропорции тела (закончен первый росто-весовой скачок).

В конце первого года жизни ситуация полной слитности ребенка со взрослым изменяется. В ней появляются двое – ребенок и взрослый. Манипулируя с предметами, ориентируясь на их физические свойства, ребенок, однако, сам не может открыть общественно выработанных способов употребления предметов. Социальная ситуация развития в раннем детстве – это ситуация совместной деятельности со взрослыми. Содержание этой совместной деятельности – усвоение общественно выработанных способов употребления предметов. Социальная ситуация может быть описана так: «ребенок – ПРЕДМЕТ – взрослый». Взаимодействие ребенка со взрослым осуществляется вокруг предмета.

предметно-манипулятивная деятельность
ребенок выполняет индивидуальные действия
образец действия принадлежит взрослому
Социальная ситуация совместной деятельности ребенка и взрослого содержит в себе противоречие. Ребенок целиком поглощен предметом. В этой ситуации способ действия с предметами, образец действия принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальные действия.

 

Социальная ситуация развития в раннем детстве

Ведущей в раннем детстве является предметно-манипулятивная деятельность.

В раннем возрасте ребенок открывает для себя назначение многих предметов человеческой культуры и начинает действовать с ними по-человечески. Отличие предметного действия от простого манипулирования – употребление предметов по их назначению. Осваивая предметы, ребенок приходит к осознанию общего принципа: воздействовать на вещи можно не только руками, но и вещами, специально для этого предназначенными.

Овладевая орудием, ребенок не только научается манипулировать предметом, но и овладевает способом взаимодействия с этим орудием. Огромная роль в овладении ребенком орудием принадлежит взрослому: взрослый является носителем образца орудийного действия, он постепенно передает ребенку общест­венно выработанные способы употребления предметов. В совместной деятельности взрослый изме­няет положение детской руки, и ребенок не приспосабливается к физическим свойствам предмета, а учится правильному использованию предмета. В такой сов­местной деятельности взрослые организуют действие ребенка, а за­тем осуществляют функции поощрения и контроля за ходом форми­рования этих действий. В этом процессе слиты воедино и усвоение общественной функции предмета, и технические приемы его осу­ществления.

Для ребенка смысл производимого им действия заключается в том, что оно производится или совместно со взрослым, или ради выполне­ния поручения взрослого. Это означает, что смысловой центр ситуа­ции, в которой происходит усвоение предметных действий,— взрослый и совместная деятельность с ним. Второе, не менее важное обстоятельство: общий смысл может быть реализован только в том случае, если действие производится так, как показал взрослый.

Ребенок сначала выделяет на основе показанного ему образца действия общую функцию предмета: палкой достает недоступные предметы, ключиком заводит автомобильчик. Лишь затем начинает­ся освоение операционально-технического состава действия, которое протекает внутри образца. Таким образом, происходит не просто приспособление отдельных движений к орудию, а включение орудия в заданную схему действия (образец) и обогащение последнего ориентацией на отдельные свойства предмета-орудия (брать палку за конец; держать ключик за его крылышки и вращать и т. п.).

Предметная деятельность становится предпосылкой для развития игровой деятельности, которая станет ведущей в дошкольном детстве. Общение при этом выполняет обслуживающую функцию, хотя в этом возрасте появляется половая дифференциация: общение для девочек имеет гораздо большее значение, нежели для мальчиков.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Кризис 1 года | Речевое развитие
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.