Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кризис 1 года

Вторая половина стабильного периода характеризуется расширением границ общения. Разрывается слитность взрослого и ребенка, появляются двое. Следовательно, изменяется социальная ситуация, в ее изменении – суть кризиса 1 года.

Кризис 1 года – переходный период между младенчеством и ранним детством. Содержание кризиса одного года включает в себя три основных момента: появление аффективно-волевых реакций, становление ходьбы, появление автономной речи.

Как всякий кризис, он связан со всплеском самостоятельности, появлением аффективно-волевых реакций. С началом ползания и ходьбы (прямохождения) расширяется доступное ребенку пространство. Появляются первые «нельзя!» взрослого, которые регулируют его поведение. Аффективные вспышки обычно возникают, когда взрослые не понимают его желаний, слов, жестов, или понимают, но не выполняют то, что он хочет. В этот период необходимо предоставление большей свободы действий в некоторых пределах, установление новых отношений с ребенком. Терпение и выдержка взрослых помогают снять острые эмоциональные реакции. Кризис связан с отделением ребенком себя от взрослых, но не противопоставлением им. Ребенок может говорить: «Я сам!» в смысле «Я могу!», отстаивая тем самым свои возможности. Это ведет к изменению социальной ситуации развития ребенка.

К 9 месяцам (начало кризиса 1 года) ребенок становится на ножки, начинает ходить. Как подчеркивал Д.Б. Эльконин, главное в акте ходьбы не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого. Впервые происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы», теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет.

Новообразованием кризиса одного года является появление автономной речи (Л.С.Выготский), которая носит переходный характер. Особенность первых слов в том, что они носят характер указательных жестов. Ходьба и обогащение предметных действий требуют речи, которая бы удовлетворяла потребность общения по поводу предметов. Особенности автономной речи: ситуативна, эмоционально окрашена, понятна только близким; состоит из обрывков слов; имеет другую звуковую систему, используемые ребенком слова многозначны. Ребенок на стадии автономной речи понимает слова, используемые взрослыми, но при этом и сам активно участвует в создании употребляемых им слов.

До сих пор организм ребенка регулировала биологическая система, связанная с биоритмами. Теперь она вошла в противоречие с вербальной ситуацией, основанной на самоприказе или приказе со стороны взрослых. Таким образом, ребенок в возрасте около года оказывается вообще без системы, позволяющей ему надежно ориентироваться в окружающем мире. Биологические ритмы сильно деформированы, а речевые не настолько сформированы, чтобы ребенок мог свободно управлять своим поведением.

Кризис характеризуется общим регрессом деятельности ребенка, как бы обратным развитием; наблюдается нарушение всех биоритмических процессов (сон – бодрствование), нарушение удовлетворения всех витальных потребностей (например, чувство голода), эмоциональные аномалии (угрюмость, плаксивость, обидчивость). Однако на самом деле это не регресс, а скрытая, латентная перестройка связей в структуре психики ребенка, приводящая к появлению гораздо большего круга возможностей развития, что и будет осуществляться в следующем (стабильном) периоде развития.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Специфика социальной ситуации в младенчестве.

2. Ведущая деятельность периода.

3. Основные новообразования младенчества.

4. Умственное развитие младенца.

5. Кризис 1 года.

&

Литература:

1. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 2001. – 368 с.

2. Крайг Г. Психология развития. – СПб, 2000, 992 с.

3. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов вузов – М.: ТЦ Сфера, 2004

4. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М., Роспедагентство, 1996.

5. Психология развития. Хрестоматия. – СПб: Питер, 2001. – 512 с.

6. Психология от рождения до смерти. /Под ред. А.А. Реана. – СПб, 2002.

7. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – Москва-Воронеж, 1997, 416с.

8. Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеринбург, Деловая книга, 1995

9. Психология развития: Учебник для студ. высш. психол. и пед. учеб. заведений/ Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, К.Н. Поливанова и др.; Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.–352 с.

 

Тема 4. Психическое развитие в раннем детстве

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Умственное развитие младенца | Ведущая деятельность в раннем детстве
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.