Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Новообразования возраста, личностное развитие

Эмоциональное развитие ребенка в раннем детстве

Ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. Например, он не способен огорчаться из-за возможных в будущем неприятностей. Желание ребенка неустойчивы и быстро преходящи, он не может их контролировать и сдерживать. Ограничивают их только наказания и поощрения взрослых. Помимо безусловной любви, эмоционального тепла, ребенок ждет от взрослого участия в своих делах, совместного решения любой задачи. Общение с другими детьми обычно только появляется. На втором году жизни при приближении сверстника ребенок ощущает беспокойство, может прервать свои занятия и убежать к матери. На третьем году – спокойно играет рядом с другим ребенком, но моменты общей игры кратковременны, о правилах игры речи не идет. Ребенок раннего возраста, общаясь с детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая желания других; не способен сопереживать.

Поведение ребенка в раннем детстве строится по следующей схеме:

мотив (аффективно воспринимаемый предмет)
  действие
оценка результатов действия взрослыми
эмоциональная реакция на оценку

Структура поведения в раннем детстве

 

Единство процесса восприятия (построение образа предмета) и эмоциональных процессов (регуляция поведения) приводит к тому, что ребенок непосредственно осуществляет действие, минуя этап построения образа будущего результата. По сути, все поведение ребенка на этом этапе есть ни что иное, как тестирование реальности. При этом от реакций взрослых будет зависеть накопление опыта ребенком, т.к. взрослые нормируют поведение («хорошо», «плохо, так нельзя»).

В этом возрасте наличие одновременно существующих сильных, но противоположно направленных аффективных тенденций (делать согласно собственному желанию и соответствовать требованиям взрослых) создают у ребенка внутренний конфликт и тем самым усложняют его внутреннюю психическую жизнь. Уже на этом этапе развития противоречие между «хочу» и «надо» ставит ребенка перед необходимостью выбора, вызывает противоположные эмоциональные переживания, создает амбивалентное отношение к взрослым и определяет противоречивость его поведения.

Новообразованиями возраста являются развитие Я-концепции, становление самооценки, начатки самосознания.

Первые представления о себе возникают у ребенка к году. Это представления о частях своего тела, с которыми он играет как с предметами. Обобщить эти представления он еще не может, не может сформировать представления о границах тела. Постепенно он начинает овладевать своим телом, совершая целенаправленные движения и действия. Ребенок изучает себя «внешнего», прислушиваясь к внутренним переживаниям. В процессе двигательного развития у ребенка происходит значимая для телесного и психического развития дифференциация функций левой и правой руки. Ребенка интересует все, что связано с ним: тень, сопровождающая его на прогулке и с которой он может играть; предметы, которыми он играет и с которыми идентифицируется; его собственное имя, с которым ребенок должен идентифицироваться, принять его. Тем самым формируется образ-Я, целостное представление о себе.

В этом же возрасте появляется самооценка и связанное с ней стремление соответствовать требованиям взрослых, быть «хорошим». В первичной самооценке почти полностью отсутствует рациональный компонент, она возникает на почве желания ребенка получить одобрение взрослого и таким образом сохранить эмоциональное благополучие. Сформированный образ-Я и самооценка становятся основой для формирования Я-концепции.

В раннем детстве наступает момент, когда ребенок перестает называть себя в третьем лице, а сознательно произносит местоимение Я. Это событие знаменует переход от самопознания к самосознанию. В данном новообразовании принимают участие не только интеллектуальные, но и эмоциональные компоненты, т.к. чисто интеллектуальные обобщения ребенку этого возраста еще не доступны.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Умственное развитие ребенка в раннем детстве | Страхи детей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.