КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мотивационно-потребностная сфера
Развитие эмоционально-волевой сферы Для дошкольного возраста характерна спокойная эмоциональность, без вспышек и аффектов, т.к. существуют образные представления. Они дают возможность ребенку отвлечься от непосредственной ситуации (как было раньше при эмоциональном восприятии). Желания, побуждения ребенка соединяются с его представлениями и благодаря этому побуждения перестраиваются. Переход от желаний-мотивов, направленных на окружающую ситуацию, к предметам в «идеальной» форме ведет к появлению механизма эмоционального предвосхищения результатов действия. Происходит смещение аффекта с конца к началу деятельности.
В структуру эмоциональных процессов помимо вегетативных и моторных компонентов (как это было в раннем детстве) теперь входят и сложные формы восприятия, образного мышления, воображения. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать. Расширяется круг эмоций, присущих ребенку. Особенно важно появление сочувствия другому, сопереживание, - без них невозможна совместная деятельность и сложные формы общения детей. Вся деятельность ребенка должна быть эмоционально насыщенной, иначе она не состоится или быстро разрушится. В силу своего возраста ребенок не способен делать то, что ему не интересно. Самым важным механизмом, появившимся в этом возрасте, является соподчинение мотивов.
Сдерживанию непосредственных побуждений ребенка способствует присутствие взрослого или других детей. Функция контроля принадлежит другому. По мере развития плана представлений, он начинает сдерживаться при воображаемом контроле: образ другого человека помогает ему регулировать свое поведение. Происходит интериоризация контроля. Ребенок включается в новые виды деятельности и новые системы отношений, что ведет к появлению новых мотивов. Они связаны с формирующейся самооценкой, самолюбием, - мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества; мотивы, связанные с усваивающимися в это время моральными нормами (Д.Б.Эльконин). Появление новых мотивов и механизма соподчинения мотивов означает складывание мотивационной сферы ребенка, выделяются устойчивые, доминирующие, обладающие разной силой и значимостью для данного ребенка мотивы. Новообразованиями возраста являются комплексы готовности ребенка к школьному обучению: коммуникативная готовность, когнитивная готовность, уровень эмоционального развития, технологическая оснащенность, личностная готовность. Коммуникативная готовность заключается в том, что ребенок может нормально взаимодействовать с людьми по правилам, нормам. В дошкольные годы социализация детей позволяет им преодолевать агрессивность, они становятся более внимательными, заботливыми, готовыми сотрудничать с людьми. К 6 – 7 годам для ребенка происходит расслаивание сферы человеческих взаимоотношений на нормативные (в деятельности) и человеческие (по поводу деятельности). Последние носят управляющий характер по отношению к первым, в них нормы становятся под индивидуальный контроль. Когнитивная готовность, т.е. уровень развития познавательных процессов – внимания, мышления, памяти, воображения. Логическое мышление еще не развито. Способность к приобретению и усвоению знаний зависит от сформированности мыслительных действий. Овладение мыслительными действиями в дошкольном возрасте происходит по общему закону усвоения и интериоризации внешних ориентировочных действий. Уровень эмоционального развития заключается в том, что ребенок должен научиться преодолевать ситуативные эмоции, культурно управлять чувствами. В игре дети находят способы справляться (управлять) со своими страхами, агрессивностью, обидой, недовольством и т.д. Технологическая оснащенность – минимум знаний, умений и навыков, позволяющих обучаться в школе. Традиционно под ЗУНами понимается умение читать, писать, считать, но психологи считают, что гораздо важнее иметь развитое воображение. Личностная готовность проявляется в самоактуализации. Это значит, что ребенок открывает себя с радостью, что он такой, что он есть. Для девочек самоактуализация выступает в виде привлекательности, для мальчиков – в виде эффективности. Вопросы для самопроверки: 1. Специфика социальной ситуации в дошкольном детстве. 2. Игра как ведущая дееятельность периода. 3. Основные новообразования периода. 4. Умственное развитие дошкольника. 5. Развитие мотивационно-потребностной сферы 6. Развитие эмоционал.myj-волевой сфеы
Литература: 1. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 2001. – 368 с. 2. Крайг Г. Психология развития. – СПб, 2000, 992 с. 3. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов вузов – М.: ТЦ Сфера, 2004 4. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М., Роспедагентство, 1996. 5. Психология развития. Хрестоматия. – СПб: Питер, 2001. – 512 с. 6. Психология от рождения до смерти. /Под ред. А.А. Реана. – СПб, 2002. 7. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – Москва-Воронеж, 1997, 416с. 8. Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеринбург, Деловая книга, 1995 9. Психология развития: Учебник для студ. высш. психол. и пед. учеб. заведений/ Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, К.Н. Поливанова и др.; Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.–352 с. Тема 6. Психическое развитие в младшем школьном возрасте
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 848; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |