Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мотивационно-потребностная сфера

Развитие эмоционально-волевой сферы

Для дошкольного возраста характерна спокойная эмоциональность, без вспышек и аффектов, т.к. существуют образные представления. Они дают возможность ребенку отвлечься от непосредственной ситуации (как было раньше при эмоциональном восприятии). Желания, побуждения ребенка соединяются с его представлениями и благодаря этому побуждения перестраиваются. Переход от желаний-мотивов, направленных на окружающую ситуацию, к предметам в «идеальной» форме ведет к появлению механизма эмоционального предвосхищения результатов действия. Происходит смещение аффекта с конца к началу деятельности.

эмоциональное предвосхищение
мотив (непосредственное желание)
эмоциональный образ будущего результата
действие
результат действий и его внешняя оценка

 

 


В структуру эмоциональных процессов помимо вегетативных и моторных компонентов (как это было в раннем детстве) теперь входят и сложные формы восприятия, образного мышления, воображения. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать. Расширяется круг эмоций, присущих ребенку. Особенно важно появление сочувствия другому, сопереживание, - без них невозможна совместная деятельность и сложные формы общения детей. Вся деятельность ребенка должна быть эмоционально насыщенной, иначе она не состоится или быстро разрушится. В силу своего возраста ребенок не способен делать то, что ему не интересно.

Самым важным механизмом, появившимся в этом возрасте, является соподчинение мотивов.

раннее детство дошкольный возраст
Все желания одинаково сильны и напряженны; каждое разворачивает цепь последовательных действий. Если возникают одновременно разные желания, ребенок оказывается в почти неразрешимой для него ситуации выбора Мотивы приобретают разную силу и направленность. В 3 – 4 года ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких. Позже может подавить свои непосредственные побуждения, т.к. более сильные мотивы выполняют роль «ограничителей». Появляется иерархия мотивов: max награда, поощрение наказание собственное обещание min прямое запрещение

 

Сдерживанию непосредственных побуждений ребенка способствует присутствие взрослого или других детей. Функция контроля принадлежит другому. По мере развития плана представлений, он начинает сдерживаться при воображаемом контроле: образ другого человека помогает ему регулировать свое поведение. Происходит интериоризация контроля.

Ребенок включается в новые виды деятельности и новые системы отношений, что ведет к появлению новых мотивов. Они связаны с формирующейся самооценкой, самолюбием, - мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества; мотивы, связанные с усваивающимися в это время моральными нормами (Д.Б.Эльконин).

Появление новых мотивов и механизма соподчинения мотивов означает складывание мотивационной сферы ребенка, выделяются устойчивые, доминирующие, обладающие разной силой и значимостью для данного ребенка мотивы.

Новообразованиями возраста являются комплексы готовности ребенка к школьному обучению: коммуникативная готовность, когнитивная готовность, уровень эмоционального развития, технологическая оснащенность, личностная готовность.

Коммуникативная готовность заключается в том, что ребенок может нормально взаимодействовать с людьми по правилам, нормам. В дошкольные годы социализация детей позволяет им преодолевать агрессивность, они становятся более внимательными, заботливыми, готовыми сотрудничать с людьми. К 6 – 7 годам для ребенка происходит расслаивание сферы человеческих взаимоотношений на нормативные (в деятельности) и человеческие (по поводу деятельности). Последние носят управляющий характер по отношению к первым, в них нормы становятся под индивидуальный контроль.

Когнитивная готовность, т.е. уровень развития познавательных процессов – внимания, мышления, памяти, воображения. Логическое мышление еще не развито. Способность к приобретению и усвоению знаний зависит от сформированности мыслительных действий. Овладение мыслительными действиями в дошкольном возрасте происходит по общему закону усвоения и интериоризации внешних ориентировочных действий.

Уровень эмоционального развития заключается в том, что ребенок должен научиться преодолевать ситуативные эмоции, культурно управлять чувствами. В игре дети находят способы справляться (управлять) со своими страхами, агрессивностью, обидой, недовольством и т.д.

Технологическая оснащенность – минимум знаний, умений и навыков, позволяющих обучаться в школе. Традиционно под ЗУНами понимается умение читать, писать, считать, но психологи считают, что гораздо важнее иметь развитое воображение.

Личностная готовность проявляется в самоактуализации. Это значит, что ребенок открывает себя с радостью, что он такой, что он есть. Для девочек самоактуализация выступает в виде привлекательности, для мальчиков – в виде эффективности.

Вопросы для самопроверки:

1. Специфика социальной ситуации в дошкольном детстве.

2. Игра как ведущая дееятельность периода.

3. Основные новообразования периода.

4. Умственное развитие дошкольника.

5. Развитие мотивационно-потребностной сферы

6. Развитие эмоционал.myj-волевой сфеы

&

Литература:

1. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 2001. – 368 с.

2. Крайг Г. Психология развития. – СПб, 2000, 992 с.

3. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов вузов – М.: ТЦ Сфера, 2004

4. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М., Роспедагентство, 1996.

5. Психология развития. Хрестоматия. – СПб: Питер, 2001. – 512 с.

6. Психология от рождения до смерти. /Под ред. А.А. Реана. – СПб, 2002.

7. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – Москва-Воронеж, 1997, 416с.

8. Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеринбург, Деловая книга, 1995

9. Психология развития: Учебник для студ. высш. психол. и пед. учеб. заведений/ Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, К.Н. Поливанова и др.; Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.–352 с.

Тема 6. Психическое развитие в младшем школьном возрасте

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Умственное развитие | Ведущая деятельность
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 776; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.