Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Умственное развитие

Развитие речи

В дошкольном детстве завершается процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения. Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения, но они еще могут узнавать неправильно произнесенные детские слова. Позже формируются дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков. Ребенок перестает узнавать неверно сказанные слова, он и слышит и говорит правильно, т.е. завершается процесс фонематического развития. Словарный запас речи интенсивно растет. Он зависит от условий жизни ребенка, того, как и сколько общаются с ним взрослые. Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (строение фразы). Ребенок 3 – 5 лет активно и творчески осваивает языковую действительность. Он верно улавливает значения взрослых слов, чувствует связь между изменением слова, отдельных его частей и изменением смысла, хотя и применяет их иногда своеобразно. Слова, создаваемые ребенком по законам грамматики родного языка, всегда узнаваемы.

Усвоение грамматики и приобретение большого активного словаря позволяет ребенку в конце дошкольного возраста перейти к контекстной речи (пересказ, описание, рассказ о своих впечатлениях). Содержание такой речи раскрывается в самом контексте и поэтому становится понятным слушателям независимо от знания или незнания обсуждаемой ситуации. Ситуативная речь при этом сохраняется, но только в разговорах на бытовые темы и в рассказах о событиях, имеющих для ребенка яркую эмоциональную окраску. Ребенок в дошкольном возрасте овладевает всеми формами устной речи, присущими взрослым. У него появляются развернутые сообщения – монологи, рассказы. В них он передает не только содержание, но и свои мысли по этому поводу, впечатления и переживания. В общении со сверстниками развивается диалогическая речь, включающая указания, оценку, согласование игровых действий и пр. Эгоцентрическая речь помогает ребенку планировать и регулировать его действия. В произносимых для самого себя монологах он констатирует затруднения, с которыми столкнулся, создает план последующих действий, рассуждает о способах выполнения задачи.

 

В дошкольном возрасте происходит социализация познавательных функций, включающая в себя:

вербализацию (речевое развитие тесно связано с развитием всех процессов),

произвольность (ребенок начинает самостоятельно регулировать познавательные процессы) и

опосредованность (развитие познавательных процессов через использование орудий, знаков).

Память в дошкольном возрасте становится доминирующей функцией. Она имеет непроизвольный характер. Ребенок не ставит перед собой цели что-либо запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Непроизвольно запоминается материал, вызывающий эмоциональный отклик. На протяжении дошкольного возраста повышается эффективность непроизвольного запоминания, причем осмысленный материал запоминается лучше. Представления становятся системными, могут быть объединены в группы, категории и картины. Активно развивается двигательная память, что способствует формированию навыков одевания, письма, физкультуры.

В 4 – 5 лет начинает формироваться произвольная память. Растет подвижность сохраняемых образов. Ребенок может их свободно использовать в различных видах работы и ситуациях. Представления все больше подчиняются управлению, становясь осмысленными. Целенаправленное запоминание и припоминание появляется эпизодически. Обычно они включены в другие виды деятельности, поскольку они нужны и в игре, и при выполнении поручений взрослых и при выполнении занятий. Наиболее трудный для запоминания материал ребенок может воспроизвести играя. Только после 5 лет ребенок начинает внимательно рассматривать материал, подлежащий запоминанию, пытается как-то группировать заучиваемые слова ил картины и применять различные приемы для их запоминания и воспроизведения.

Значительное расширение объема памяти, нарастание точности и прочности запоминания, а также возникновение умения произвольно запечатлевать и вариативно, творчески использовать сохранившиеся впечатления отчетливо влияют на все виды деятельности детей (игру, рисунки, рассказы) и их повседневное общение. В этих видах деятельности все более заметную роль начинают играть личный опыт ребенка и особенно освоение специальных приемов запоминания, воспроизведения и припоминания заучиваемого материала. В дошкольном возрасте память включается в процесс формирования личности. Третий – четвертый годы жизни становятся годами первых детских воспоминаний.

Расширяется объем внимания. Ребенок может внимательно рассматривать 2 – 3 и более объектов последовательно, но этого объема недостаточно для различения сложных по содержанию и малоотличительных друг от друга объектов; ребенок ошибается: оба предмета сливаются в его восприятии.

Растет устойчивость внимания (таблица 8), она зависит от индивидуальных особенностей – темперамента, воспитания.

Динамика устойчивости внимания в дошкольном возрасте

Возраст Средняя продолжительность
деятельности отвлечений
2 г 6 мес – 3 г 6 мес 17,5 7,8
3 г 6 мес – 4 г 6 мес 37,4 7,5
4 г 6 мес – 5 л 6 мес 51,4 6,4
5 л 6 мес – 6 л 6 мес 62,8 1,6

 

Появляются начальные формы произвольного внимания (поддерживается интересом к самой деятельности, ее результату и процессу)

Восприятие утрачивает свой первоначально аффективный характер: перцептивный и эмоциональный процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдение, рассматривание, поиск. Восприятие в этом возрасте тесно связано с речью, называя те или иные свойства предметов, ребенок тем самым и выделяет для себя эти свойства; называя предметы, он отделяет их от других. Восприятие в этом возрасте можно специально организовывать, что способствует лучшему пониманию. Восприятие тесно связано с мышлением, что позволяет говорить о наглядно-образном мышлении.

Восприятие цвета и формы сначала слито с содержанием, а потом отделяется от него. Восприятие целого и части – осмысливание предмета по его несущественной части (синкретизм). При обследовании предмета действием (у ребенка это физическое действие) оно интериоризируется, переходит в план умственного, скрытого действия.

Восприятие пространства осуществляется через сочетание зрительного и осязательного восприятия предмета. Большую роль в этом играют слова. В 3 – 4 года ребенок говорит «тут», «там», «далеко», «около»; в 5 – 6 лет – «направо», «налево», «вниз», «вверх». Восприятие времени оченьзатруднено самой природой времени. Дети не видят логики временной системы, понимают только на бытовом уровне.

Мышление характеризуется переходом от наглядно-действенного к наглядно-образному. Быстро расширяется круг мыслительных задач. В 3 –4 года дети не всегда используют действие, адекватное поставленной задаче. В среднем дошкольном возрасте при решении задач с прямым и косвенным результатом дети начинают переходить от внешних проб к пробам, совершаемым в уме. Возможность переходить к решению задач в уме возникает благодаря тому, что образы, которыми пользуется ребенок, приобретают обобщенный характер, отображают не все особенности предмета, а только те, которые существенны с точки зрения решения той или иной задачи. Слово вызывает конкретный образ того единственного предмета, с которым это слово прочно связалось. Этот образ еще не подвергается членению, а поэтому используется цельно, глобально. Первый распад образа осуществляется не путем выделения какого-либо существенного или хотя бы характерного признака предмета или явления. Выделяется в первую очередь признак, получивший в опыте ребенка наиболее сильное и «деловое» подкрепление. Не умея абстрагировать идею из чувственно сохранившегося образа, ребенок не понимает и поэтических образов.

В 6 – 7 лет ребенок мысленно комбинирует картинки, не прибегая к манипуляциям и действиям. Дошкольник образно мыслит, он еще не приобрел взрослой логики рассуждений. При решении задачи на место малознакомых условий он легко ставит более знакомые на основе «чувства знакомости». Дети столь же легко устанавливают простые связи (по сходству, по аналогии, функциональные, пространственные и т.д.) не только между существенными сторонами и признаками разных предметов, но и между случайными, внешними, часто совершенно второстепенными сторонами. Несмотря на своеобразие детской логики, дошкольники могут правильно рассуждать и решать довольно сложные задачи. Верный ответ зависит от нескольких условий: умение запомнить задачу, умение представить себе условия задачи и умение понять их.

Лучший способ добиться правильного решения – так организовать действия ребенка, чтобы он сделал соответствующие выводы на основе собственного опыта. После достаточного количества проб, проверив свои первоначальные предположения, дети начинают рассуждать последовательно и логично, т.е. появляется способность к простейшим формам индукции и дедукции. Таким образом, решение задачи может быть основано на наблюдении. В связи с интенсивным развитием речи в дошкольном возрасте усваиваются понятия, хотя и на житейском уровне. К концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению, установлению связей. Возникновение ее важно для дальнейшего развития интеллекта, несмотря на то, что дети часто производят неправомерные обобщения, недостаточно учитывая особенности предметов и явлений, ориентируясь на яркие внешние признаки (маленький предмет – легкий, большой – тяжелый).

Ребенок начинает формировать модели той действительности, с которой имеет дело, строить ее описание с помощью сказки. Сказка – это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность. Пик сказочного мышления – 4-5 лет, затем оно разрушается. Когда ребенок начинает различать быль и небыль, сказка превращается в миф. Отличается сказка от мифа по функции: миф – это объяснение некоторых сторон действительности, сказка – средство организации поведения ребенка, у не сугубо педагогическая функция. Ребенок творит собственную мифологию, начиная с 5 лет. Именно к этому возрасту относятся различные вопросы о происхождении (первая исходная форма теоретического мышления ребенка).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Игра как ведущая деятельность | Мотивационно-потребностная сфера
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.