![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Интеллектуальное развитие младших школьниковумственное развитие ребенка не сводится только к количественному накоплению новых и все более сложных мыслительных операций. В ходе обучения возникает новое качество психических процессов - управляемости, произвольности, подчиненности субъекту, производящему операции. становление произвольности умственных действий детей определяется именно степенью произвольности учебной деятельности. Последняя уже зависит от уровня сформированности входящего в нее действия контроля. Это открывает перспективу раскрытия психологического механизма, лежащего в основе ведущего значения учебной деятельности для всего психического развития младших школьников, в том числе и для умственного. Функцию контроля берет на себя внимание, которое в этом возрасте становится произвольным. Взрослый может организовать внимание ребенка с помощью словесных указаний; к концу возраста ребенок научается сам планировать и контролировать свои действия, происходит интериоризация действия контроля. Объем внимания становится почти таким же, как у взрослого (7±2), а переключаемость - даже выше. Дети способны удерживать внимание на интеллектуальных задачах, но это требует колоссальных усилий воли и организации мотивации. Отключение внимания спасает ребенка от переутомления. Доминирующим психическим процессом в младшем школьном возрасте является мышление. Дальнейшее развитие мышления состоит в переходе от наглядно-образного к словесно-логическому, рассуждающему мышлению. Переход к словесно-логическому мышлению невозможен без коренного изменения содержания мышления. Вместо конкретных представлений, имеющих наглядную основу, должны сформироваться понятия, содержанием которых выступают уже не внешние, конкретные, наглядные признаки предметов и их отношения, а внутренние, наиболее существенные свойства предметов и явлений и соотношения между ними; появляется теоретическое мышление. Необходимо иметь в виду, что формы мышления всегда находятся в органической связи с содержанием. Новые формы мышления становятся средствами развития психических процессов, и перевооружение памяти и восприятия подымает их продуктивность на большую высоту. Так, память, опиравшаяся в дошкольном возрасте на эмоциональное сопереживание герою сказки или на вызывающие положительное отношение наглядные образы, превращается в смысловую память, в основе которой лежит установление связей внутри запоминаемого материала, смысловых, логических связей. В то же время достаточно большое место в этом возрасте занимает еще механическая память. Восприятие из анализирующего, базирующегося на очевидных признаках, превращается в устанавливающее связи, синтезирующее. Вместо репродуктивных образов-представлений появляются продуктивные образы-представления. Главное, что происходит с психическими процессами памяти и восприятия,— их вооружение новыми средствами и способами, которые формируются прежде всего внутри задач, решаемых словесно-логическим мышлением. Это приводит к тому, что и память, и восприятие становятся значительно более управляемыми, впервые оказывается возможным выбор средств для решения специфических задач памяти и мышления. Средства теперь можно выбирать в зависимости от конкретного содержания задач. Воображение претерпевает генезис подобно интеллектуальным операциям: сначала воображение статично, ограничивается внутренним воспроизведением состояний, доступных восприятию, по мере развития ребенка воображение становится более гибким и подвижным, способным к предвосхищению последовательных состояний предмета. Благодаря переходу мышления на новую, более высокую ступень, происходит перестройка всех остальных психических процессов, память становится мыслящей, а восприятие думающим. Переход процессов мышления на новую ступень и связанная с этим перестройка всех остальных процессов и составляют основное содержание умственного развития в младшем школьном возрасте.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |