КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мотивационная сфера младшего школьника
В системе учебных мотивов переплетаются внешние и внутренние мотивы. К внутренним мотивам относятся такие, как собственное развитие в процессе учения; действие вместе с другими и для других; познание нового, неизвестного. Такие мотивы, как понимание необходимости учения для дальнейшей жизни, процесс учения как возможность общения, похвала от значимых лиц, являются вполне естественными и полезными в учебном процессе, хотя их уже нельзя отнести полностью к внутренним формам учебной мотивации. Насыщены внешними моментами такие мотивы, как учеба как вынужденное поведение; процесс учебы как привычное функционирование; учеба ради лидерства и престижа; стремление оказаться в центре внимания. Эти мотивы могут оказать и заметное негативное влияние на характер и результаты учебного процесса. Наиболее резко выражены внешние мотивы в мотивах учебы ради материального вознаграждения и избегания неудач. Учитель должен стремиться к повышению внутренней мотивации учения ребенка. Классификация мотивов учения. Выделяются две основные группы мотивов. 1. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности: 1.1. мотивы, связанные с содержанием учения: ученика побуждает учиться стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий, проникнуть в суть явлений и т.п.; 1.2. мотивы, связанные с самим процессом учения: ученика побуждает учиться стремление проявлять интеллектуальную активность, рассуждать, преодолевать препятствия в процессе решения задач, т.е. ребенка увлекает сам процесс решения, а не только получаемые результаты. 2. Мотивы, связанные с тем, что лежит вне учебной деятельности: 2.1. широкие социальные мотивы: - мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем, родителями и т.п.; - мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе и т.п.) и самосовершенствования (быть лучше, умнее в результате учения); 2.2. узколичные мотивы: - стремление получить одобрение, хорошие отметки (мотивация благополучия); - желание быть первым, занять достойное место среди товарищей (престижная мотивация); 2.3. мотивация избегания неудач: стремление избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников.
Вопросы для самопроверки: 1. Специфика социальной ситуации в младшем школьном возрасте. 2. Учебная деятельность как ведущая в этом периоде. 3. Основные новообразования младшего школьного возраста. 4. Умственное развитие в младшем школьном возрасте. 5. Развитие мотивационно-потребностной сферы. 6. Развитие эмоционально-волевой сферы. 7. Развитие личности в младшем школьном возрасте..
Литература: 1. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 2001. – 368 с. 2. Крайг Г. Психология развития. – СПб, 2000, 992 с. 3. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов вузов – М.: ТЦ Сфера, 2004 4. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М., Роспедагентство, 1996. 5. Психология развития. Хрестоматия. – СПб: Питер, 2001. – 512 с. 6. Психология от рождения до смерти. /Под ред. А.А. Реана. – СПб, 2002. 7. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – Москва-Воронеж, 1997, 416с. 8. Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеринбург, Деловая книга, 1995 9. Психология развития: Учебник для студ. высш. психол. и пед. учеб. заведений/ Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, К.Н. Поливанова и др.; Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.–352 с. Тема 7. Подростковый возраст Подростковый возраст неоднороден. Можно выделять отдельные периоды: предпубертатный (10 – 11 лет), пубертатный (12 – 13), постпубертатный (13 – 15), отличающиеся различным содержанием физического, психического и личностного развития. Если в младшем подростковом возрасте изменения происходят в физическом развитии, то в старшем подростковом наиболее высокими темпами развивается личность ребенка.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 777; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |