Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная ситуация развития




Половое созревание

Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме. Гипофиз и щитовидная железа начинают выделять гормоны, стимулирующие работу большинства других желез. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие, что опосредует психологическое развитие ребенка. Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7 см в год, опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими (синдром «гадкого утенка»).

Объективные сложности подросткового возраста кроются в значительных различиях между требованиями, предъявляемыми обществом к подросткам и взрослым; быстром темпе происходящих изменений; накоплении дефектов воспитания, которые ранее отчетливо не проявлялись вследствие недостаточной самостоятельности ребенка и относительно неширокой сферы его деятельности и общения; психологических сдвигах в ходе полового созревания; постепенном осознании подростками различий их положений в семье.

объективное положение подростка в системе социальных отношений; отсутствие четких представлений о себе
стремление выйти за рамки школы в жизнь и деятельность взрослых; потребность найти и занять определенное место в коллективе сверстников, соответствовать их требованиям
интимно-личностное общение

 


Ведущая деятельность подросткового периода – интимно-личностное общение, в котором реализуется потребность в понимании. Общение является своеобразной формой воспроизведения между сверстниками тех отношений, которые существуют среди взрослых людей, формой освоения этих отношений. Предметом общения становится другой человек, прежде всего другой подросток. В этой деятельности конкретное содержание занятий (чтение, приготовление уроков, моделирование, разговоры, прогулки)—лишь средство осуществления общения со сверстником.

Наиболее глубокое и содержательное общение возможно в дружбе. Подросток ищет в друге сходства и принятия собственных переживаний и установок. В связи с ведущей деятельностью доминирующим мотивом этого периода является стремление занять определенное место в группе сверстников. Ориентация на общение со сверстниками часто проявляется в боязни быть отвергнутыми сверстниками.

Общение подростков опирается на морально-этические нормы, взятые из мира отношений взрослых. Их основные требова­ния: уважение к личности, равенство в отношениях, помощь во всем, доверие и верность в дружбе.

В первую очередь происходит усвоение той части морально-этических норм, в которой ярче всего проявляется специфика взаимоотношений взрослых в ее отличии от их отношения к детям. Их усвоение происходит как органически необходимый процесс для складывающихся отношений внутри кол­лектива подростков.

Выделение в начале подросткового возраста общения с товарищами как само­стоятельной сферы жизни подростка и особой деятельности — важ­нейший этап развития ребенка как социального существа. Сначала подростки как бы примеривают эти нормы друг к другу. Затем нормы выступают как жесткие требования к отношению товарища. Этот этап очень важен, так как от факта их выполнения или невыполнения зависит развитие реальных отношений подростков. Только воспроизводя морально-этические нормы отношений в реаль­ном общении, подростки усваивают их, и они становятся основой их поступков. Важно отметить, что в связи с этим начинают появляться элементы внутренних, можно сказать, умственных действий с морально-этическими нормами (при сравнении поступков товарища с собственными, его качеств — со своими особенностями).

В данном возрасте происходит переход учебной деятельности на новый, более высокий уровень, для подростка раскрывается личностный смысл учебной деятельности как деятельности по само­образованию и самосовершенствованию. Это и есть воз­растная особенность данного периода. Между успехами в школь­ных занятиях у подростков и их интеллектуальными возможностями иногда наблюдается разрыв: интеллектуальные возможности высокие, а школьные успехи низкие. К сожалению, при переходе детей в подростковый период очень часто не происходит никаких существенных изменений ни в их учебной деятельности, ни в отношениях между учителем и учеником.

С возрастом у подростков меняется восприятие окружающих людей. Эталонами межличностного восприятия становятся все более обобщенными и соотносятся не с мнением взрослого, как это было в младшем школьном возрасте, а с личными идеалами, ценностями и нормами. Содержание оценочных нравственных эталонов продолжает расширяться и углубляться, они становятся более тонкими и дифференцованными, индивидуально различимыми.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 755; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.