КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие эмоционально-волевой сферы
Подростковый возраст считается периодом бурных внутренних переживаний и эмоциональных трудностей. Подростки большую часть времени чувствуют себя настолько несчастными, что плачут и хотят бросить всех и все. Повышается тревожность, что приводит к нежеланию общаться, к отказу от групповых форм общения. У части подростков (каждый 12) возникают суицидальные мысли. Снижение эмоциональной чувствительности у подростков и обусловленное этим уменьшение отзывчивости и общего количества страхов, объясняется началом периода полового созревания и свойственным ему усилением возбудимости, негативности и агрессивности. Следовательно, чем больше выражен уровень агрессивности, тем меньше страхов, и наоборот. Среди страхов подросткового возраста можно выделить: ü страх изменения, основывающийся на физиологических изменениях организма; ü природные страхи, основанные на инстинкте самосохранения (страх смерти себя и родителей, страхи чудовищ, призраков, животных, темноты, движущегося транспорта, стихии, высоты, глубины, воды, огня, пожара, крови, уколов, боли, врачей, неожиданных звуков и т. д.); ü социальные страхи (одиночества, людей, наказания, не успеть, опоздать, не справиться, не совладать с чувствами, быть не собой, осуждения со стороны сверстников и т. д.); Лежащая в основе страхов навязчивость указывает на определенную негибкость мышления, застойность психических процессов, обусловленных как гипертрофированным развитием чувства долга, принципиальности, так и чрезмерным утомлением, перенапряжением интеллектуальных процессов. Нарастание тревожности и социальных страхов является одним из критериев формирования самосознания у подростков, повышающейся чувствительности в сфере межличностных отношений. Большое число страхов у подростков понижает уверенность в себе, без которой невозможны адекватная самооценка, личностная интеграция и принятие себя, претворение планов в жизнь и полноценное общение со сверстниками. Наличие устойчивых страхов в подростковом возрасте всегда свидетельствует о неспособности защитить себя. В этом возрасте происходит коренная перестройка структуры волевой активности. Подростки значительно чаще регулируют свое поведение на основе внутренней стимуляции. В то же время волевая сфера подростков весьма противоречива. Это связано с тем, что собственные механизмы волевой активности еще недостаточно сформированы, а внешние стимуляторы обесцениваются. В старшем подростковом возрасте самостимуляция становится главным компонентом в психологической структуре волевой активности. В это время формируются моральный компонент воли. Воля проявляется школьниками под влиянием идеи, значимой для общества, сверстников. Часто волевая активность у старшеклассников приобретает характер целеустремленности.
Вопросы для самопроверки: 1. Специфика социальной ситуации в подростковом возрасте. 2. Ведущая деятельность периода. 3. Основные новообразования подросткового возраста. 4. Интеллектуальное развитие подростка. 5. Развитие эмоционально-волевой сферы. 6. Развитие мотивационно-потребностной сферы 7. Формирование характера в подростковом возрасте.
Литература: 1. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 2001. – 368 с. 2. Крайг Г. Психология развития. – СПб, 2000, 992 с. 3. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов вузов – М.: ТЦ Сфера, 2004 4. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М., Роспедагентство, 1996. 5. Психология развития. Хрестоматия. – СПб: Питер, 2001. – 512 с. 6. Психология от рождения до смерти. /Под ред. А.А. Реана. – СПб, 2002. 7. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – Москва-Воронеж, 1997, 416с. 8. Психология развития: Учебник для студ. высш. психол. и пед. учеб. заведений/ Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, К.Н. Поливанова и др.; Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.–352 с. 9. Франсуаза Дольто. На стороне подростка. – М., 2005
Тема 8. Юношеский возраст
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 270; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |