Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие эмоционально-волевой сферы

Подростковый возраст считается периодом бурных внутренних переживаний и эмоциональных трудностей. Подростки большую часть времени чувствуют себя настолько несчастными, что плачут и хотят бросить всех и все. Повышается тревожность, что приводит к нежеланию общаться, к отказу от групповых форм общения. У части подростков (каждый 12) возникают суицидальные мысли.

Снижение эмоциональной чувст­вительности у подростков и обусловленное этим уменьшение отзывчи­вости и общего количества страхов, объясняется началом периода полового созревания и свойственным ему усилением возбудимости, негативности и агрессивности. Следовательно, чем больше выражен уровень агрессивности, тем меньше страхов, и наоборот.

Среди страхов подросткового возраста можно выделить:

ü страх изме­нения, основывающийся на физиологических изменениях организма;

ü природные страхи, основанные на инстинкте самосохранения (страх смер­ти себя и родителей, страхи чудовищ, призра­ков, животных, темноты, движущегося транспорта, стихии, высоты, глубины, воды, огня, пожара, крови, уколов, боли, врачей, неожиданных звуков и т. д.);

ü социальные страхи (одиночества, людей, наказания, не успеть, опоздать, не справить­ся, не совладать с чувствами, быть не собой, осуждения со стороны сверстников и т. д.);

Лежащая в основе страхов навязчивость указывает на определенную негибкость мышления, застой­ность психических процессов, обусловленных как гипер­трофированным развитием чувства долга, принципиальности, так и чрезмерным утомлением, перенапряжением интеллектуальных процессов.

Нарастание тревожности и социальных страхов является одним из критериев формирования самосознания у подростков, повышающейся чувствительности в сфере межличностных отношений.

Большое число страхов у подростков понижает уверенность в себе, без которой невозможны адекватная самооценка, личностная интеграция и принятие себя, претворение планов в жизнь и полноценное общение со сверстниками. Нали­чие устойчивых страхов в подростковом возрасте всегда свидетельствует о неспособности защитить себя.

В этом возрасте происходит коренная перестройка структуры волевой активности. Подростки значительно чаще регулируют свое поведение на основе внутренней стимуляции. В то же время волевая сфера подростков весьма противоречива. Это связано с тем, что собственные механизмы волевой активности еще недостаточно сформированы, а внешние стимуляторы обесцениваются.

В старшем подростковом возрасте самостимуляция становится главным компонентом в психологической структуре волевой активности. В это время формируются моральный компонент воли. Воля проявляется школьниками под влиянием идеи, значимой для общества, сверстников. Часто волевая активность у старшеклассников приобретает характер целеустремленности.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Специфика социальной ситуации в подростковом возрасте.

2. Ведущая деятельность периода.

3. Основные новообразования подросткового возраста.

4. Интеллектуальное развитие подростка.

5. Развитие эмоционально-волевой сферы.

6. Развитие мотивационно-потребностной сферы

7. Формирование характера в подростковом возрасте.

&

Литература:

1. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 2001. – 368 с.

2. Крайг Г. Психология развития. – СПб, 2000, 992 с.

3. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов вузов – М.: ТЦ Сфера, 2004

4. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М., Роспедагентство, 1996.

5. Психология развития. Хрестоматия. – СПб: Питер, 2001. – 512 с.

6. Психология от рождения до смерти. /Под ред. А.А. Реана. – СПб, 2002.

7. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – Москва-Воронеж, 1997, 416с.

8. Психология развития: Учебник для студ. высш. психол. и пед. учеб. заведений/ Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, К.Н. Поливанова и др.; Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.–352 с.

9. Франсуаза Дольто. На стороне подростка. – М., 2005

 

Тема 8. Юношеский возраст

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Интеллектуальное развитие | Переходный период от подросткового к раннему юношескому возрасту
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 249; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.