Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Транспортные задачи линейного программирования

Задача планирования производства.

Каноническая форма ЗЛП.

Подавляющее большинство известных методов решения задач линейного программирования предназначены для канонических задач. Поэтому начальный этап решения всякой ЗЛП обычно связан с приведением ее к некоторой эквивалентной канонической задаче.

Правила перехода от общей задачи линейного программирования к канонической ЗЛП:

§ ограничения в виде неравенств преобразуются в уравнения за счет добавления фиктивных неотрицательных переменных xi (если в неравенстве стоит знак ≤, то новая переменная прибавляется; если ≥ - вычитается), которые одновременно входят и в целевую функцию с коэффициентом 0, то есть не оказывают влияния на ее значение;

§ переменные, на которые не наложено условие неотрицательности, представляются в виде разности двух новых неотрицательных переменных.

 

Предприятие располагает m видами ресурсов и может выпускать некоторую однородную продукцию n различными способами. За единицу времени использования j-го технологического способа (j=1,…,n) расходуется aij (i=1,…,m) единиц i-го ресурса и выпускается ci единиц продукции. Требуется спланировать работу предприятия так, чтобы оно выпускало наибольшее количество продукции при условии, что ресурса i-го вида нельзя израсходовать более чем bi единиц.

Пусть xj≥0 (j=1,…,n) – время использования предприятием j-го технологического процесса, если при этом функция Z – количество выпущенной продукции, то функция Z (x) будет равна

n

Z(x) = ∑ cjxj.

j=1

 

Работая по этому плану, предприятие израсходует ∑ aijxj (j=1,n) единиц i-го ресурса. Тогда задача линейного программирования будет выглядеть так:

 

n

Z(x) = ∑ cjxjàmax

j=1

       
 
   
n ∑ aijxj ≤ bi j=1 xj ≥ 0      
 

 

 


Пример 2. Задача о рационе.

В хозяйстве имеется n видов кормов. Каждый из которых содержит m разновидностей питательных веществ. Известно, что одна единица j-го вида кормов (j=1,…,n) содержит aij единиц i-го питательного вещества (i=1,…,m) и имеет стоимость cj. требуется составить такой рацион, который удовлетворял бы всем потребностям в питательных веществах и имел бы наименьшую стоимость.

Обозначим количество j-го корма в рационе xj≥0 (j=1,…,n), а Z– стоимость этого рациона, тогда составляем

n

Z(x) = ∑ cjxjàmin

j=1

 

 

       
 
   
n ∑ aijxj ≥ bi j=1 xj ≥ 0    
 

 


Пример 3. Транспортная задача.

Пусть некоторый однородный продукт хранится на m складах и потребляется в n пунктах. Известны следующие параметры:

ai – запас продукта на i-ом складе, ai > 0 и (i=1,…,m);

bi – потребность в продукте в j-ом пункте, (j=1,…,n);

cij – стоимость перевозки единичного количества продукта с i-го склада в j-ый пункт, cij>0.

При этом суммарные запасы равны суммарным потребностям:

 

m n

∑ ai = ∑ bi

j=1 j=1

 

 

Тогда транспортная задача ставится так:

 

m n

∑ ∑ cijxijàmin

j=1 j=1

 

m ∑ xij = ai j=1   n ∑ xij = bj j=1 xj ≥ 0      

 

Xij показывает количество продукта, перевозимого с i-го склада в j-ый пункт.

Требуется организовать перевозки продукта со склада в пункты потребления так, чтобы при полном удовлетворении потребностей минимизировать суммарные транспортные расходы.

 

Пример 4. Задача о смесях.

Возникла проблема составления таких рабочих смесей на основе исходных материалов, которые обеспечивали бы получение конечного продукта, обладающего определенными свойствами. К этой задаче относится группа задач, например о выборе диеты, составления кормового рациона в животноводстве, горюче-смазочных смесей.

Высокий уровень затрат на исходные материалы и необходимость повышения эффективности производства выдвигают на первый план задачу получения продукции с заданными свойствами при наименьших затратах на исходные сырьевые материалы.

Математическая модель задачи может быть сформулирована как нахождение минимального значения целевой функции со следующими ограничениями:

 

n

Z(x) = ∑ cjxjàmin

j=1

 
 


 

Где j – номер продукта;

aij – количество единиц i-го питательного вещества j-го продукта;

cij – стоимость единицы продукта j-го вида;

bi - минимум единиц i-го питательного вещества, необходимого для жизнедеятельности организма.

 

 

 

Одной из часто встречающихся задач хозяйственного управления является задача по разработке рационального плана транспортных перевозок. Основная цель организации перевозок – минимизация затрат на их выполнение.

Транспортная задача является представителем класса задач линейного программирования и поэтому обладает всеми качествами линейных оптимизационных задач, но одновременно она имеет и ряд дополнительных полезных свойств, которые позволили разработать специальные методы ее решения.

Формулировка транспортной задачи в общем виде осуществляется следующим образом: требуется перевезти определенное количество однородного груза из m пунктов отправления в n пунктов назначения.

Для записи задачи в математической форме вводятся следующие обозначения:

n – число пунктов отправления;

m – число пунктов назначения;

ai – общее количество груза в i-м пункте отправления;

bj – общее количество груза, необходимое в j-м пункте назначения;

cij – затраты на транспортировку единицы груза из i-го пункта отправления в j-й пункт назначения;

Z – совокупные затраты на транспортировку всего груза;

xij – исходно неизвестное количество груза, которое перевозится из пункта i в пункт j.

Непосредственно из условий задачи получаем следующую модель линейного программирования:

m n

∑ ∑ cijxijàmin (6)

j=1 j=1

 

m (7)

∑ xij = ai, i=1,2,…,n.

j=1

 

n

∑ xij = bj , j=1,2,…,n. (8)

j=1

 

xjj ≥ 0, i=1,2,…,n; j=1,2,…,n. (9)

 

 

Целевая функция (6) минимизирует совокупные затраты на транспортировку всех партий грузов из всех пунктов отправления во все пункты назначения. Система ограничений (7) говорит о том, что весь груз из каждого пункта его сосредоточения должен быть вывезен. Система ограничений (8) говорит о том, что потребность в грузе в каждом пункте назначения должна быть удовлетворена. Система ограничений (9) говорит о том, что по любому маршруту либо перевозится некоторое количество груза, либо нет.

Таким образом, транспортная задача является задачей линейного программирования с n+m ограничениями-уравнениями и n+m неизвестными.

Транспортная задача, у которой суммарное наличие груза совпадает с суммарной потребностью, т. е. выполняется равенство

m n

∑ ai = ∑ bi (10)

j=1 j=1

 

называется закрытой (сбалансированной) транспортной задачей. В случае, если условие (10) не выполняется, то транспортная задача называется открытой. Выполнение условия (10) позволяет исключить одно из ограничений (7), (8) и свести их число к n+m-1. Более того, если выполняется условие (10), то доказывается, что любая транспортная задача имеет оптимальное допустимое решение (план), содержащее не более n+m-1 компонент.

Транспортным задачам присущи следующие особенности:

· распределению подлежат однородные ресурсы;

· условия задачи описываются только уравнениями;

· все переменные выражаются в одинаковых единицах измерения;

· во всех уравнениях коэффициенты при неизвестных равны единице;

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Постановка задачи линейного программирования и общая характеристика | Графический метод. Методы решения задач линейного программирования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 561; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.