КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Транспортные задачи линейного программирования
Задача планирования производства. Каноническая форма ЗЛП. Подавляющее большинство известных методов решения задач линейного программирования предназначены для канонических задач. Поэтому начальный этап решения всякой ЗЛП обычно связан с приведением ее к некоторой эквивалентной канонической задаче. Правила перехода от общей задачи линейного программирования к канонической ЗЛП: § ограничения в виде неравенств преобразуются в уравнения за счет добавления фиктивных неотрицательных переменных xi (если в неравенстве стоит знак ≤, то новая переменная прибавляется; если ≥ - вычитается), которые одновременно входят и в целевую функцию с коэффициентом 0, то есть не оказывают влияния на ее значение; § переменные, на которые не наложено условие неотрицательности, представляются в виде разности двух новых неотрицательных переменных.
Предприятие располагает m видами ресурсов и может выпускать некоторую однородную продукцию n различными способами. За единицу времени использования j-го технологического способа (j=1,…,n) расходуется aij (i=1,…,m) единиц i-го ресурса и выпускается ci единиц продукции. Требуется спланировать работу предприятия так, чтобы оно выпускало наибольшее количество продукции при условии, что ресурса i-го вида нельзя израсходовать более чем bi единиц. Пусть xj≥0 (j=1,…,n) – время использования предприятием j-го технологического процесса, если при этом функция Z – количество выпущенной продукции, то функция Z (x) будет равна n Z(x) = ∑ cjxj. j=1
Работая по этому плану, предприятие израсходует ∑ aijxj (j=1,n) единиц i-го ресурса. Тогда задача линейного программирования будет выглядеть так:
n Z(x) = ∑ cjxjàmax j=1
Пример 2. Задача о рационе. В хозяйстве имеется n видов кормов. Каждый из которых содержит m разновидностей питательных веществ. Известно, что одна единица j-го вида кормов (j=1,…,n) содержит aij единиц i-го питательного вещества (i=1,…,m) и имеет стоимость cj. требуется составить такой рацион, который удовлетворял бы всем потребностям в питательных веществах и имел бы наименьшую стоимость. Обозначим количество j-го корма в рационе xj≥0 (j=1,…,n), а Z– стоимость этого рациона, тогда составляем n Z(x) = ∑ cjxjàmin j=1
Пример 3. Транспортная задача. Пусть некоторый однородный продукт хранится на m складах и потребляется в n пунктах. Известны следующие параметры: ai – запас продукта на i-ом складе, ai > 0 и (i=1,…,m); bi – потребность в продукте в j-ом пункте, (j=1,…,n); cij – стоимость перевозки единичного количества продукта с i-го склада в j-ый пункт, cij>0. При этом суммарные запасы равны суммарным потребностям:
m n ∑ ai = ∑ bi j=1 j=1
Тогда транспортная задача ставится так:
m n ∑ ∑ cijxijàmin j=1 j=1
Xij показывает количество продукта, перевозимого с i-го склада в j-ый пункт. Требуется организовать перевозки продукта со склада в пункты потребления так, чтобы при полном удовлетворении потребностей минимизировать суммарные транспортные расходы.
Пример 4. Задача о смесях. Возникла проблема составления таких рабочих смесей на основе исходных материалов, которые обеспечивали бы получение конечного продукта, обладающего определенными свойствами. К этой задаче относится группа задач, например о выборе диеты, составления кормового рациона в животноводстве, горюче-смазочных смесей. Высокий уровень затрат на исходные материалы и необходимость повышения эффективности производства выдвигают на первый план задачу получения продукции с заданными свойствами при наименьших затратах на исходные сырьевые материалы. Математическая модель задачи может быть сформулирована как нахождение минимального значения целевой функции со следующими ограничениями:
n Z(x) = ∑ cjxjàmin j=1
Где j – номер продукта; aij – количество единиц i-го питательного вещества j-го продукта; cij – стоимость единицы продукта j-го вида; bi - минимум единиц i-го питательного вещества, необходимого для жизнедеятельности организма.
Одной из часто встречающихся задач хозяйственного управления является задача по разработке рационального плана транспортных перевозок. Основная цель организации перевозок – минимизация затрат на их выполнение. Транспортная задача является представителем класса задач линейного программирования и поэтому обладает всеми качествами линейных оптимизационных задач, но одновременно она имеет и ряд дополнительных полезных свойств, которые позволили разработать специальные методы ее решения. Формулировка транспортной задачи в общем виде осуществляется следующим образом: требуется перевезти определенное количество однородного груза из m пунктов отправления в n пунктов назначения. Для записи задачи в математической форме вводятся следующие обозначения: n – число пунктов отправления; m – число пунктов назначения; ai – общее количество груза в i-м пункте отправления; bj – общее количество груза, необходимое в j-м пункте назначения; cij – затраты на транспортировку единицы груза из i-го пункта отправления в j-й пункт назначения; Z – совокупные затраты на транспортировку всего груза; xij – исходно неизвестное количество груза, которое перевозится из пункта i в пункт j. Непосредственно из условий задачи получаем следующую модель линейного программирования: m n ∑ ∑ cijxijàmin (6) j=1 j=1
m (7) ∑ xij = ai, i=1,2,…,n. j=1
n ∑ xij = bj , j=1,2,…,n. (8) j=1
xjj ≥ 0, i=1,2,…,n; j=1,2,…,n. (9)
Целевая функция (6) минимизирует совокупные затраты на транспортировку всех партий грузов из всех пунктов отправления во все пункты назначения. Система ограничений (7) говорит о том, что весь груз из каждого пункта его сосредоточения должен быть вывезен. Система ограничений (8) говорит о том, что потребность в грузе в каждом пункте назначения должна быть удовлетворена. Система ограничений (9) говорит о том, что по любому маршруту либо перевозится некоторое количество груза, либо нет. Таким образом, транспортная задача является задачей линейного программирования с n+m ограничениями-уравнениями и n+m неизвестными. Транспортная задача, у которой суммарное наличие груза совпадает с суммарной потребностью, т. е. выполняется равенство m n ∑ ai = ∑ bi (10) j=1 j=1
называется закрытой (сбалансированной) транспортной задачей. В случае, если условие (10) не выполняется, то транспортная задача называется открытой. Выполнение условия (10) позволяет исключить одно из ограничений (7), (8) и свести их число к n+m-1. Более того, если выполняется условие (10), то доказывается, что любая транспортная задача имеет оптимальное допустимое решение (план), содержащее не более n+m-1 компонент. Транспортным задачам присущи следующие особенности: · распределению подлежат однородные ресурсы; · условия задачи описываются только уравнениями; · все переменные выражаются в одинаковых единицах измерения; · во всех уравнениях коэффициенты при неизвестных равны единице;
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 584; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |