КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы социальной психологии
Социальная психология в России Социальная психология в России была сильно связана с марксизмом. Классификация методов В. Семенова. 1. методы эмпирических исследований: наблюдение анализ документов опросы специализированные социально-психологические методы (социометрия, метод групповых оценок и пр.) тесты эксперимент 2. моделируемые методы (в лабораториях) 3. управленческо-воспитательные (тренинги). Американская классификация: 1. Корреляционные методы 2. Экспериментальные методы Основные уровни методологии социальной психологии и их взаимосвязь (учение о методах, совокупность применяемых методов, совокупность применяемых в науке принципов): I.Всеобщая (философская)методология (философские принципы, требования, вытекающие из философскихзаконов и категорий); II. Общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, аналогия, наблюдение, эксперимент и т.д.); III.Специальные, собственные методы социальной психологии: 1.Методы воздействия (социально-психологические тренинги); 2. Методы социально-психологического исследования: а) Методы обработки информации (общенаучные методы); б) методы сбора информации (наблюдение, изучение документов, изучение результатов деятельности, опросы, тестирование, эксперимент, социометрия и др. IV. Частные методики. Взаимосвязь методов социально-психологического исследования.
Подробнее о методах... Метод наблюдения - визуальный охват объектов, интересных для исследователя. 1. Неконтролируемое /контролируемое наблюдение (нестандартизированное/стандартизированное). Это наблюдение включенное, участвующее. 2. Наблюдение в естественных ситуациях (испытуемый не видит наблюдателя или не знает, что за ним наблюдают). Т. Брок - 1) Техника потерянного письма. Обнаруживалось в ящике письмо: в Нью-Йорке - уезжающего советского человека, в Петербурге - уезжающего американца. Иногда нашедшие отсылали письма. В Америку пришло писем больше. 2) Искусственно набирал толпу в Америке и у нас. Толпа-американцы - драка, толпа-русские - что-то делают. 3) Реакция на запачканный локоть у незнакомца только в России. 1. Официальные. Исходят из той или иной официальной организации. o Первичные (протоколы заседаний) o Вторичные (отчет за год) - основан на данных из первичных документов. 2. Неофициальные. o Личные - удостоверяются подписью. o Безличные. До середины 30-х годов - качественный анализ. А затем - контент-анализ. 1. информационное интервью - нужно для получения информации. 2. терапевтическое интервью - для изменения поведения того или иного человека. Эти методы могут сочетаться. 1. выявление информации о фактах (сколько вам лет, где работаете и т.д.). 2. выявление мнений о фактах. Нужно обязательно узнать, откуда человек узнает о факте, о котором рассуждает. Желательно выяснять что-либо у непосредственных участников. Виды интервью: 1. Стандартизированные (используются чаще всего) - имеют строго определенные формулировки вопросов и их последовательность. Для проведения можно использовать не очень квалифицированных интервьюеров; не слишком жесткая форма для опрашиваемого; дешевле; но уровень контакта не высокий. 2. Нестандартизированные - общая только тема и цель. Интервьюер свободен. 3. Полустандартизированное (с середины 40-х) - разработали Р. Мертон и П. Кендалл. Используется путеводитель интервью - перечень обязательных вопросов. Другое название - фокусированное интервью. Правила формулирования вопросов: 1. Вопрос должен быть как можно короче. 2. Не должен включать малознакомых слов и символов. 3. Каждый вопрос должен быть логически отделен (плохой вопрос - "Любите ли вы ходить в кино или театр?"). 4. Вопрос не должен быть очень личным. Лучше строить вопросы в безличной форме. 5. Формулировать вопрос следует в такой форме, чтобы любой ответ был социально приемлемым. Можно использовать синонимы, более мягкие по смыслу. Открытый вопрос не дает опрашиваемому подсказки относительно формы ответа. 1. начинать следует с более простых вопросов. 2. первый вопрос должен быть как можно более интересным и не должен быть дискуссионным (особенно в США). 3. должна быть некоторая логика в последовательности. 4. иногда необходимо ставить провокационные вопросы, будто интервьюер уже знает на него ответ ("когда вы прекращаете бить свою жену?"). 5. нельзя спорить или одобрять человека. 6. важные вопросы лучше всего ставить в середине интервью - время наивысшего контакта. Способы записи информации в интервью: 1. дословная запись. 2. кодирование. 3. механическая регистрация, звукозапись. 25-30 минут - хорошее время для интервью. Самое длинное интервью - 6 часов. 1. чтение литературы. 2. формулирование проблематики, предмет и объект исследования. 3. гипотеза. 4. выбор метода. Первый этап - разведывательный план: пробные интервью, предварительные интервью.
Литература: 1. Социальная психология в трудах отечественных психологов: Хрестоматия. СПб., 2000. 2. Шихарев П.Н. Современная социальная психология. М., 1999. 3. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. М., 1989. 4. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1966. 5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1995. 6. Шихарев П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе. М., 1984. 7. Шихарев П.Н. Современная социальная психология США. М., 1979. 8. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1998. 9. Бехтерев В.М. Избранные труды по социальной психологии. М., 1997. 10. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. Собр.соч. М., 1982, т.1. 11. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб, 1999. 12. Уледов А.К. Общественная психология и идеология. М., 1985. 13. Будилова Е.А. Социально-психологические проблемы в русской науке. М., 1983. 14. Крысько В.Г. Социальная психология М., 2001. 15. Московичи С. Общество и теория в социальной психологии // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984. 16. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально- психологического тренинга. М., 1982. 17. Социальная психология в трудах отечественных психологов: Хрестоматия. СПб, 2000. 18. Шибутани С. Социальная психология. Ростов-на-Дону, 1998. 19. Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы. М., 1995.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |