Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы социализации




Идей

История становления и развития социально-психологических

Истоки социально-психологических идей в античной философии и в

социально-философской мысли нового времени. Первые социально-

психологические теории и отражение в них общего уровня развития

психологической науки.

Описательный этап возникновения социально-психологического знания (6

в. до н. э.- середина ХIХ века): 1 период (античный): а) линия

социоцентризма Платона (коллективистская концепция – социум стоит над индивидом, диктует ему линию поведения); б) линия эгоцентризма Аристотеля (индивидуалистическая концепция – решая общественные проблемы, нужно идти от интересов индивида к массе); 2 период (средние века и эпоха Возрождения): а) индивидуалистическая линия (Т.Гобсс-«естественное право человека» имеет примат над обществом и государством; А.Смит – движущими силами общественной жизни является стремление индивидов к удовлетворению собственных интересов, а общество это зеркало для индивидуальной самооценки); б) социоцентристская линия (Дж.Вико, Прудон, Макиавелли, К.Гельвеций, Л.Фейербах и др. – общественная среда формирует личность, ее характер, потребности, межличностные отношения).

Этап относительно самостоятельного становления социально-

психологического знания (60-е гг. Х1Х в. – 20-е годы ХХ века): «Психология народов» (М.Лацарус, Г.Штейнталь) – главная сила истории народ, «дух целого», душа индивида это часть народной души. Развитие этой теории В.Вундтом и А.Потебней; «Психология масс» (Г.Лебон, С.Сигеле) – основой социального поведения является подражание (от Г.Тарда), индивид в массе (в толпе) обезличен, чувства преобладают, интеллект и ответственность утрачиваются, массе нужен вождь поскольку она хаотична, неупорядочена); «Теория инстинктов социального поведения» (У.Мак- Дауголл) – «гормэ» (врожденные инстинкты) определяют поведение и эмоции людей (борьбы-страх, бегства-самосохранение, воспроизведения рода-ревность, робость, приобретения-чувство собственности, стадности-чувство принадлежности и т.д.).

Общественные и научные (создание методологических, в том числе

философских основ) предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную научную дисциплину. Развитие социальной психологии и появление ее новых отраслей знания в ХХ веке. Этап экспериментально- теоретического развития социальной психологии в ХХ веке: 1 период – господство эксперимента в социальной психологии (20-е – 40-е годы), прагматическое, прикладное направление в социальной психологии (В.Меде, Ф.Олпорт) о влиянии группы на поведение индивида. Переход к выявлению закономерностей социально-психологических процессов. Бихевиоризм, психоанализ и гештальт-психология о детерминированности поведения стимулами, бессознательным и целостными структурами психики. Развитие социальной психологии в России. Н.К.Михайловский о «массовой психологии», Г.В.Плеханов об общественной психологии, Г.И.Челпанов об общетеоретической и экспериментальной психологии, П.П.Блонский о детерминированности психики человека социальной средой. Рефлексология В.М.Бехтерева, М.В.Ланге, В.Н.Мясищева о проявлении в поведении людей сознательного и бессознательного, о взаимосвязи личности и коллектива. Л.С.Выготский о культурно-исторической обусловленности общественной психологии, о взаимосвязи личности и коллектива. С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев о единстве сознания и деятельности. Возникновение и развитие возрастной психологии (Фортунатов, Залужный, Макаренко Вахтеров, Канторов, Крупская).

2 период – развитие теоретического и экспериментального социально-

психологического знания (с 50-х годов ХХ века по настоящее время):

необихевиористское, когнитивистское, психоаналитическое,

интеракционистское, культурологическое и отечественное направления в развитии социальной психологии.

Необихевиористские концепции: 1. Теория агрессии и подражания

(Н.Миллер, Д.Доллард, А.Бандура) об оперантной обусловленности поступков и поведения, о промежуточных переменных между стимулами и реакциями;

2. Теории диадического взаимодействия: а) Теория «взаимодействия исходов» (Д.Тибо, Г.Келли) о зависимости взаимоотношений от суммы «вознаграждений», получаемых каждым (выигрыш в статусе, власти и т.п.); б) Теория социального обмена Г.Хоманса о зависимости качества взаимодействия от соотношения «вознаграждений» (позитивных подкреплений) и «издержек» (негативных подкреплений).

Когнитивистская социальная психология: 1. Теории когнитивного

соответствия: а) Теория структурного баланса Ф.Хайдера (Р-О-Х) – поведение человека обусловлено стремление к сбалансированию межличностных отношений, отношений с миром («L» – «nL», «U» – «nU»); б) Теория коммуникативных актов Т.Ньюкома – у позитивно относящихся в диаде друг к другу, имеет место тенденция к развитию сходных ориентаций по отношению к объекту путем снятия дисбаланса; в)Теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера – переживание противоречия между знанием и поведением (две когнитивные структуры), как фактор побуждающий к действию;

г) Теория конгруэнтности Ч.Осгуда и П.Танненбаума об изменении отношений личности, под влиянием потребности установить соответствие когнитивной структуры (знаний, отношений), одновременно к двум объектам;

2.Когнитивный подход С.Аша, Д.Креча, Р.Крачфилда о восприятии

человеком социальной действительности в зависимости от предшествующего знания, о «перцептивной интеграции» (соединении старого и нового знания).

Психоаналитическое направление социальной психологии о роли

бессознательного в динамике развития личности: 1. Динамическая теория

функционирования группы В.Байона (2 уровня функционирования группы: рациональный компонент - осознанные действия и иррациональный уровень – групповая культура, между ними неизбежны конфликты, которые приводят в действие «коллективные защитные механизмы»); 2.Теория группового развития В.Бенниса и Г.Шепарда о двух фазах развития группы (решение вопроса о лидерстве и установление межличностных отношений); 3.Трехмерная теория интерперсонального поведения В.Шутца о 3- этапах развития группы

(включение, контроль, любовь).

Интеракционистское направление в социальной психологии: 1.Концепция символического интеракционизма Джорджа Мида о личности как продукте социального взаимодействия на основе символов (мимики, жестов), принятия роли другого, о зависимости поведения индивида от структуры личности, ее роли и референтной группы. Чикагская школа (Г.Блумер) – поведение человека это динамический процесс, его можно объяснить на основе символов, но нельзя предсказать; Айовская школа (М.Кун) – познав самооценку личности, в том числе на основе символов, можно предсказать ее поведение; 2.Ролевые теории (Т.Сарбин, Э.Гоффман, Р.Линтон, Р.Ромметвейт, Н.Гросс) о видах социальных ролей (конвенциональные, предписанные, активные и латентные), о межролевом и внутриролевом конфликтах; 3.Теории референтной группы (Т.Хайман, Т.Ньюком, М.Шериф): Т.Ньюком о типах референтных групп (позитивные, негативные); М.Шериф о группах членства и референтных группах и их роли в формировании социальных установок.

Культурологические социально-психологические концепции (С.Московичи, Г.Тэджфел, Р.Харре), как стремление к созданию общей социально- психологической теории: 1. Концепция социальных представлений С.Московичи о предмете социальной психологии (совокупность социально-психологических представлений о социальном процессе), о структуре социальных представлений (информация, поле представлений, установка субъекта), детерминирующих поведение индивида; 2.Теория «межгрупповых отношений» Г.Тэджфела об опосредованности взаимодействия индивида с социальной средой через

групповое взаимодействие; 3. «Этогенетический подход» Р.Харре - модель человека (мотив-борьба за репутацию, счастье человека в обретении репутации, борьба за репутацию способствует общественному развитию, необходимость программы поведения в борьбе за репутацию и создания для этого необходимых условий).

Особенности развития отечественной социальной психологии:

1. Стремление к созданию общей социально-психологической теории;

2. Преемственность от зарубежной социальной психологии всего позитивного;

3.Определение социальной и деятельностной детерминированности социально- психологических явлений;

4.Разработка методологических основ социально-психологических исследований;

5.Исследование новых социально-психологических явлений; 6.Возрастание роли прикладных и практических социально-психологических исследований;

7.Проблема использования результатов исследований социальных психологов в различных областях профессиональной деятельности людей.

 

Лекция 2 Тема: Понятие социализации, ее основные этапы, факторы и механизмы.

С самого детства человек включен в различные социальные отношения и осваивает опыт социального взаимодействия, социализируется как личность.

Социализация – усвоение и воспроизводство человеком социального опыта, необходимого для функционирования в качестве полноправного члена общества. В социализацию входят различные социально-феноменологические процессы, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм, ценностей и становится личностью. Воспитание и обучение являются составной частью социализации.

Социализация – это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта.

Социализация – это двусторонний процесс, в ходе которого индивид с одной стороны усваивает опыт, с другой – активно его воспроизводит. Активность проявляется в индивидуальном характере усвоения накопленного опыта. Человек воспринимает передаваемый ему опыт через призму особенностей своего мышления, характера, направленности, установок, приобретенного ранее опыта. Т.е. каждый по-своему усваивает передаваемый ему опыт.

Активное воспроизведение опыта предполагает его переработку, осмысление, включение своего в предложенный опыт, его обогащение, применение его на практике в измененном виде, продвижение опыта на новую ступень вверх.

 

 

Сферы социализации личности: деятельность, общение, самосознание.

Периоды социализации личности в деятельности: подготовительный

(знакомство со сферой деятельности, ориентировка в ней, корректировка и

уяснение смысловых аспектов деятельности); определение центральной сферы деятельности и соподчинение ей других сфер; ролевой период (освоение и осмысление социальных ролей).

Социализация личности в общении. Реализация потребности общения на микроуровне (акты содействия и противодействия), мезауровне (обмен мнениями, планирование совместной деятельности, эмоциональное общение) и макроуровне (как образ жизни в обществе, через общественные институты). Возможность обособления личности в общении (в коммуникации, во взаимодействии, в восприятии, в эмотивной сфере).

Самосознание, как сфера социализации личности (становление образа

«Я»): самооценка, самоконтроль, самоопределение. Специфика возрастных самооценок. Самоконтроль, как соотнесение своего поведения с нормами общества, или группы. Самоопределение, как выбор собственной позиции (рассогласование между притязаниями и возможностями людей). Взаимосвязь основных сфер социализации личности.

 

Закономерности социализации:

1. Взаимосвязь и зависимость в процессе социализации тенденций типизации и индивидуализации социально- психологических качеств личности;

2. Зависимость социализации от потребности в индивидуальном социальном опыте;

3. Зависимость результативности социализации от социального контроля.

 

1. первичная социализация:

- ранняя социализация (период детства – дошкольный период)

- стадия обучения (период юности – время обучения в школе).

На данном этапе в сознании ребенка формируется обобщенный образ действительности, формируется общее представление о мире через различные науки, даются основы поведения, деятельности человека.

2. вторичная социализация – это период профессиональной деятельности человека, освоение тех социальных ролей, которые он играет в жизни.

На этом этапе даются знания о профессиональной деятельности, представления о многообразии социальных ролей.

 

В процессе социализации выделяются три стадии развития личности (А.В. Петровский):

- адаптация – происходит вхождение в мир людей, окружающих ребенка: овладение некоторыми знаковыми системами, элементарными нормами и правилами поведения, социальными ролями, человек обучается быть личностью.

- индивидуализация – происходит некоторое обособление индивида, вызванное потребностью персонализации. Человек способен проявлять себя как уникальная индивидуальность, создавая нечто новое, неповторимое, то, в чем, собственно, и проявляется его личность.

- интеграция – человек, наконец, находит тот оптимальный вариант жизнедеятельности, который способствует процессу его самореализации в обществе, а также принятию им его меняющихся норм.

 

Факторы социализации – целенаправленные процессы воспитания, обучения, случайные социальные взаимодействия при общении и деятельности.

 

К институтам социализации относят те специальные социальные группы, в которых личность приобщается к социальным нормам и ценностям, такие как дошкольные учреждения, школы, профессиональные учебные заведения, вузы, детские и молодежные учреждения. Процесс социализации осуществляется и в неформальных объединениях.

 

 

Механизмы социализации – каналы, с помощью которых ребенок осваивает накопленный опыт.

Классификация механизмов:

Идентификация – отождествление индивида с некоторыми людьми (группами), позволяющее усваивать разнообразные формы, нормы поведения, которые свойственны окружающим.

(пример, поло-ролевая идентификация).

 

Подражание – сознательное или бессознательное воспроизведение индивидом модели поведения, опыта других людей.

 

Внушение – процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей и чувств, психических состояний тех людей, с которыми он общается.

 

Социальная фасилитация – стимулирующие влияния поведения одних людей на деятельность других, в результате которых их деятельность протекает свободнее и эффективнее.

 

Конформность – это осознание расхождения во мнениях с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, реализуемое в поведении.

 

Ряд авторов в качестве механизмов социализации выделяют 4 вида механизмов социализации:

1) имитация (см. подражание)

2) идентификация

3) стыд – это переживание разоблачения и позора, связанное с реакцией других людей.

4) чувство стыда – переживание разоблачения и позора, связанное с наказанием самого себя вне зависимости от других людей.

Первое и второе – позитивные механизмы, а третье и четвертое – негативные, которые хотя и ограничивают поведенческие проявления человека (даже запрещают его), но всё таки являются его результатом.

 

Основные направления социализации соответствуют основным сферам жизнедеятельности человека:

- поведенческой;

- эмоционально-чувствительной;

- познавательной;

- бытийной;

- морально-нравственной;

- межличностной.

 

В процессе социализации люди обучаются тому, как себя вести, эмоционально реагировать на различные ситуации, переживать и проявлять различные чувства, как организовать свой быт, каких морально-этических ориентиров придерживаться, как эффективно участвовать в межличностном общении и совместной деятельности.

 

Контрольные вопросы:

1.Что включает процесс социализации личности?

2.Сущность процесса социализации личности?

3.Основные сферы социализации личности и их специфика?

4. Периоды социализации личности в деятельности?

5. Уровни социализации личности в общении?

6. Содержание социализации через самосознание?

7. Основные стадии социализации личности, их особенности?

8. Роль общественных институтов в социализации личности?

9. Основные закономерности социализации личности?

 

Литература:

1. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб., 1999.

2. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1981.

3. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб., 1999.

4. Узнадзе Д.Н. Теория установки Москва-Воронеж, 1997.

1. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Социализация и воспитание. Ростов-на-Дону, 1997.

2. Крысько В.Г. Социальная психология. М., 2001.

3. Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 1979.

4. Психологические условия социального взаимодействия. Таллинн, 1983.

5. Шиллер Г. Манипулирование сознанием. М., 1990.

6. Ядов В.А. Социальная идентичность личности. М., 1994.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 3250; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.094 сек.