КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные положения Закона о психиатрической помощи
Психически больным. Методика психиатрического обследования. Организация стационарной и амбулаторной помощи В В Е Д Е Н И Е Психиатрия детского и подросткового возраста (для студентов педиатрического факультета) Составитель зав. юкафедрой, дмн, проф. А. Кржечковский В процессе своей деятельности практически каждый врач вынужден обращать внимание на душевное состояние своих больных. Наиболее часто это касается пограничных психических расстройств и реже нарушений психотического уровня (уровня психоза). В связи с этим врач должен иметь представление об организации психиатрической помощи населению, своих правах и обязанностях при оказании психиатрической помощи, а также уметь провести психиатрическое исследование для предварительной оценки душевного состояния своего пациента и решения вопроса о направлении его на консультацию к психиатру или в специализированные психиатрические учреждения — диспансер или стационар. Аннотация 2 июля 1992г. Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» был принят Верховным Советом, а затем подписан Президентом РФ. Основной смысл Закона состоит в стремлении сделать психиатрическую помощь максимально гуманной и демократичной, по возможности сблизить и даже уравнять ее в правовом отношении с другими видами медицинской помощи. Вместе с тем Закон исходит из того, что специфический характер психических расстройств делает необходимым и оправданным в некоторых случаях применение мер психиатрической помощи независимо и даже вопреки выраженному в данный момент желанию пациента. Показания к применению таких мер должны быть четко очерчены, круг пациентов максимально сужен, а сами меры строго регламентированы. Закон направлен на решение четырех основных задач: 1) защиту прав и законных интересов граждан при оказании психиатрической помощи от необоснованного вмешательства в их жизнь; 2) защиту лиц,страдающих психическими расстройствами, от необоснованной дискриминации в обществе на основе психиатрического диагноза, а также фактов обращения за психиатрической помощью; 3) защиту общества от возможных опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами; 4) защиту врачей, медицинского персонала и иных специалистов, участвующих в оказании психиатрической помощи, предоставлении им льгот как работникам, действующим в особо опасных, тяжелых условиях труда, а также обеспечение независимости врача-психиатра при принятии решений, связанных с оказанием психиатрической помощи, от возможного влияния третьих лиц, включая представителей администрации и органов управления. Для решения этих задач Законом устанавливается ряд специальных норм и процедур. Среди них особо следует выделить судебный порядок решения вопросов о психиатрическом освидетельствовании(в определенной части случаев) и госпитализации в психиатрическую больницу без согласия лица или его законного представителя; создание специальной независимой службы защиты прав пациентов,находящихся в психиатрических стационарах; гарантии права на социальное страхование и социальное обеспечение лицам с психическими расстройствами, совершившим общественно опасные действия и находящимся на принудительном лечении по решению суда; введение обязательного государственного страхования специалистов, участвующих в оказании психиатрической помощи,на случай причинения вреда их здоровью и др. В силу недостаточной определенности понятий «психическое заболевание», «душевнобольной» эти термины и производные от них не употребляются в Законе. В качестве родового собирательного понятия, охватывающего всех людей, нуждающихся в психиатрической компетенции, в Законе применена формула: «лица, страдающие психическими расстройствами», поскольку она включает в себя и собственно психически больных, и лиц с пограничными нервно-психическими расстройствами,и пациентов с так называемыми психосоматическими заболеваниями или симптоматическими нарушениями психики при общесоматических заболеваниях. Дифференциация этого обширного контингента с целью определения показаний к тем или иным видам психиатрической помощи, в том числе осуществляемой в недобровольном порядке, проводится с помощью дополнительных критериев,учитывающих степень и глубину расстройств, уровень социальной адаптации и т. п., что обеспечивает возможность принятия индивидуальных решений. Как общая норма Законом устанавливается принцип добровольности оказания различных видов психиатрической помощи. В этом отношении психиатрическая помощь в большинстве случаев уравнивается с общемедицинской. В Законе определяются и специфические для лиц, страдающих психическими расстройствами, показания к применению некоторых видов помощи в недобровольном порядке (психиатрическое освидетельствование, госпитализация в психиатрический стационар, медикаментозное лечение, установление диспансерного наблюдения и др.). В различных разделах и статьях устанавливаются клинические и социальные критерии для применения недобровольных мер психиатрической помощи. Эти критерии отличаются от ранее применявшихся как по своему содержанию, так и по точности формулировок. Несмотря на различия в деталях, они имеют ряд общих черт, которые сводятся к следующему. Непременным требованием для применения каких-либо мер без согласия лица является наличие у него тяжелого психического расстройства, под которым понимаются состояния острого или хронического Соматический — термин, применяемый для обозначения разного рода явлений в организме человека,связанных с телом, в отличие от психических. психоза, а также глубокого психического дефекта. Хотя эти признаки не являются вполне достаточными для обязательного психиатрического вмешательства, их констатация, обычно свидетельствующая о неспособности лица самостоятельно принимать осознанные решения,касающиеся состояния его психического здоровья, говорит о правомерности при наличии дополнительных оснований применения тех или иных мер психиатрической помощи в недобровольном порядке. О каких же дополнительных основаниях может идти речь? Несмотря на различный характер оснований при разных видах психиатрической помощи, они могут быть объединены в три основные группы, наиболее четко обозначенные в ст. 23 и 29 Закона: 1) опасность больного для самого себя или для окружающих, которая квалифицируется как непосредственная; 2) беспомощность, трактуемая как неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности, под которыми следует понимать самообслуживание, поддержание необходимого санитарного состояния в отношении самого себя и своего жилища, обеспечение себя питанием, жильем, одеждой; 3) угроза существенного вреда здоровью пациента вследствие прогрессирования заболевания, если он будет оставлен без лечения и других видов психиатрической помощи. Перечисленные признаки в основном соответствуют содержащимся в законодательстве других стран, отвечая требованиям документов Организации Объединенных Наций. В зависимости от преобладания тех или иных компонентов приведенных клинических и социальных критериев могут быть применены различные виды недобровольной психиатрической помощи,меняется и процедура их применения. Так, опасность для себя или для окружающих расценивается обычно как признак, требующий немедленного вмешательства психиатра, тем более экстренного и энергичного, чем более непосредственный характер носит эта опасность. В то же время беспомощность больного, возможность причинения ущерба его здоровью вследствие неоказания психиатрической помощи трактуются обычно как обстоятельства, допускающие отсроченность психиатрической помощи даже при ее недобровольном применении. В силу этого в одних случаях процедура принятия решения о применении психиатрической помощи максимально упрощена и допускает самостоятельные действия врача-психиатра по немедленному освидетельствованию и госпитализации пациента, которые лишь в последующем контролируются и санкционируются в судебном порядке; в других — решение врача-психиатра об освидетельствовании может быть реализовано только после получения соответствующей судебной санкции. Естественно, что в Законе трактовка приведенных критериев, как и их практическое применение,не конкретизированы в полной мере. Поэтому в практической психиатрической деятельности определенную роль должны играть инструкции и положения органов здравоохранения, изданные в развитие Закона, а также методические материалы, основанные на опыте работы по новой системе. Введение механизма судебной защиты уже привело и, по-видимому, приведет к еще большему увеличению количества дел, возбуждаемых в рамках гражданского судопроизводства по жалобам граждан на действия специалистов, принимавших участие в оказании психиатрической помощи, как правило, по поводу применения тех или иных видов психиатрической помощи без их согласия, а также по поводу установления ограничений на отдельные виды деятельности. Необходимо отметить, что в соответствии со ст. 47 Закона обжалованию подлежат действия специалистов, участвующих в оказании психиатрической помощи, ущемляющие права или законные интересы граждан. По смыслу этой статьи предметом рассмотрения суда не может являться диагноз психического заболевания как таковой. Закон не рассматривает диагноз как фактор, способный ущемить права или законные интересы граждан. Диагноз заболевания, являющийся сугубо профессиональной категорией и представляющий собой необходимый этап обследования и квалификации состоянии пациента,осуществляемых любым врачом с целью принятия тех или иных медицинских мер, не имеет самостоятельного правового значения и не может быть произвольно изъят из субъективного процесса клинического мышления. Другое дело, когда на основании установленного врачом или комиссией врачей диагноза предпринимаются какие-либо действия, ограничивающие свободу личности,ущемляющие ее права и законные интересы. В таком случае суд, рассматривая иск по поводу этих действий, будет вынужден затронуть и вопрос диагноза, но только как одну из предпосылок к их совершению. При этом суд, не обладающий специальными познаниями в области психиатрии,может прибегнуть к судебно-психиатрической экспертизе. Таким образом, существенно расширяется круг вопросов, подлежащих компетенции судебно-психиатрических экспертов. Здесь наиболее вероятны вопросы об обоснованности: проведенного психиатрического освидетельствования; госпитализации в психиатрическую больницу без согласия лица или его законного представителя; недобровольного содержания в психиатрической больнице; проведения лечения без согласия пациента; установления диспансерного наблюдения; ограничений в выполнении отдельных видов профессиональной деятельности или деятельности, связанной с источником повышенной опасности. В связи с этим для полноценного функционирования Закона необходимо систематически принимать меры по дополнительной подготовке экспертов-психиатров к квалифицированному решению указанных вопросов. Увеличение числа и изменение характера вопросов, подлежащих судебному рассмотрению, потребуют расширения штатов и, возможно, создания специализированных судов. Организацией Объединенных Наций, в частности Комитетом по правам человека, придается большое значение разработке национального законодательства по вопросам психического здоровья во всех странах — членах ООН и его унификации. Генеральная Ассамблея ООН в 1991 г. приняла Принципы защиты лиц, страдающих психическим заболеванием, и улучшения здравоохранения в области психиатрии (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН №46/119 от 17 декабря 1991г.). С этими Принципами согласуется и комментируемый Закон, в котором они конкретизированы и развиты в соответствии с традициями и особенностями правовой системы нашей страны. Конкретизация и развитие прав пациентов, оказывающихся в сфере применения психиатрической помощи, получили отражение в ст. 5, 37, 38, 43 рассматриваемого Закона. Лицам, находящимся в психиатрических стационарах и психоневрологических учреждениях, предоставлены все права граждан России,которые, по понятным причинам, вынужденно ограничены их психическим состоянием в той степени,в какой не могут осуществляться без ущерба для пациента и для общества. В Законе предусмотрены и такие права, которые обеспечивают сохранение человеческого достоинства лица, страдающего психическим расстройством, и удовлетворение его непосредственных повседневных потребностей. Наконец, Закон предусматривает создание специальной службы защиты прав пациентов, находящихся в психиатрических стационарах (она, к сожалению, еще не функционирует). В Законе не только декларируются современные правила обращения с лицами, страдающими психическими расстройствами, что само по себе немаловажно. В нем содержатся гарантии и механизмы применения этих положений на практике. Именно этому будут способствовать четко зафиксированные в Законе права лиц, страдающих психическими расстройствами (ст. 5, 37); представительство граждан,которым оказывается психиатрическая помощь (ст. 7); независимость врача-психиатра при оказании психиатрической помощи (ст. 21); требование о том, что недобровольное освидетельствование может быть проведено только по решению судьи или суда (ст. 25, 32), а все существенные решения для лица,страдающего психическим расстройством, принимаются врачами-психиатрами коллегиально (ст. 20,31, 40); создание независимой службы защиты прав пациентов, находящихся в психиатрических стационарах (ст. 38); установление порядка контроля за деятельностью учреждений и лиц,оказывающих психиатрическую помощь, со стороны органов местного самоуправления, вышестоящих органов управления здравоохранением (ст. 45), а также со стороны общественных объединенийврачей-психиатров (ст. 46); обжалование прокурору и в суд действий медицинских работников,оказывающих психиатрическую помощь (ст. 47). Ряд других норм Закона также способствует созданию гарантий и действительного механизма исполнения его требований.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1268; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |