Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психиатрическое обследование детей и их семей

При проведении обследования ставятся сле­дующие основные задачи: получить ясное пред­ставление об имеющихся нарушениях; устано­вить, каким образом эти нарушения связаны с развитием ребенка в предшествующий период, а также с его жизнью (в ее психологическом и со­циальном контексте) в настоящее время; разра­ботать план лечения ребенка и проведения рабо­ты с его семьей.

Психиатрическое обследование детей в неко­торых отношениях отличается от обследования взрослых. Беседуя с ребенком, как правило, труд­но придерживаться стандартной схемы проведе­ния опроса — в подобных случаях необходим гибкий подход; в то же время, однако, важно, чтобы информация и наблюдения фиксирова­лись систематически. На собеседование, прово­димое в целях оценки состояния пациента, сле­дует пригласить обоих родителей; нередко оказывается полезным присутствие братьев и сестер. Можно сэкономить время, попросив раз­решения получить информацию от учителей до того, как ребенок посетит клинику. Эта инфор­мация должна касаться поведения ребенка в шко­ле и его успехов в учебе.

Методика проведения обследования у разных детских психиатров имеет свои особенности. Практически все они согласны, что на опреде­ленной стадии важно увидеть всю семью вместе. Некоторые предпочитают сделать это в самом начале. Другие считают, что сложится более объ­ективная картина, если они прежде поговорят с родителями и с ребенком по отдельности, а затем уже проведут общее собеседование, в процессе которого можно будет наблюдать семейные вза­имоотношения. Если используется методика раз­дельного проведения собеседований, то в случа­ях,когда пациентом является подросток, можно порекомендовать встретиться в первую очередь с ним и лишь потом — с его родителями. Если речь идет о маленьких детях, то основными информаторами выступают, как правило, родите­ли, но с ребенком старше шести лет на опреде­ленной стадии проведения обследования обычно беседуют и без их присутствия. Особое значение имеет беседа с ребенком в случаях, когда есть основания подозревать, что он подвергается пло­хому обращению. Какова бы ни была проблема, необходимо, чтобы родители пациента чувство­вали, что врач,проводящий собеседование, прес­ледует цель помочь им и что он не обманет их доверия.

Беседа с родителями

Прежде чем начать задавать вопросы по при­нятой при проведении обследования системе, следует поощрить родителей пациента к спон­танному рассказу о том, что их беспокоит. Пункты, которые не­обходимо включить в анамнез, перечислены в предложенной Graham (1986) схеме (см. прило­жение). Не ограничиваясь сбором сугубо фактической информации, психиатр дол­жен постараться понять чувства и взаимоотно­шения своих пациентов и их близких.

Обследование ребенка

Дети младшего возраста нередко не умеют или не хотят выражать свои мысли и чувства словами,поэтому особое значение имеют резуль­таты наблюдения за их поведением и взаимодей­ствием с собеседником; при общении с очень ма­ленькими детьми часто с успехом используются рисунки или игрушки. При собеседовании с деть­ми постарше обычно можно в основном придер­живаться процедуры, применяемой при обследо­вании взрослых.

Очень важно сразу же создать благоприятную для общения атмосферу и завоевать доверие ре­бенка. Целесообразно поинтересоваться у паци­ента, как лучше к нему обращаться (например, называть ли его полным именем или уменьши­тельным). Начинают обычно с беседы на нейт­ральные темы (можно,например, поговорить о домашних животных, об играх или о днях рож­дения), а потом уже переходят к насущной проб­леме. Установив дружеские отношения с ребен­ком, можно спросить, испытывает ли он какие-либо трудности, что он любит и чего не любит, выяснить, чего он ждет от будущего. Не­редко удается получить ценную информацию, за­дав ребенку вопрос: о чем бы он попросил, если бы могли исполниться три его желания? Можно также дать юному пациенту возможность выразить свои чувства, тревоги, интересы в рисунке или в игре.

Оценивая психическое состояние, нужно пом­нить, что если ребенок, которого впервые при­вели на консультацию к психиатру, кажется мол­чаливым и замкнутым, такое поведение не должно неправильно интерпретироваться как свидетельствующее о наличии психического расстройства.

В заключение собеседования делаются выво­ды об уровне развития ребенка по сравнению с другими детьми того же возраста.

Окончание обследования

Закончив обследование, врач сообщает родителям (и ребенку, в зависимости от возрас­та), что он считает нужным предпринять далее, собирается ли он установить контакт с другими лицами,имеющими отношение к проблеме, нап­ример с педагогом или социальным работником. Он должен также дать четкую информацию о предлагаемом лечении и поощрить присутствующих задавать вопросы и участвовать в обсуждении намеченных мер.

Другая информация

Наиболее важным источником дополнитель­ной информации являются учителя ребенка. Они могут описать его поведение в классе, охаракте­ризовать его успехи в учебе и взаимоотношения с другими детьми. Нередко педагоги сообщают ценные сведения о его семье и домашних обсто­ятельствах. В большинстве случаев желательно, чтобы социальный работник посетил семью, пос­кольку это позволяет получить необходимое представление о ее материальном положении, бытовых условиях,а также об отношениях между членами семьи и образе их жизни в целом.

Заключение

В каждом случае должно быть составлено зак­лючение. Оно начинается с краткого изложения сути текущей проблемы. Затем обсуждаются ди­агноз и дифференциальный диагноз, после чего рассматриваются этиологические факторы. Если предполагается в дальнейшем провести еще ка­кие-либо обследования, это следует указать в заключении; необходимо также разработать план лечения и сформулировать предполагае­мый исход.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сбор анамнеза | Адаптационные реакции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 473; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.