КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лечение. В остром периоде ЧМТ у детей проводится то же лечение, что и у взрослых, но с учетом возрастных доз медикаментов
В остром периоде ЧМТ у детей проводится то же лечение, что и у взрослых, но с учетом возрастных доз медикаментов. Лечение направлено на борьбу с повышением внутричерепного давления и отеком мозга, повышенной проницаемостью кровеносных сосудов, ведущей к внутримозговым кровоизлияниям. С этой целью с момента поступления больного в стационар начинается внутривенное капельное введение 25% раствора сернокислой магнезии, 10% раствора хлористого кальция,маннитола. Вводятся также мочегонные средства (лазикс), витамин BI, кортизон, кокарбоксилаза,а при ацидозе — раствор бикарбоната натрия. Большое значение имеет внутривенное введение больших доз ноотропов (пирацетам), которые значительно повышают устойчивость нервных клеток к развивающейся гипоксии и способствуют сокращению длительности расстройства сознания. В периоде реконвалесценции эти препараты продолжают назначаться внутрь курсами по 1-2 мес. с перерывами в 2-6 мес. Применяется также гипербарическая оксигенация. При стойкой и длительной астении, не уступающей воздействию ноотропов, витаминотерапии, оксигенотерапии, биогенных стимуляторов, показано назначение анаболических гормонов — неробола или ретаболила. После перенесенной ЧМТ с нарушением сознания детям школьного возраста рекомендуется приступать к учебным занятиям не ранее чем через 2-4 нед. Занятия лучше начинать дома, чередуя их с отдыхом и прогулками. При возобновлении занятий в школе на ближайшее полугодие целесообразна облегченная нагрузка: сокращенный рабочий день, дополнительный свободный день среди недели, освобождение от экзаменов. Показано лечение в специальных детских санаториях.
При энцефалопатическом синдроме проводятся повторные курсы дегидрационной терапии,назначаются церебролизин, лидаза, экстракт алоэ, АТФ, стекловидное тело, витаминотерапия. При повышенной возбудимости и нарушениях поведения применяются транквилизаторы, нейролептики. При плохом сне назначаются радедорм, малые дозы тизерцина на ночь. Вегетативные нарушения смягчаются при применении препаратов белладонны, корня валерианы. При эпилептическом синдроме в дополнение к этому проводится длительное лечение противоэпилептическими препаратами в зависимости от характера и частоты припадков. ЭПИЛЕПСИЯ Эпилепсия и эпилептические припадки являются довольно распространенными формами заболеваний детского возраста. По данным Всемирной Организации Здравоохранения, у 6-7% детей в возрасте до 5 лет отмечаются от одного до нескольких судорожных припадков. Дети до 14 лет, страдающие эпилепсией, составляют 10% от общего числа больных, состоящих на учете у детских психиатров. У мальчиков это заболевание встречается несколько чаще, чем у девочек. Большое значение имеет тот факт, что более чем в половине случаев, наряду с эпилептическими припадками, у детей отмечаются прогрессирующее изменение характера и поведения, задержка развития интеллекта, иногда вплоть до выраженного слабоумия. Все это становится препятствием для обучения детей в массовой и вспомогательной школе, приводит к нарушению их семейной, а в последующем и социально-трудовой адаптации. Однако в 1/4 случаев болезнь ограничивается лишь припадками, и психические изменения отсутствуют. ЭТИОПАТОГЕНЕЗ Проблема этиопатогенеза эпилепсии у детей та же, что и у взрослых В происхождении ее играют роль наследственные факторы и хромосомные аномалии, черепно-мозговые травмы, включая родовые травмы, нейроинфекционные заболевания, интоксикации, циркуляторные нарушения, патология обмена веществ. Таким образом, эпилепсия является полиэтиологическим заболеванием,ее возникновение связано с комплексом эндогенных и экзогенных факторов, при взаимодействии которых развивается эпилептическая болезнь. Примерно в 1/3 случаев причина заболевания остается нераспознанной. В патогенезе эпилепсии большое значение придается наличию эпилептогенного очага,представляющего собой локальное изменение в одном из участков головного мозга, приводящее к нарушению функционального состояния нервных клеток, окружающих очаг поражения. Периодически наступающее резкое усиление активности этих нейронов вызывает быстрое распространение возбуждения на другие отделы головного мозга, что клинически проявляется в виде эпилептического припадка. Органические изменения в эпилептогенном очаге могут быть настолько малыми, что выявляются только при микроскопическом или ультрамикроскопическом исследовании. Клинические методы неврологического исследования часто оказываются недостаточными для установления факта органического поражения головного мозга и его локализации. Большее значение имеет регистрация на электроэнцефалограмме пароксизмально возникающих групп высокоамплитудных острых и медленных волн в одном из участков коры больших полушарий. При локализации эпилептогенного очага в срединных структурах мозга — в области ствола и диэнцефального отдела — патологические электрические разряды регистрируются симметрично в обоих полушариях, преимущественно в лобных, центральных и теменных отделах коры. Особенно большое диагностическое значение при этом имеет возникновение биполярно симметричных комплексов пик — волна.
Особенности этиопатогенеза эпилепсии у детей заключаются в следующем. Имеются указания на более высокую, чем у взрослых, судорожную готовность головного мозга. Причиной тому служит незрелость мозговых структур, повышенная гидрофильность коллоидов мозга и более высокая проницаемость клеточных мембран. В связи с этим судорожные реакции у детей могут возникать с большой легкостью при самых различных заболеваниях, сопровождающихся интоксикацией и лихорадочным состоянием (фебрильные судороги). Генетические исследования показывают, что при них имеет место повышенный уровень наследственной отягощенности эпилепсией; в последующем у детей может возникнуть развернутая картина эпилептической болезни. Но нередко также единичные эпилептические припадки в детском возрасте в последующем никогда больше не повторяются, и не возникает характерных для эпилепсии психических нарушений. Поэтому многие исследователи убеждены, что при возникновении единичных эпилептических припадков у детей,спровоцированных экзогенными вредностями, не следует торопиться с установлением диагноза эпилепсии.
Большое значение в происхождении эпилепсии у детей придается перинатальной патологии. Нарушение развития центральной нервной системы плода и повышенная судорожная реактивность могут наблюдаться в случаях сердечно-сосудистых и эндокринных заболеваний матери, токсикоза беременности, резус-конфликта, при воздействии на плод некоторых фармакологических веществ,применяемых не только с целью лечения, но и для прерывания беременности, алкоголизма и других интоксикаций, травм, маточных кровотечений, гиповитаминоза беременной, инфекционных заболеваний. Выяснилось, что для внутриутробно заболевшего плода могут оказаться роковыми даже нормальные роды. Но особенно большую роль играют родовые травмы и асфиксия плода, а также родоразрешающие операции (наложение щипцов, вакуум-экстрактора, кесарево сечение). В экспериментах было убедительно показано, что асфиксия плода может приводить к разнообразным нарушениям постнатального развития животных, включая повышенную судорожную готовность головного мозга. Морфологически при этом обнаруживается уменьшение размеров нервных клеток и их ядер, уменьшение количества мозговых капилляров, участки атрофии нервной ткани и ишемии. Все эти изменения бывают двусторонними и симметричными, наиболее выражены в коре, ядрах основания мозга, ствола и таламуса; их тяжесть прямо зависит от степени выраженности асфиксии. Последствия асфиксии, в том числе повышенная готовность к эпилептическим припадкам, могут проявляться не сразу после рождения, а спустя более или менее длительный период. Что же касается механизмов передачи наследственного предрасположения к эпилепсии, то до настоящего времени они остаются недостаточно изученными. Известно, однако, что у лиц, состоящих в близком родстве с больными эпилепсией, риск заболевания повышается в 5-10 раз, а у клинически здоровых родственников часто встречаются изменения ЭЭГ, характерные для этой болезни.
ВИДЫ ЭПИЛЕПТИЧЕСКИХ ПРИПАДКОВ Эпилептические припадки в детском возрасте, как и у взрослых, бывают генерализованными и фокальными. Для раннего детского возраста наиболее типичны генерализованные бессудорожные припадки. Они наблюдаются с возраста 2-5 мес. до 4 лет. Наиболее рано появляются «молниеносные припадки» или так называемые «вздрагивания». К ним относятся «кивки» в виде серии кивательных движений головой, «клевки», отличающиеся более резкими и сильными наклонами и «салаамовы припадки» (напоминающие поклоны при мусульманском приветствии «салам»), когда внезапно возникает сгибание туловища в пояснице с разведением рук вверх и в стороны. С 4 лет у детей появляются так называемые «типичные малые припадки». Они характеризуются кратковременным выключением сознания в течение 1-3 мин., но без судорожных подергиваний. Больные во время припадка обычно не падают, но на короткое время прекращают ранее начатое дело, взгляд становится застывшим, лицо бледнеет, изменяется тонус мышц лица, шеи, верхних конечностей (отвисает челюсть, опускается голова, поднятая рука), иногда наблюдается слюнотечение. Если такие припадки бывают частыми и возникают многократно в течение дня, их удается зарегистрировать на ЭЭГ в виде внезапно возникающей серии высокоамплитудных колебаний пик — волна. Генерализованные судорожные припадки у детей младшего возраста возникают сравнительно редко и проявляются в абортивой форме в виде только лишь тонических судорог и запрокидывания головы; при этом бывает также резкое нарушение дыхания и цианоз. Развернутый генерализованный судорожный припадок («большой припадок») бывает характерен для больных эпилепсией, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста. При нем наступает внезапная потеря сознания с падением и последовательной сменой тонических, а затем клонических судорог. Возникновению большого припадка часто предшествуют в течение 1-2 дней предвестники в виде слабости, разбитости,пониженного и капризного настроения. После при-падка дети жалуются на головную боль, у них снижается аппетит; бывает раздражительность и понижение работоспособности. В возрасте от 10 до 17 лет наблюдаются также миоклонические припадки (миоклонус-эпилепсия). Они проявляются внезапно возникающей серией толчкообразных судорожных движений преимущественно в мышцах рук, плечевого пояса и шеи с обеих сторон, больные роняют предметы, которые держат в руках. Сознание не выключается, и больные сохраняют равновесие. Фокальные припадки очень разнообразны, и проявления их зависят от локализации эпилептогенного очага в той или иной области коры больших полушарий мозга. При локализации очага в области центральных извилин наблюдаются Джексоновские припадки, характеризующиеся клоническими судорогами мышц конечностей (чаще всего кисти руки) на стороне, противоположной локализации поражения; иногда при этом возникает также поворот головы и глаз в ту же сторону. Судороги в течение припадка могут распространяться на соседние группы мышц, на другую конечность той же стороны, что в ряде случаев завершается развитием генерализованного судорожного припадка. Нарушение сознания при Джексоновских припадках бывает частичным или отсутствует, и у больных сохраняется воспоминание об имевших место судорогах. При локализации очага в нижнем отделе передней центральной извилины судороги ограничиваются мышцами в окружности рта больные причмокивают, совершают глотательные, сосательные движения, изо рта вытекает слюна. При локализации очага в ядрах височной доли встречаются разнообразные фокальные припадки,среди которых у детей преобладают психомоторные приступы. Ребенок совершает элементарные автоматические движения, хлопает себя по груди, теребит одеяло, одежду, крутится на одном месте,куда-то бежит, причем делает все это неловко. Длительность приступа не превышает 2 мин., и после него наступает амнезия всего пережитого. Как видно из приведенных описаний, эпилептические припадки бывают многообразны по своим проявлениям, что затрудняет их диагностику. В каждом конкретном случае констатация эпилептического припадка должна опираться на общие признаки кратковременность, внезапность,повторяемость, часто — последующая амнезия. Последнее свойство у детей менее значимо, поскольку у них бывает трудно получить достаточно информативный самоотчет обо всем пережитом в период припадка. Эпилептические припадки принято дифференцировать с приступами тетании или детской спазмофилии. Диагноз спазмофилии в младенческом возрасте довольно часто ставится врачами-педиатрами. Но в последующем, как правило, оказывается, что речь идет о начальных формах детской эпилепсии. Само понятие спазмофилии довольно неопределенно и признается не всеми. Румынские исследователи эпилепсии у детей А. Крейндлер и сотрудники считают, что спазмофилия встречается исключительно редко. Все же отмечаются редкие типичные случаи со значительно пониженной концентрацией кальция в крови, которые хорошо поддаются витамино-кальциевой терапии. Спазмофилия часто сочетается с рахитом, приступы ее возникают к концу зимы и весной. По внешним проявлениям они практически не отличаются от эпилептических. Но особенностью спазмофилии является резко повышенная нервно-мышечная возбудимость. Она, в частности, проявляется в виде симптома Хвостека — молниеносных сокращениях мышц лица при ударе молоточком по лицевому нерву. Характерен также симптом Труссо — судорога кисти, придающая ей форму «руки акушера», при надавливании на сосудисто-нервный пучок в области локтевой ямки. Эпилептические припадки у детей нужно отличать от аффект-респираторных судорог. Принято дифференцировать их также с истерическими припадками, что является скорее данью традиции, чем действительной необходимостью. Истерические припадки у детей в настоящее время встречаются как исключительная редкость и по внешним проявлениям имеют мало общего с эпилептическими. Поводом к ошибочному диагнозу истерии обычно служит то обстоятельство, что у детей значительно чаще, чем у взрослых, эпилептические припадки возникают в непосредственной связи с психической травмой и другими стрессовыми внешними воздействиями. Гораздо большее значение имеет дифференциальный диагноз эпилепсии с эпилептическими припадками, возникающими в качестве одного из проявлений основного органического заболевания головного мозга (опухоль, токсоплазмоз и др.). ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА ПРИ ЭПИЛЕПСИИ Изменения психики при эпилепсии бывают эпизодическими и хроническими. Среди эпизодических расстройств у детей чаще всего встречаются дисфории — внезапно возникающие приступы плохого настроения с раздражительностью и склонностью к конфликтам. Продолжительность дисфории бывает от нескольких часов до нескольких суток. У детей они нередко принимают форму «плохих дней», когда с утра без видимого повода ребенок становится капризным, неподчиняемым,раздражительным, ко всему придирается, ссорится с родителями и другими детьми. У детей школьного возраста иногда при этом возникает желание уйти из дома, они уединяются или бесцельно разъезжают по городу, пользуясь общественным транспортом. Реже дисфория принимает форму дурашливого поведения с двигательной рас-торможенностью. Дисфории могут предшествовать развитию эпилептического припадка или возникать после него. Сумеречные состояния сознания у детей в дневное время возникают редко и бывают кратковременными. Их трудно отграничить от психомоторных припадков. Например, сидящий за столом мальчик внезапно вскакивает, начинает суетиться, хватает из тарелок еду и бросает ею в окружающих. Через несколько минут он успокаивается, и весь период нарушенного поведения оказывается выпавшим из его памяти. Чаще сумеречные состояния возникают в ночное время, во сне. Они носят название снохождений (сомнамбулизма). Так, ребенок внезапно открывает глаза, садится в постели или встает, собирает в кучу постельное белье и относит его в угол комнаты, а потом сам ложится на пол или на голый матрац и продолжает спать. После пробуждения совершенные им действия в памяти не сохраняются. Иногда снохождение сопровождается страхом и зрительными галлюцинациями, о которых можно судить по поведению ребенка. Снохождения в одной и той же форме многократно повторяются с разной частотой. Хронические психические нарушения проявляются изменениями характера ребенка и прогрессирующим слабоумием. Они обычно тем более выражены, чем раньше начинается эпилептический процесс. Менее достоверна их связь с характером и частотой припадков. В легких случаях дети становятся чрезмерно сентиментальными, проявления их чувств утрируются к родителям они ласкаются бурно, рассказывая об обычном событии, говорят с большой аффектацией,к воспитательнице или к учителю их отношение бывает подобострастным. В то же время им свойственны подозрительность и злопамятность, склонность втихомолку «ябедничать» старшим. Дети отличаются излишним педантизмом в отношении к своему здоровью, к своей одежде, к порядку в доме, на своем столе В детский сад или в школу они собираются долго и очень тщательно. В тяжелых случаях больные становятся мстительными, жестокими, по незначительному поводу дают бурные вспышки гнева. Речь их отличается замедленностью, тягучестью, повторениями одних и тех же слов или выражений, чрезмерной обстоятельностью; движения бывают медлительными, мимика однообразной. Внимание с трудом переключается с одного предмета на другой. Преобладает угрюмое настроение. При развитии слабоумия все более утрачивается способность к абстрактному мышлению, отделять главное от второстепенного. Суживается круг интересов, которые концентрируются вокруг своего здоровья и благополучия. Утрачивается критика к своему поведению Память избирательно снижается так, что больные хорошо помнят все, что нужно для здоровья и удовлетворения своих потребностей,но плохо запоминают то, что непосредственного отношения к ним не имеет. Значительно беднеет запас слов, все более нарастает медлительность. Наряду с этим, растормаживаются элементарные влечения,подростки становятся открыто, даже цинично сексуальными, обнаруживают склонность к сексуальной агрессии, садистические стремления При выраженном слабоумии обучение больных становится невозможным не только в массовой, но и во вспомогательной школе.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |