Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

С черепно-мозговой травмой. Психические расстройства при эпилепсии

Психические расстройства в связи

Актуальность темы.

В настоящее время разработаны достаточно мощные медикаментозные средства, способствующие купированию последствий ЧМТ, а также купированию пароксизмальных приступов при эпилепсии. Актуальность проблемы состоит в том, что в современном обществе травматизм имеет тенденцию к количественному росту. Соответственно с этим растет и число больных, страдающих теми или иными пароксизмальными приступами. Оптимальное их лечение является не только медицинской,но и социальной проблемой.

Аннотация

ПСИХИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ В СВЯЗИ С ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОЙ ТРАВМОЙ

Черепно-мозговые травмы (ЧМТ) относятся к частой форме патологии у детей и подростков. Они составляют около 30% всех травм в детском возрасте. Имеются данные о том, что у 5% учащихся 6-8 классов школы имеются легкие астенические расстройства, связанные с перенесенной ЧМТ.

По тяжести ЧМТ условно разделяются на 3 степени: I сте­пень, когда не возникает потери сознания или наблюдается лишь кратковременное легкое его «помутнение»; II степень, когда со­знание утрачивается на несколько минут, а затем в течение не­скольких часов имеется легкая оглушенность; III степень, когда кома продолжается до суток и более, восстановительный период идет медленно. Тяжесть и длительность нарушения сознания не­посредственно после травмы служит важным признаком, опре­деляющим последующее течение травматической болезни голов­ного мозга и ее осложнения.

Острый период ЧМТ у детей значительно чаще, чем у взрос­лых, осложняется психическими расстройствами. После проясне­ния сознания у больных отмечается выраженная астения, прояв­ляющаяся резкой слабостью, вялостью, раздражительностью, плаксивостью, вегетативными нарушениями. Больные жалуются на головную боль, головокружение, тошноту, отмечается нару­шение сна, ночные страхи, наблюдаются заикание или полное прекращение речи, что особенно характерно для детей младшего возраста. Могут возникать судорожные припадки.

На протяжении первых 6-8 недель нередко возникают ост­рые травматические психозы. Для них характерна смена двух состояний. При первом отмечается резкая вялость, апатия» ма­лоподвижность,оглушенность сознания. При втором — эйфория и двигательное беспокойство со склонностью к шуткам, повы­шенной самооценкой, прожорливостью, расторможенными сек­суальными влечениями. Ребенок не может ни на чем сосредо­точиться, без умолку говорит, невнятно кричит, свистит, хохочет,пристает ко всем с объятиями. Наблюдается непроизвольное мочеиспускание. Все это сочетается с нечеткой ориентировкой в окружающем и во времени, что свидетельствует о неполной ясно­сти сознания. Такое состояние длится около 2 недель и завер­шается выраженной астенией с амнезией всего пережитого в состоянии психоза. Могут возникать и психосенсорные расстрой­ства: дети жалуются, что «голова стала большой», «язык рас­пух», окружающие предметы видятся измененными,увеличенны­ми в размере или уменьшенными, удалившимися. Такое состоя­ние сопровождается страхом и двигательным беспокойством.

Наблюдаются также кратковременные сумеречные состояния сознания, возникающие преимущественно в ночное время. Боль­ной с бледным и напряженно застывшим лицом стремится ку­да-то бежать, не узнает окружающих, не отвечает на обращен­ные к нему вопросы, при попытке удерживания оказывает бур­ное сопротивление. Это состояние также амнезируется.

По завершении острого периода сохраняется астения с неус­тойчивостью настроения, рассеянностью,высокой отвлекаемо-стью и капризностью. Постоянны жалобы на головную боль, го­ловокружения. При спинномозговой пункции устанавливается обычно повышение внутричерепного давления. Все эти явления постепенно затухают в течение нескольких месяцев, но иногда затягиваются до 1-2 лет — в зависимости от тяжести ЧМТ. Прогноз заболевания отягчается имеющейся в анамнезе пери­натальной патологией или другими сопутствующими соматиче­скими, инфекционными заболеваниями,неблагоприятной ситуа­цией в семье, психогенией. В этом случае отдаленные последст­вия травмы сохраняются в течение многих лет или даже в те­чение всей жизни.

Отдаленные последствия ЧМТ чаще всего проявляются стой­ким астеническим синдромом. В целом,приспособляемость боль­ных при нем удовлетворительная. Благодаря старательности и аккуратности дети могут осваивать школьную программу, хотя и в замедленном темпе. Однако любое соматическое заболева­ние, усложнение жизненной ситуации, повышенные физические и психические нагрузки вызывают обострение симптомов астении. Вновь возникают головные боли, головокружения, расстрой­ства сна, колебания настроения. При стойкой и выраженной ас­тении может наступить задержка интеллектуального развития (пограничная умственная отсталость).

Более глубокие нервно-психические расстройства наблюда­ются при энцефалопатическом синдроме,имеющем отчетливые возрастные особенности. Он проявляется либо стойкой апатией, вялостью,медлительностью, либо, напротив, двигательной расторможенностью, суетливостью, эйфорическим настроением. У та­ких детей отмечаются снижение памяти, неспособность усваивать новый учебный материал. Они плохо уживаются в детском кол­лективе, часто проявляют грубость, жестокость,повышенную возбудимость, что делает затруднительным их дальнейшее обу­чение. В подростковом возрасте социальная адаптация нередко еще более нарушается. Больные легко включаются в компанию асоциальных подростков, склонны к употреблению алкоголя, наркотиков и других дурманящих средств, к совершению хули­ганских действий и преступлений. Все же, несмотря на стой­кость этих явлений, нужно учитывать свойственную детскому и подростковому возрасту пластичность центральной нервной си­стемы, более широкие компенсаторные возможности. Это позво­ляет в условиях упорного лечения и правильного воспитания добиться гармонизации поведения и включения подростка в тру­довую деятельность. В отдаленном периоде, спустя 2-3 года и более,после ЧМТ может развиться эпилептический синдром с припадками и изменениями характера,свойственными эпилеп­тической болезни. Наличие неврологических и вегетативных симптомов органического поражения головного мозга позволя­ет судить о связи эпилептического синдрома с перенесенной ЧМТ.

Наиболее тяжелой формой психических нарушений в отда­ленном периоде ЧМТ является слабоумие(деменция). При нем нарастают снижение памяти, внимания, сообразительности, со­кращается словарный запас. Дети становятся апатичными, без­ынициативными, проявляют интерес только к еде. При развитии слабоумия в возрасте до 3 лет оно принимает характер олиго-френии. В случаях выраженного снижения интеллекта обучение детей и подростков становится невозможным даже во вспомо­гательной школе.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особенности шизофрении в детском и подростковом возрасте | Лечение. В остром периоде ЧМТ у детей проводится то же лечение, что и у взрослых, но с учетом возрастных доз медикаментов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.