КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности шизофрении в детском и подростковом возрасте
Актуальность темы. Врачу-педиатру важно уметь определить симптомы шизофрении в детском и подростковом возрасте,которые зачастую могут отличаться от таковых у взрослых. Для точной диагностики всегда нужно учитывать особенности различных возрастных периодов развития. Аннотация Шизофрения у детей и подростков до 13-14-летнего возраста встречается значительно реже, чем у взрослых. Особенно редко она начинается на первом году жизни. В период первого возрастного криза (от 2 до 4 лет) число заболеваний несколько возрастает, а в возрасте от 5 до 9 лет вновь снижается. Ранние формы шизофрении у мальчиков встречаются в 3,5 раза чаще, чем у девочек. Основные симптомы и типы течения шизофрении у детей и подростков те же, что и у взрослых. Но проявляются они по-иному, в зависимости от возрастных особенностей психического развития. Чем меньше возраст ребенка, тем менее в клинической картине представлены продуктивные симптомы(навязчивые, галлюцинаторные, бредовые, аффективные) и тем более преобладают негативные расстройства типа эмоциональной холодности, аутизма, нарушений поведения. Особенностью детской шизофрении является и то, что болезнь накладывает отпечаток на все психическое развитие ребенка,приводя к его задержке и искажению. ШИЗОФРЕНИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ Еще до начала развития (манифестации) шизофрении в раннем возрасте у детей часто отмечаются вялость, пассивность, плохой аппетит. Такие дети бывают «слишком спокойными», мало плачут, у них отсутствует свойственный здоровым детям «комплекс оживления» при появлении матери. Нередко отмечается задержка развития психомоторных функций, моторная неловкость, что может сочетаться с ускоренным развитием речи. Все эти явления еще не дают основания к установлению диагноза шизофрении, но если возникает манифестация болезни, они должны быть учтены в анамнезе как проявление раннего нарушения развития ребенка (дизонтогенеза), который служит биологической почвой развития заболевания. Болезнь обычно начинается постепенно и незаметно усилением ранее присущих ребенку особенностей психики, которые становятся особенно заметными, поскольку ребенок еще не в состоянии корригировать их сознательным отношением к своему поведению и жизненным опытом. Аутизм у детей, так же как и у взрослых, проявляется нарушением контакта с внешним миром и предпочтением ему мира собственных внутренних переживаний и фантазий. Наиболее отчетливо ранний детский аутизм (синдром Каннера) при шизофрении обнаруживается в возрасте от 2 до 5 лет. Дети выглядят отрешенными от всего окружающего, живущими «сами по себе». Они словно бы не замечают других людей — взрослых и сверстников, почти не реагируют на ласку родителей и на их строгий тон, сами также ни к кому не ласкаются. Лучше всего они чувствуют себя в одиночестве,предоставленными самим себе. Всякое вмешательство со стороны, изменение окружающей обстановки,кормление, умывание — все это вызывает протест, недовольство. Плач не прекращается до тех пор,пока не будет восстановлен прежний порядок или убран незнакомый предмет. В одиночестве поведение детей однообразно. Они могут часами совершать одни и те же действия, внешне напоминающие игру: наливают в посуду воду и выливают ее, перекладывают бумажки, веревочки и т. п. Сами они не задают никаких вопросов окружающим, а на заданные им вопросы отвечают односложно,вскользь, с безразличным видом. В то же время у них преобладает «автономная речь» — разговор с самим собой. При этом произнесение слов часто бывает необычным, растянутым, лепечущим, в речи употребляются сложные выражения и недетские обороты, неологизмы (придуманные самими детьми слова, непонятные для окружающих). Детская шизофрения с синдромом раннего аутизма характеризуется вялым течением, интеллект при ней грубо не страдает, но уровень познавательных интересов бывает низким, из-за чего, усваивая сложные понятия, дети нередко оказываются неосведомленными в элементарных практических делах. При более остром начале шизофрении или при обострении вяло текущего процесса у детей наблюдаются беспричинные страхи, которые трудно отличать от рудиментарных бредовых и галлюцинаторных переживаний. Развернутых и стойких бредовых идей у детей дошкольного возраста не бывает. Страх обычно сопровождается ощущением присутствия кого-то постороннего. При этом трудно бывает уточнить, испытывает ли ребенок зрительные галлюцинации или пугающие образы возникают лишь в его воображении подобно образам фантазий. Так, ребенок внезапно начинает плакать, кричать, на лице его появляется выражение ужаса. Он в страхе заглядывает под кровать,показывает на темный угол: «Кто-то плохой пришел!… Опять волосатая пришла, уйди!» Вне этих приступов страха также может проявляться чрезмерная опасливость, ребенок боится ложиться спать,выходить на прогулку, задает вопрос, не может ли он отравиться, просит не хоронить его, если он умрет. Кататония у детей обычно начинается с заторможенности и распада ранее хорошо сформировавшейся речи. Исчезает фразовая речь, произношение слов становится неправильным, ребенок говорит «да» вместо «дай», «хле» вместо «хлеб» и т. д. Речь затем может полностью прекратиться (мутизм). На этом фоне возникает бессмысленное возбуждение с гримасничанием, однообразными и странными прыжками, беспричинным смехом. Ребенок непрерывно бегает взад и вперед по кругу (манежный бег), совершает внезапные и непредвиденные действия: без всякого повода набрасывается на окружающих, бьет их, щиплет. Возбуждение сменяется заторможенностью, застыванием в необычной позе, часто сопровождаемым симптомом восковидной гибкости или стереотипными движениями в виде легкого раскачивания из стороны в сторону. Однако полный кататонический ступор встречается редко. К 5-летнему возрасту состояние больных обычно улучшается. В случае распада речи она начинает постепенно восстанавливаться, но остается все же замедленной и односложной. Ребенок продвигается в психическом развитии, у него развиваются навыки опрятности и самообслуживания, он может усваивать правила новой игры, запомнить стишок. Сглаживаются нарушения сна, страхи, поведение становится более упорядоченным, отношение к родителям более теплым. При обострении или начале шизофрении в младшем школьном возрасте картина ее бывает сходной с наблюдающейся у детей младшего возраста, но отличается большей сложностью психопатологических проявлений. Страхи приобретают ипохондрическое содержание и выступают в виде боязни заразиться какой-нибудь болезнью, отравиться недоброкачественной пищей, в виде беспричинного страха за свою жизнь или жизнь родителей. Они могут приобретать характер навязчивых состояний, когда ребенок испытывает потребность постоянно совершать навязчивые ритуальные действия с целью защиты: делать по несколько шагов взад и вперед или дотрагиваться до каждого предмета, обходить углы — «чтобы не умереть» или «чтобы не умерла мама». Патологические фантазии становятся более сложными и причудливыми по содержанию, приближаясь к бредовым идеям. Так, мальчик 7 лет убежденно называет себя космонавтом, говорит, что он — хозяин страны «Барделия», где всегда тепло, хорошо кормят и не течет крыша, роет в саду ямку,чтобы похоронить «страшного дядьку». У некоторых больных в этом возрасте возникают отдельные слуховые галлюцинации и псевдогаллюцинации, большей частью неприятного, устрашающего содержания. Более отчетливо проявляются и аффективные расстройства в виде депрессии. В раннем детском и младшем школьном возрасте преобладает непрерывное течение шизофрении с медленным и постепенным нарастанием симптомов заболевания. Последствия его становятся особенно заметными, когда ребенок идет в школу. Здесь у него проявляются отчетливо снижение инициативы, отсутствие заинтересованности в школьных занятиях, трудности в усвоении правил поведения школьника, патологическая замкнутость. Все это приводит к отставанию в усвоении программы обучения и крайней неравномерности развития интеллекта. Так, читая дома книги по химии, астрономии, ребенок может усваивать некоторые довольно сложные понятия, пользуется почерпнутыми из них специальными терминами, но при этом не может овладеть даже элементарными знаниями математики, не умеет писать, у него отсутствуют простые практические навыки самообслуживания, общения со сверстниками. Таким образом, формируется своеобразная форма умственной отсталости — псевдоолигофренический дефект, что часто диктует необходимость перевода ребенка для дальнейшего обучения во вспомогательную школу или индивидуального обучения. В подростковом возрасте этот дефект может частично компенсироваться, и нередки случаи,когда подросток после окончания вспомогательной школы осваивает затем и программу массовой школы. ШИЗОФРЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Клиническая картина шизофрении, развивающейся в подростковом возрасте, приближается к проявлениям этого заболевания у взрослых. Более отчетливо вырисовываются различные типы ее течения — непрерывный с различной степенью злокачественности и приступообразный — со всеми присущими им особенностями. Все же в подростковом возрасте имеется ряд клинических особенностей шизофрении. В их числе нужно отметить высокую частоту некоторых психопатологических синдромов: гебоидного, дисморфофобического и синдрома патологических увлечений. Гебоидный синдром В основе этого синдрома лежит патологическое усиление или извращение основных черт психики,характерных для периода пубертатного криза. Особенно четко вырисовывается расторможение и искажение влечений, в первую очередь сексуальных, утрата или ослабление высших нравственных установок, эмоциональное притупление. Первые признаки гебоидного синдрома обнаруживаются в возрасте 13-15 лет у мальчиков и 11-14 лет у девочек. Происходит крутой перелом в характере ребенка. Ранее послушный, ласковый, достаточно дисциплинированный, он без всякого видимого повода становится холодным, жестоким,эгоцентричным, не поддающимся никаким мерам воспитательного воздействия. Пробуждающееся интенсивное половое влечение ведет к патологически усиленной мастурбации, попыткам совершать развратные действия с младшими детьми, к садистическим извращениям. Так, девочка 11 лет проявляет большую изобретательность, выманивая маленьких девочек из детского сада, в укромном месте больно щиплет и истязает. Дома она изводит мать злыми и ехидными замечаниями, ловко провоцирует бурные ссоры между ней и отчимом, а затем бежит в милицию за участковым инспектором. Вместе с тем поведение в школе может оставаться относительно более упорядоченным. В возрасте 13-15 лет, особенно у девочек, на первое место в картине заболевания выступает сексуальная расторможенность с беспорядочными половыми связями, включая и групповые. Как правило, это происходит в компании с асоциальными подростками, сопровождается алкоголизацией,эпизодическим употреблением наркотиков или других одурманивающих средств. Однако хронический алкоголизм, наркомании и токсикомании развиваются не всегда. В связи с эмоциональным оскудением и безразличием больные редко сохраняют стойкую связь с одной и той же компанией и при случайных обстоятельствах легко меняют ее на другую. Они холодны и безразличны к своим близким,игнорируют их страдания и просьбы изменить свое поведение и с таким же равнодушием относятся к порицанию и наказанию. Рвется связь со школой и прежними друзьями. Попытки устроить подростка на работу через посредство комиссии по делам несовершеннолетних не дают успеха. Бред,галлюцинации и другие продуктивные психопатологические симптомы отсутствуют или возникают в виде кратковременных эпизодов. Картина болезни на протяжении длительного времени остается стабильной, и лишь после 22-25-летнего возраста обычно наступает относительная компенсация. Дисморфофобический синдром Дисморфофобия при шизофрении встречается преимущественно в подростковом возрасте. У больного на фоне нарастающей шизоидизации возникают сверхценные или бредовые идеи мнимого или необоснованно преувеличенного физического недостатка. Все внимание подростка оказывается прикованным к незначительным дефектам своего внешнего вида и телосложения: невысокому росту,узким плечам, прыщам на лице и т. п., которые якобы замечаются всеми окружающими, служат объектом неприятного для него всеобщего внимания, насмешек. Эти идеи бывают неотступными и вызывают у подростка стремление постоянно рассматривать себя в зеркале, чтобы лишний раз убедиться в наличии «недостатка». Подобное сверхценное отношение к своему внешнему виду служит для подростка источником тягостных переживаний, приводит к стойкому снижению настроения и практически не поддается коррекции убеждением. В еще большей степени поведение подростка нарушается, когда идеи собственного физического недостатка принимают характер бреда(дисморфомании, по М. В. Коркиной). Больной без всяких на то оснований утверждает, что одна половина лица у него больше другой, у него «растет горб», нос имеет неправильную форму, от него пахнет потом или непроизвольно упускаемыми кишечными газами. При этом больные не только страдают от самого «физического недостатка», сколько от ложного убеждения, что все его замечают,хотя и стараются этого открыто не показывать. Однако в общественных местах им постоянно кажется,будто бы люди отворачиваются, «поводят носами», делают намеки. В случайно подслушанных разговорах иллюзорно воспринимаются отдельные слова, якобы относящиеся к ним: «Свинья… Пахнет…» Все попытки разубедить больного, ссылки на то, что никто из родственников и медицинских работников этого «недостатка» у него не видит, воспринимаются больным как проявление неискренности и не могут поколебать его бредового убеждения. С большим постоянством возникают суицидальные намерения («Если мне не исправят недостаток, все равно я жить не буду»). Пользуясь этим приемом, больным иногда удается убедить родственников искать помощи врачей-косметологов или хурургов и настаивать на пластической операции с целью исправления мнимого дефекта. Но даже в тех редких случаях, когда врачи под их давлением решают осуществить какую-нибудь невинную пластическую операцию, это нисколько не меняет у больных убеждения в том, что «недостаток» все равно остался, и его все замечают. У девочек-подростков, страдающих шизофренией с дисморфофобическим синдромом, последний может принимать форму нервной анорексии. Девочки с чувством большого недовольства и даже отвращения начинают замечать появляющиеся у них признаки полового созревания: полноту,появление грудных желез, растительности на лобке. У них возникает патологическая сверхценная идея избавиться от этих признаков, похудеть путем упорного голодания. Они начинают придерживаться все более строгой диеты, доводя себя до выраженного истощения, которое действительно сопровождается обратным развитием вторичных половых признаков, прекращением менструаций. Мысль о том, что окружающие замечают «полноту», не исчезает даже при наличии явной кахексии. Возникают ложные телесные ощущения (сенестопатии): руки «наливаются жиром», тело «раздувается после еды». Манипуляции с едой иногда носят нелепый характер. Больные составляют сложные, математически выверенные диеты, вызывают у себя рвоту, а затем измеряют вес рвотных масс. Нередки также случаи, когда аппетит у больных повышен, они поглощают большие количества пищи, но после еды упорно вызывают у себя рвоту. На этом фоне могут возникать отдельные более или менее кратковременные галлюцинаторно-бредовые или кататонические эпизоды. Синдром патологических увлечений Патологические увлечения отличаются от обычных увлечений подростков крайней интенсивностью,необычностью и непродуктивностью. Это могут быть упорные увлечения медицинскими проблемами с разработкой собственных «теорий» рака или составлением бессмысленных диет, которые больные апробируют на себе, собирание обширной коллекции собственноручно» изготовляемых простейших бумажных самолетиков, образчиков испражнений различных животных и т. д. Но особенно характерно увлечение проблемами какой-нибудь редкой и экстравагантной философской системы(«философическая интоксикация»). На поверку оказывается, что у больного имеются лишь очень приблизительные и поверхностные представления о ней, почерпнутые из случайно попавшей в руки популярной литературы. Многие больные массу времени отдают самоусовершенствованию,«закаливанию воли» с помощью необычных способов. Все эти патологические увлечения полностью захватывают больного, оттесняя прочие интересы, свойственные подростковому возрасту. Но ни к каким практическим результатам, тем более к успеху и признанию, они не приводят. Острые приступы шизофрении Наряду с вялотекущими формами, у подростков наблюдаются приступы шизофрении продолжительностью 2-3 мес., заканчивающиеся практически полным выздоровлением. Начала их нередко провоцируется внешними патогенными факторами, особенно инфекционными заболеваниями. В течение нескольких дней наблюдается бессонница, нарастают тревога и суетливость,колебания настроения. Затем стремительно развивается кататоническое возбуждение. Больные совершают бессмысленные и причудливые телодвижения, хлопают в ладоши, подпрыгивают,обнажаются, гримасничают. Речь их бывает бессвязной, представляет собой сочетание бессмысленных обрывков фраз, сопровождается хохотом. За фасадом этого возбуждения бывают грёзоподобные сновидные переживания фантастического содержания, оттесняющие реальную обстановку (онейроид). После окончания возбуждения некоторое время сохраняются колебания настроения,преимущественно в сторону его снижения (субдепрессия). Все переживания в течение приступа,в основном, сохраняются в памяти больных. Такой приступ может быть единственным в жизни(одноприступная шизофрения). Злокачественная юношеская шизофрения При непрерывном злокачественном течении шизофрении в подростковом и юношеском возрасте уже на ранних этапах заболевания на первый план выступают симптомы тяжелого дефекта психики,стойкое и необратимое изменение личности больного, сглаживание ее индивидуальных черт. Больные становятся черствыми и грубыми, теплые чувства к близким сменяются непонятной враждебностью. Быстро снижается психическая продуктивность, нарастает апатия, бездеятельность. Больные полностью прекращают учебу, работу, вместо этого заводят знакомства с людьми, ведущими асоциальный образ жизни, пьянствуют, употребляют наркотики. Такое поведение для окружающих бывает совершенно непонятно и резко контрастирует с прежними интересами и поступками больного. Меры воспитательного характера не дают никаких результатов. В последующем появляются нестойкие слуховые галлюцинации, бредовые идеи отношения,преследования, отдельные симптомы психического автоматизма. Рано появляются кататонические и гебефренические симптомы. В поведении начинает преобладать бессмысленная дурашливость,гримасничание, заторможенность. При наступлении необратимого конечного состояния выраженные негативные симптомы (аутизм, эмоциональная тупость) сочетаются с такими же стойкими кататоническими расстройствами, фрагментарными галлюцинаторными и бредовыми переживаниями. Больные совершенно апатичны, бродят с отрешенным видом, ни на кого не обращая внимания, или лежат в постели, отвернувшись к стене и укрывшись с головой одеялом, не следят за своим внешним видом. Свидание с родственниками также не вызывает с их стороны никакой эмоциональной реакции; забрав принесенные продукты, они тотчас уходят не попрощавшись. Такие больные накапливаются в психиатрических больницах и домах инвалидов. Лечение Методы биологической терапии шизофрении в детском и подростковом возрасте те же, что у взрослых. Нужно, однако, помнить, что побочные эффекты и осложнения у детей бывают более выраженными и встречаются чаще. Поэтому лечение должно проводиться с осторожностью. Инсулинотерапия может проводиться с 10-12-летнего возраста. Она может легко осложняться эндокринными нарушениями,особенно ожирением. Психо-тропные средства в «микродозах» применяются уже с раннего детского возраста. Но при их назначении могут быстро развиваться синдром паркинсонизма, местные судороги,выраженные вегетативные расстройства, аллергические реакции. При ранних формах шизофрении у детей с синдромом аутизма активная биологическая терапия не показана. В случае чрезмерной раздражительности ребенка, при нарушениях сна периодически можно назначать малые дозы транквилизаторов. Полезно курсовое лечение ноотропными средствами(пиридитол, ноотропил). Большое значение имеет правильное воспитание ребенка, который должен получать от родителей как можно больше ласки и внимания. Строгости и наказания должны быть исключены. Нужно ненавязчиво, но постоянно стараться привлекать внимание ребенка яркими картинками, игрушками, вовлекать его в игру. В случаях присоединения страхов, отдельных галлюцинаторных и бредовых симптомов, кататонии используется длительное назначение малых доз стелазина (трифтазина) — по 0,25- 1 мг в сутки. При возбуждении доза нейролептиков может быть осторожно повышена, назначаются меллерил (сонапакс), аминазин. Если длительное течение шизофрении у детей приводит к задержке и неравномерности психического развития, не нужно торопиться в младшем школьном возрасте с переводом их во вспомогательную школу; иногда индивидуальное обучение на дому при активном участии родителей обеспечивает усвоение детьми программы массовой школы, что позволяет спустя несколько лет перевести ребенка на обучение в классе. При шизофрении у подростков арсенал лечебных средств расширяется, лечение приближается к таковому у взрослых, хотя и имеется ряд его особенностей. Наиболее трудным является лечение подростков с гебоидной формой шизофрении. Оно осложняется асоциальными поступками подростков,крайним обострением их отношений с семьей и школой, упорным отказом больных от амбулаторного и стационарного лечения. При повышенной возбудимости, расторможенности влечений предпочтительным является длительное назначение нейролептиков с преимущественно седативным действием (аминазин, тизерцин, лепонекс). Если подросток упорно отказывается от приема таблеток,то назначаются нейролептики пролонгированного действия в инъекциях (модитен-депо, деконоат галоперидола, флюанксол-депо). Лечение целесообразно начинать в психиатрическом стационаре,а затем переходить к амбулаторному. Последнее обязательно должно проводиться в сочетании с воспитательными и психотерапевтическими воздействиями, осуществляемыми координированными усилиями родителей, медицинских работников, работников школ и детских комнат милиции. В случае присоединения алкоголизма и наркомании необходимо раннее и активное их лечение.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 3316; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |