КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Умственная отсталость
Актуальность темы. Наибольшую актуальность проблемы умственной отсталости имеют именно в детском и подростковом возрасте. В этот период наличие интеллектуального дефекта требует применения особых медицинских, воспитательных и обучающих мероприятий. Целью работы с умственно отсталыми детьми и подростками является их адаптация к современному обществу. Каждому педиатру необходимы знания по этому вопросу, так как такой контингент пациентов обязательно будет у каждого из детских врачей. Аннотация Умственная отсталость (олигофрения) — это группа различных по этиологии и патогенезу,но относительно сходных по клиническим проявлениям болезненных состояний, характеризующихся преобладанием интеллектуального дефекта и отсутствием прогредиентности. В основу диагностики умственной отсталости положен клинико-психопатологический подход. Главными критериями диагноза этого заболевания, независимо от его этиологии, являются: 1) Диффузный (тотальный) характер слабоумия, при котором страдают не отдельные психические процессы, а личность в целом. Так, мышление таких больных отличается конкретностью, способность к абстрагированию значительно ослаблена. Это проявляется, в частности, в затруднении процессов анализа и обобщений, в неспособности сделать вывод из рассказа собеседника, в трудностях понимания переносного смысла пословиц, поговорок, выделении главного из второстепенных деталей. При обучении в школе такие дети особенно плохо усваивают математику и другие точные науки,требующие значительного абстрагирования. Активное внимание привлекается с трудом и бывает неустойчивым. Восприятия бедны и неполно отражают окружающую действительность. По образному выражению старых психиатров, олигофрен мало видит, когда смотрит, и мало слышит, когда слушает. Память, особенно логическая, ослаблена. Имеют место недоразвитие речи, малый словарный запас, неправильное построение фраз. Таким образом, в каждом познавательном акте у умственно отсталого отражается слабость его отвлеченного мышления. Эмоции страдают меньше. Но все же отмечается их несоответствующая возрасту примитивность, отсутствие тонких оттенков эмоциональных реакций. Поведение лишено целенаправленности в связи с неспособностью ставить долгосрочные задачи и планировать свои поступки. Снижена инициатива и самостоятельность в принятии решений. 2) Непрогредиентный (стабильный) характер интеллектуальной недостаточности, которая,проявившись впервые в раннем детстве, в дальнейшем не прогрессирует. 3) Замедленный темп психического развития, в результате которого к подростковому и юношескому периоду достигается лишь уровень развития интеллекта, свойственный здоровым детям преддошкольного или дошкольного возраста. По степени выраженности интеллектуального дефекта в соответствии с МКБ-10 различают умственную отсталость легкой степени — IQ 50-69 (дебильность), умственную отсталость умеренную — IQ 35-49 (выраженная дебильность), тяжелую IQ 20-34 (имбецильность) и глубокую IQ ниже 20 (выраженная имбецильность — идиотия). Идиотия — наиболее глубокая степень врожденного слабоумия. Больные не могут говорить и способны издавать лишь нечленораздельные звуки. Они безучастны к окружающему, пассивны, изменения обстановки не привлекают их внимания. Движения их нецеленаправленны, хаотичны. Иногда они механически пытаются подражать окружающим. Эмоции исчерпываются примитивными реакциями удовольствия и неудовольствия. Неразвитыми оказываются не только высшие психические процессы,но и инстинкты, благодаря чему больные не могут существовать без посторонней помощи и постоянного ухода. Имбецильность — средняя по глубине степень умственной отсталости. Имбецилы могут произносить короткие фразы, понимают обращенную к ним простую по смыслу речь. Запас знаний у них очень ограничен, но все же они способны запоминать новое. Мышление примитивно и ограничено только конкретными понятиями. Словарный запас состоит преимущественно из существительных и глаголов. Элементарные инстинкты достаточно развиты. У имбецилов удается выработать простые навыки самообслуживания, они могут научиться выполнять простые трудовые операции: мыть посуду,подметать пол, выполнять ручные земляные работы, но при этом нуждаются в постоянном контроле и понуждении, так как чувство ответственности и долга у них не развито. Любое дело выполняется больными только в привычной обстановке и при одной и той же последовательности операций; малейшее изменение условий работы делает выполнение ее невозможным. Самостоятельную жизнь имбецилы вести не могут и нуждаются в надзоре и опеке. Эмоциональная жизнь у имбецилов сравнительно богата. Они испытывают привязанность к родным, в трудных для них обстоятельствах испытывают неуверенность, у них бывают развиты чувство стыда, обидчивость, злопамятность. Дебильность — самая легкая степень умственной отсталости. Больные неплохо ориентируются в несложных бытовых вопросах, способны вести самостоятельную жизнь. Почти все они заканчивают вспомогательную школу для умственно отсталых детей, умеют читать и писать, овладевают простым счетом. В зрелом возрасте многие из них работают на несложных работах и даже вступают в брак. Однако словарный запас при дебильности сравнительно ограничен, речь отличается шаблонностью,бедностью содержания. Мышление малопродуктивное, в нем преобладают заученные штампы, но это частично компенсируется развитием механической памяти и способностью усваивать новые понятия. В ограниченных пределах формируются высшие эмоции: нравственные, эстетические,интеллектуальные. Поведение может быть достаточно упорядоченным. Но повышенная внушаемость и неспособность критически оценивать отношения между людьми нередко делает их жертвой злонамеренных элементов, которые могут вовлекать больного в совершение преступных действий. Низкий уровень моральных задержек нередко ведет к сексуальной расторможенности, причем у женщин это влечет за собой частые внебрачные связи и беременности. Могут наблюдаться и психопатоподобные нарушения поведения со взрывчатостью, агрессивностью, бродяжничеством. ЭТИОПАТОГЕНЕЗ Нарушение развития (дизонтогенез) при умственной отсталости часто не ограничивается психической сферой. Задержка психического развития обычно имеет в своей основе ту или иную степень недоразвития головного мозга — органа психической деятельности: малые его размеры, недоразвитие отдельных долей (чаще всего лобных), гипоплазию мозжечка, мозолистого тела. Размеры и количество извилин в коре также отклоняются от нормы. Встречаются утолщенные, маловетвящиеся и малочисленные извилины, а также слишком мелкие резко извитые многочисленные извилины; рисунок их бывает часто упрощен и атипичен. Наблюдаются и другие аномалии головного мозга. При микроскопическом исследовании обнаруживают нарушения в строении коры больших полушарий,утрату ее слоистости, беспорядочное расположение нейронов, их малочисленность и слабое развитие ассоциативных волокон. А поскольку головной мозг и череп развиваются из одного и того же зачатка(передняя часть хорды) и их развитие происходит в условиях постоянных взаимных влияний,то аномалиям мозга часто сопутствуют аномалии строения черепа: уменьшенный в размере(микроцефалия), башенный череп, раннее заращение и уплотнение швов, неправильная форма турецкого седла, усиленный рисунок вен и пальцевидных вдавлений на рентгенограмме черепа и многие другие. Имеются и пороки развития других систем организма: врожденные пороки сердца,сужение мочеточника, аномалии желез внутренней секреции и многих других органов. Все эти изменения тем более выражены, чем раньше воздействовал повреждающий агент. Если поражение возникает в первые месяцы беременности, когда органогенез еще не закончен, наблюдаются не только признаки недоразвития головного мозга, но и дисплазии других систем организма. Но опасность возникновения аномалий развития сохраняется в периоде новорожденности и в первые 2-3 года жизни ребенка, так как наиболее молодые в онтогенетическом отношении мозговые структуры созревают поздно и продолжают интенсивно формироваться на ранних этапах постнатального периода. Имеются данные о том, что в половине случаев ведущее значение в этиологии имеет генетический фактор, примерно в 10% случаев — патогенные факторы внешней среды, в остальных случаях этиология умственной отсталости остается нераспознанной («недифференцированные» олигофрении). Среди наследственных форм умственной отсталости выделяют формы, обусловленные хромосомными аномалиями, чаще всего аномалией хромосомы 21 пары и половых хромосом. Истинные причины их неизвестны. Предположительно указывают на значение эндогенно обусловленного нарушения обмена веществ у матери, радиации, вирусных инфекций, промышленных интоксикаций. Показано,что при умственной отсталости с избыточным количеством Х-хромосом слабоумие выражено тем сильней, чем больше Х-хромосом. При хромосомных аномалиях чаще всего встречаются разнообразные уродства и отклонения в развитии внутренних органов. Потомства такие больные не оставляют. Наиболее часто встречаются следующие формы заболеваний. БОЛЕЗНЬ ДАУНА Она связана с появлением лишней хромосомы, относящейся к 21 паре, или с переносом части одной хромосомы XXI пары на одну хромосому XV пары. Частота рождения детей с болезнью Дауна возрастает по мере увеличения возраста матери. Так, для матерей старше 40 лет риск родить ребенка,страдающего этой болезнью, в 14 раз выше, чем для матерей моложе 30 лет. Но повышенный риск имеется и у матерей, рождающих ребенка в очень молодом возрасте. При болезни Дауна умственная отсталость достигает обычно степени имбецильности или идиотии. Недоразвитие головного мозга сочетается с недоразвитием желез внутренней секреции, врожденными пороками сердца, болезнями крови и многочисленными уродствами, в связи с чем больные раньше редко доживали до 20-летнего возраста. В настоящее время, в связи с успехами медицины, они могут жить до среднего и более возраста. Типичные внешние признаки болезни обнаруживаются сразу же после рождения. Это косой разрез глаз с кожной складкой во внутреннем углу (эпикант), депигментация радужных оболочек. Череп уменьшен в размере, с уплощенным затылком, нос короткий, в виде пуговки с широкой переносицей, уши маленькие, деформированные, язык утолщен в связи с гипертрофией сосочков, половые органы недоразвиты. Характерна поперечная складка,идущая через всю ширину ладони. В дальнейшем четко обнаруживаются и другие признаки: низкий рост с короткими конечностями при относительно длинном туловище, короткие пальцы с искривлением конечной фаланги мизинца, недоразвитие верхней челюсти, неправильное строение зубов,высокое твердое нёбо, кожа шероховатая, сухая, волосы на голове редкие. Все это создает внешний вид, по которому с первого взгляда ставится диагноз болезни Дауна. СИНДРОМ ШЕРЕШЕВСКОГО- ТЕРНЕРА Он встречается у лиц женского пола и обусловлен недостатком или морфологическим изменением одной Х-хромосомы. Внешне он проявляется первичной аменореей, отсутствием вторичных половых признаков. Характерны низкий рост, короткая широкая шея с низкой границей роста волос, низко расположенные и деформированные уши в сочетании с многими другими уродствами и пороками развития органов. Наиболее типичным признаком считается крыловидная кожная складка с обеих сторон на шее, протянувшаяся от сосцевидного отростка височной кости до акромиального отростка лопатки. Отставание в психическом развитии сравнительно невелико, чаще всего до степени умеренно выраженной дебильности. На первый план выступает психический инфантилизм, который у девушек проявляется бросающейся в глаза детской наивностью, несамостоятельностью, капризностью. Наряду с этим больные обычно бывают трудолюбивы, ласковы и добродушны. СИНДРОМ КЛАЙНФЕЛЬТЕРА Он наблюдается только у лиц мужского пола и связан с увеличением числа половых хромосом (чаще всего Х-хромосом). При осмотре больного отмечается недоразвитие мужских половых признаков и черты смешанного пола. Больные отличаются высоким ростом, евнухоидным телосложением,гинекомастией, яички бывают недоразвиты или атрофичны. Снижение интеллекта бывает сравнительно небольшим и редко достигает степени глубокой дебильности. При всех хромосомных формах олигофрений окончательный диагноз заболевания может быть установлен путем изучения хромосомного набора в клетках тела (кариотип). Методы патогенетической терапии и профилактики этих заболеваний неизвестны. Возможно лишь симптоматическое их лечение. Другая группа наследственно обусловленной умственной отсталости связана с дефектом гена в одном из локусов хромосомы, который контролирует образование в организме и активность какого-либо фермента, участвующего в белковом, жировом или углеводном обмене. Подобные энзимопатии приводят к слабоумию только тогда, когда они ведут к нарушению развития головного мозга на ранних этапах онтогенеза. Насчитываются многие десятки энзимопатическиих форм умственной отсталости. Среди них особое значение имеет фенилпировиноградная олигофрения. ФЕНИЛПИРОВИНОГРАДНАЯ ОЛИГОФРЕНИЯ (ФЕНИЛКЕТОНУРИЯ) Встречается примерно в одном случае на 10 тысяч рождений. Она обусловлена наследственным дефектом в обмене фенилаланина и передается потомству по аутосомно-рецессивному типу. Риск повторного рождения больного ребенка у матери составляет 25%. В основе патогенеза болезни лежит дефицит фермента фенилаланингидроксилазы, обеспечивающего переход незаменимой аминокислоты фенилаланина в тирозин. Недостаток последнего приводит к снижению содержания катехоламинов и серотонина — медиаторов центральной нервной системы. Избыток фенилаланина,трансформирующегося в фенилпировиноградную кислоту и фенилэтиламин, выделяется с мочой. Нарушение обмена фенилаланина ведет к тяжелому поражению головного мозга, проявляющемуся умственной отсталостью, судорожным синдромом, к нарушению пигментного обмена и склонности к кожным заболеваниям. Важность раннего выявления фенилкетонурии заключается в возможности предотвращения развития слабоумия, если лечение начато в первые недели жизни ребенка. Поэтому необходимо массовое обследование (скрининг) всех новорожденных на фенилкетонурию. Заболевание диагностируется уже на пятом-шестом дне жизни ребенка. Диагностика может осуществляться с помощью пробы Феллинга — при повышенном содержании фенилпировиноградной кислоты раствор хлорида железа при добавлении в мочу окрашивается в оливково-зеленый цвет. Но эта проба неспецифична и не у всех больных дает положительный результат. Более точные данные дает полуколичественный микробиологический тест Гатри, который осуществляется в республиканских и межобластныхмедико-генетических консультациях. Каплей свежей крови, взятой у ребенка, пропитываются два пятна на специальной фильтровальной бумаге, и бланки с образцами высушенной крови направляются в лабораторию. Тест Гатри считается положительным, если содержание фенилаланина в крови превышает 4 мг%. Дети с выявленной фенилкетонурией немедленно подвергаются лечению. Оно состоит в резком ограничении продуктов питания, содержащих фенилаланин. Вскармливание ребенка производится специальными смесями, содержащими все другие незаменимые аминокислоты, жиры, минеральные соли и витамины. С этой целью используется препарат барлофен (ГДР). Диетотерапия проводится до 6-8 лет и более. При раннем распознавании заболевания и переводе ребенка на диету умственное и физическое развитие бывает удовлетворительным. Лечение, начатое в возрасте 2-3 мес. и особенно старше года, неэффективно. В этих случаях, как правило, развивается глубокое слабоумие — имбецильность или идиотия. Помимо наследственного фактора, причиной олигофрении может быть нарушение развития головного мозга (дизонтогенез) и органическое его поражение в раннем детском возрасте при разных патогенных воздействиях. К ним относятся несовместимость матери и плода по резус-фактору, эндокринные заболевания матери, токсикозы беременности, вирусные заболевания, токсоплазмоз, врожденный сифилис и многие другие. Большое значение придается алкоголизму матери, употреблению ею спиртных напитков в период беременности и грудного вскармливания ребенка. Нередко органическое поражение центральной нервной системы бывает связано с асфиксией новорожденных и родовой травмой. Клиническая картина умственной отсталости при этих формах заболевания характеризуется ее сочетанием с психопатологическими и неврологическими симптомами органического повреждения мозга, включая явления церебрального паралича, гидроцефалию, судорожные припадки и др. Степень умственного недоразвития бывает различной, в зависимости от тяжести поражения.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 929; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |