КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лечение. Как отмечалось выше, врожденное слабоумие отличается стабильностью
Как отмечалось выше, врожденное слабоумие отличается стабильностью. Тем не менее, при правильном выборе лечения, достаточной его продолжительности и интенсивности можно рассчитывать на определенный терапевтический эффект. Чем менее выражен интеллектуальный дефект, тем более упорными должны быть терапевтические мероприятия. Устранить или даже ослабить умственный дефект при идиотии невозможно. Но, как показывают современные исследования, при активных лечебно-коррекционных воздействиях до 80% дебилов, обучающихся во вспомогательных школах, по достижении зрелого возраста оказываются систематически трудоспособными и неплохо приспосабливаются к жизни. Медикаментозное лечение должно быть направлено в первую очередь на стимуляцию созревания и оптимизацию деятельности центральной нервной системы, желательно с учетом этиологического фактора. С этой целью используются по показаниям эндокринные препараты: гормоны щитовидной железы, половых желез и гипофиза. В последние годы особенно широко применяются анаболические стероиды (нероболил, метандростенолон), которые, наряду с ускорением роста и нарастанием массы тела, способствуют повышению инициативы и усилению эмоциональных реакций. При легких степенях умственной отсталости в раннем детском возрасте эффективно назначение энцефабола(пиридитола), витаминов группы В и глутаминовой кислоты. Длительное их применение способствует повышению интеллектуального уровня ребенка, улучшению развития речи и поведения. Следует помнить, что в процессе лечения глутаминовой кислотой нужно ежемесячно исследовать мочу и кровь — при изменении формулы крови, снижении уровня гемоглобина, уменьшении числа эритроцитов или при появлении белка в моче лечение должно быть прекращено. У больных со склонностью к судорожным припадкам глутаминовая кислота назначается в сочетании с противосудорожными препаратами (фенобарбитал и др.). В случае усиления расторможенности в поведении применяются седативные средства и транквилизаторы. Имеются данные о положительном эффекте применения аминалона, который назначается детям длительно по 0,25 — 3 раза в день. При резидуальных органических поражениях головного мозга показано применение биостимуляторов,так называемых «рассасывающих» препаратов: церебролизина, ФИБС, стекловидного тела,препаратов иода. При повышении внутричерепного давления целесообразна дегидратирующая терапия. Применение психотропных средств определяется особенностями психопатологического синдрома. Так,с целью повышения активности, работоспособности и активного внимания у вялых и апатичных детей в течение нескольких месяцев назначаются внутрь мелипрамин по 25-75 мг в сутки. При бесцельно суетливом поведении и резко нарушенном внимании применяют амитриптилин в суточной дозе 25-50 мг. Эмоциональные нарушения в виде приступов гнева или страха, агрессивность и жестокость,психомоторное возбуждение, сексуальная расторможенность требуют назначения нейролептиков или транквилизаторов. Несмотря на целесообразность применения лекарственных веществ, медикаментозная терапия при умственной отсталости служит лишь вспомогательным методом, создающим благоприятный фон для проведения воспитательно-педагогических мероприятий, в которых должны принимать участие родители, педагоги. Эти мероприятия тем более эффективны, чем менее выражено умственное недоразвитие. При дебильности или имбецильности с ребенком нужно заниматься изо дня в день,стараясь не только дать ему необходимый объем знаний, но и привить навыки самостоятельности. То,что у здоровых детей формируется само по себе, у умственно отсталого требует специальной работы родителей и педагога. Особого внимания требует обучение практическим навыкам личной гигиены,ухода за одеждой, поведения в обществе и дома. Нужно использовать все возможности для того, чтобы пробудить интерес ребенка к труду. Способность умственно отсталого с 16-18 лет систематически и самостоятельно работать на производстве и вносить свой трудовой вклад в общее дело служит критерием удовлетворительной социальной адаптации и имеет не только экономическое значение. Работа в коллективе, получение заработной платы служат для больных доказательством успешности выполняемого труда и стимулом для дальнейших усилий, позволяет им чувствовать себя «такими же,как все». Напротив, в условиях чрезмерной опеки, когда родители умственно отсталых детей не воспитывают у них способность принимать самостоятельные решения и не советуются с ними,умственно отсталые дети и подростки остаются незрелыми и неопытными, что значительно снижает их возможности адаптации. Нужно заранее разъяснить родителям, каков уровень потенциальных возможностей ребенка и чего он может достичь, предостеречь их от предъявления к больному чрезмерных требований, превышающих уровень его способностей. Опыт показывает, что наибольшего успеха в жизни достигают те умственно отсталые, родители которых здраво оценили границы возможностей ребенка и смирились с тем, что ему следует заниматься малоквалифицированным трудом. Реабилитация умственно отсталых детей и подростков осуществляется сетью учреждений с учетом выраженности психического недоразвития и возраста больных. К ним относятся детские сады для детей дошкольного возраста с органическим поражением центральной нервной системы и умственной отсталостью, вспомогательные школы, школы-интернаты. Обучение производится по специальным программам, предусматривающим, наряду с овладением учащимися и воспитанниками ограниченного объема знаний, развитие двигательных функций, речи, трудовых навыков в той или иной профессии. Дети и подростки с глубокими степенями слабоумия могут направляться в интернаты социального обеспечения. Отбор детей в эти учреждения осуществляется медико-педагогическими комиссиями, которые создаются при районных, городских, областных и краевых отделах народного образования. Комиссии решают также вопросы о выводе из вспомогательных школ или о переводе из одного специализированного учреждения в другое. Члены комиссии консультируют родителей и педагогов по вопросам лечения, воспитания и обучения детей с легкими отклонениями в психическом развитии,не подлежащих направлению в учреждения специального назначения. В состав комиссии входят представитель отдела народного образования, отдела здравоохранения, социального обеспечения,детский психиатр, отоларинголог, офтальмолог, психолог, педагог-дефектолог, логопед. На заседании комиссии обязательно присутствие ребенка и родителей (или лиц их заменяющих). Для направления на комиссию необходимо представить педагогическую характеристику, письменные работы учащегося, выписку из истории болезни с заключениями всех специалистов. ПОГРАНИЧНЫЕ ФОРМЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ От олигофрении следует отличать задержки темпа психического развития. К этой группе относятся различные по этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям состояния легкой интеллектуальной недостаточности, занимающие промежуточное положение между умственной отсталостью и нормальным интеллектуальным развитием. Рамки этой группы в значительной степени определяются требованиями, предъявляемыми обществом к интеллекту ребенка. Психопатологические проявления пограничной умственной отсталости полиморфны, но более всего напоминают легкую степень дебильности. У значительной части детей интеллектуальная недостаточность связана с нарушениями предпосылок к интеллекту: с ослаблением памяти, внимания, работоспособности,недостаточностью эмоционально-волевых процессов. Во многих случаях интеллектуальный дефект с возрастом сглаживается вплоть до достижения нормального интеллектуального уровня. Это и отличает задержки психического развития от умственной отсталости, при которой интеллектуальный дефект отличается стабильностью. Этиологическими факторами задержки психического развития преимущественно являются черепно-мозговые травмы, инфекционные заболевания («цепочка инфекций»), интоксикации, приводящие к стойкой астении, что в свою очередь снижает способности ребенка к развитию. Сюда же следует отнести и различные микросоциальные факторы: воспитание ребенка в конфликтной семье, где ему не уделяется внимание, в неполной семье, в семье, где сами родители являются умственно отсталыми,безнадзорность. Наконец, задержка развития бывает при дефиците информации у слепых и глухонемых детей, не проходящих специального обучения. При астенических состояниях на первый план выступает повышенная утомляемость при физических и психических нагрузках, особенно если к ребенку младшего школьного возраста предъявляются повышенные требования. Интеллектуальная недостаточность при этом бывает неравномерной. Дети отстают в учебе, плохо усваивают школьную программу. Иногда у таких детей на первых уроках успехи бывают значительно выше, чем на последних. Дети отличаются капризностью, плаксивостью. При задержке психического развития в связи с семейно-педагогической запущенностью интеллектуальный дефект проявляется малым объемом знаний, бедностью речи, ограниченностью интересов и недостаточностью высших потребностей личности. В то же время дети характеризуются хорошей ориентировкой в повседневной жизненной ситуации, например, умело ремонтируют электроприборы, проявляют сообразительность при ловле рыбы и т. п. Одним из вариантов задержки психического развития является психический инфантилизм — уровень психической зрелости, соответствующий младшему возрасту. У таких детей в школьном возрасте преобладают игровые интересы, они отличаются наивностью, непрактичностью, не умеют организовать свою деятельность и подчинить ее требованиям школы. В связи с этим в начале школьного обучения возникает феномен «школьной незрелости». Дети с задержками психического развития нуждаются в лечении в соответствии с этиологическим фактором заболевания. Они должны обучаться в массовой школе, но нуждаются в индивидуальном подходе со стороны родителей и педагогов. Перевод их во вспомогательную школу недопустим. Прогноз пограничной умственной отсталости при правильном лечении и отношении к ребенку благоприятен.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |