Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лечение. Как отмечалось выше, врожденное слабоумие отлича­ется стабильностью

Как отмечалось выше, врожденное слабоумие отлича­ется стабильностью. Тем не менее, при правильном выборе ле­чения, достаточной его продолжительности и интенсивности мо­жно рассчитывать на определенный терапевтический эффект. Чем менее выражен интеллектуальный дефект, тем более упор­ными должны быть терапевтические мероприятия. Устранить или даже ослабить умственный дефект при идиотии невозможно. Но, как показывают современные исследования, при активных лечебно-коррекционных воздействиях до 80% дебилов, обуча­ющихся во вспомогательных школах, по достижении зрелого воз­раста оказываются систематически трудоспособными и неплохо приспосабливаются к жизни.

Медикаментозное лечение должно быть направлено в первую очередь на стимуляцию созревания и оптимизацию деятельности центральной нервной системы, желательно с учетом этиологиче­ского фактора. С этой целью используются по показаниям эн­докринные препараты: гормоны щитовидной железы, половых желез и гипофиза. В последние годы особенно широко применя­ются анаболические стероиды (нероболил, метандростенолон), которые, наряду с ускорением роста и нарастанием массы тела, способствуют повышению инициативы и усилению эмоциональ­ных реакций. При легких степенях умственной отсталости в раннем детском возрасте эффективно назначение энцефабола(пиридитола), витаминов группы В и глутаминовой кислоты. Длительное их применение способствует повышению интеллек­туального уровня ребенка, улучшению развития речи и поведе­ния. Следует помнить, что в процессе лечения глутаминовой кислотой нужно ежемесячно исследовать мочу и кровь — при изменении формулы крови, снижении уровня гемоглобина, уменьшении числа эритроцитов или при появлении белка в моче лечение должно быть прекращено. У больных со склонностью к судорожным припадкам глутаминовая кислота назначается в сочетании с противосудорожными препаратами (фенобарбитал и др.). В случае усиления расторможенности в поведении при­меняются седативные средства и транквилизаторы. Имеются данные о положительном эффекте применения аминалона, ко­торый назначается детям длительно по 0,25 — 3 раза в день.

При резидуальных органических поражениях головного моз­га показано применение биостимуляторов,так называемых «рас­сасывающих» препаратов: церебролизина, ФИБС, стекловидно­го тела,препаратов иода. При повышении внутричерепного дав­ления целесообразна дегидратирующая терапия.

Применение психотропных средств определяется особенно­стями психопатологического синдрома. Так,с целью повышения активности, работоспособности и активного внимания у вялых и апатичных детей в течение нескольких месяцев назначаются внутрь мелипрамин по 25-75 мг в сутки. При бесцельно сует­ливом поведении и резко нарушенном внимании применяют амитриптилин в суточной дозе 25-50 мг. Эмоциональные нару­шения в виде приступов гнева или страха, агрессивность и же­стокость,психомоторное возбуждение, сексуальная расторможенность требуют назначения нейролептиков или транквилиза­торов.

Несмотря на целесообразность применения лекарственных веществ, медикаментозная терапия при умственной отсталости служит лишь вспомогательным методом, создающим благоприятный фон для проведения воспитательно-педагогических мероприятий, в которых должны принимать участие родители, педагоги. Эти мероприятия тем более эффективны, чем менее выражено ум­ственное недоразвитие. При дебильности или имбецильности с ребенком нужно заниматься изо дня в день,стараясь не только дать ему необходимый объем знаний, но и привить навыки са­мостоятельности. То,что у здоровых детей формируется само по себе, у умственно отсталого требует специальной работы родителей и педагога. Особого внимания требует обучение прак­тическим навыкам личной гигиены,ухода за одеждой, поведения в обществе и дома. Нужно использовать все возможности для того, чтобы пробудить интерес ребенка к труду. Способность умственно отсталого с 16-18 лет систематически и самостоятельно рабо­тать на производстве и вносить свой трудовой вклад в общее дело служит критерием удовлетворительной социальной адапта­ции и имеет не только экономическое значение. Работа в кол­лективе, получение заработной платы служат для больных до­казательством успешности выполняемого труда и стимулом для дальнейших усилий, позволяет им чувствовать себя «такими же,как все». Напротив, в условиях чрезмерной опеки, когда роди­тели умственно отсталых детей не воспитывают у них способ­ность принимать самостоятельные решения и не советуются с ними,умственно отсталые дети и подростки остаются незрелы­ми и неопытными, что значительно снижает их возможности адаптации. Нужно заранее разъяснить родителям, каков уровень потенциальных возможностей ребенка и чего он может достичь, предостеречь их от предъявления к больному чрезмерных тре­бований, превышающих уровень его способностей. Опыт показы­вает, что наибольшего успеха в жизни достигают те умственно отсталые, родители которых здраво оценили границы возможностей ребенка и смирились с тем, что ему следует заниматься мало­квалифицированным трудом.

Реабилитация умственно отсталых детей и подростков осу­ществляется сетью учреждений с учетом выраженности психи­ческого недоразвития и возраста больных. К ним относятся дет­ские сады для детей дошкольного возраста с органическим по­ражением центральной нервной системы и умственной отстало­стью, вспомогательные школы, школы-интернаты. Обучение про­изводится по специальным программам, предусматривающим, наряду с овладением учащимися и воспитанниками ограничен­ного объема знаний, развитие двигательных функций, речи, тру­довых навыков в той или иной профессии. Дети и подростки с глубокими степенями слабоумия могут направляться в интер­наты социального обеспечения.

Отбор детей в эти учреждения осуществляется медико-педа­гогическими комиссиями, которые создаются при районных, го­родских, областных и краевых отделах народного образования. Комиссии решают также вопросы о выводе из вспомогательных школ или о переводе из одного специализированного учреждения в другое. Члены комиссии консультируют родителей и педагогов по вопросам лечения, воспитания и обучения детей с легкими отклонениями в психическом развитии,не подлежащих направ­лению в учреждения специального назначения. В состав ко­миссии входят представитель отдела народного образования, отдела здравоохранения, социального обеспечения,детский пси­хиатр, отоларинголог, офтальмолог, психолог, педагог-дефектолог, логопед. На заседании комиссии обязательно присутствие ребенка и родителей (или лиц их заменяющих). Для направ­ления на комиссию необходимо представить педагогическую ха­рактеристику, письменные работы учащегося, выписку из ис­тории болезни с заключениями всех специалистов.

ПОГРАНИЧНЫЕ ФОРМЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ

От олигофрении следует отличать задержки темпа психиче­ского развития. К этой группе относятся различные по этиоло­гии, патогенезу и клиническим проявлениям состояния легкой интеллектуальной недостаточности, занимающие промежуточное положение между умственной отсталостью и нормальным интеллектуаль­ным развитием. Рамки этой группы в значительной степени оп­ределяются требованиями, предъявляемыми обществом к ин­теллекту ребенка. Психопатологические проявления погранич­ной умственной отсталости полиморфны, но более всего напо­минают легкую степень дебильности. У значительной части де­тей интеллектуальная недостаточность связана с нарушениями предпосылок к интеллекту: с ослаблением памяти, внимания, ра­ботоспособности,недостаточностью эмоционально-волевых про­цессов. Во многих случаях интеллектуальный дефект с возра­стом сглаживается вплоть до достижения нормального интеллек­туального уровня. Это и отличает задержки психического раз­вития от умственной отсталости, при которой интеллектуальный дефект отличается стабильностью.

Этиологическими факторами задержки психического развития преимущественно являются черепно-мозговые травмы, инфек­ционные заболевания («цепочка инфекций»), интоксикации, при­водящие к стойкой астении, что в свою очередь снижает способ­ности ребенка к развитию. Сюда же следует отнести и различ­ные микросоциальные факторы: воспитание ребенка в конфликт­ной семье, где ему не уделяется внимание, в неполной семье, в семье, где сами родители являются умственно отсталыми,без­надзорность. Наконец, задержка развития бывает при дефиците информации у слепых и глухонемых детей, не проходящих спе­циального обучения.

При астенических состояниях на первый план выступает по­вышенная утомляемость при физических и психических нагруз­ках, особенно если к ребенку младшего школьного возраста предъявляются повышенные требования. Интеллектуальная не­достаточность при этом бывает неравномерной. Дети отстают в учебе, плохо усваивают школьную программу. Иногда у таких детей на первых уроках успехи бывают значительно выше, чем на последних. Дети отличаются капризностью, плаксивостью.

При задержке психического развития в связи с семейно-педагогической запущенностью интеллектуальный дефект прояв­ляется малым объемом знаний, бедностью речи, ограниченно­стью интересов и недостаточностью высших потребностей лично­сти. В то же время дети характеризуются хорошей ориентиров­кой в повседневной жизненной ситуации, например, умело ре­монтируют электроприборы, проявляют сообразительность при ловле рыбы и т. п.

Одним из вариантов задержки психического развития явля­ется психический инфантилизм — уровень психической зрело­сти, соответствующий младшему возрасту. У таких детей в школьном возрасте преобладают игровые интересы, они отли­чаются наивностью, непрактичностью, не умеют организовать свою деятельность и подчинить ее требованиям школы. В связи с этим в начале школьного обучения возникает феномен «школь­ной незрелости». Дети с задержками психического развития нуждаются в лечении в соответствии с этиологическим фактором заболевания. Они должны обучаться в массовой школе, но нуж­даются в индивидуальном подходе со стороны родителей и пе­дагогов. Перевод их во вспомогательную школу недопустим. Прогноз пограничной умственной отсталости при правильном лечении и отношении к ребенку благоприятен.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Умственная отсталость | Психозы пожилого и старческого возраста
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.