КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лидерство, власть и руководитель
Лекция. РУКОВОДИТЕЛЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
Успешная работа трудового коллектива на 90 % зависит от руководителя — его моральных, деловых и социально-психологических качеств. Грамотный, инициативный руководитель в короткий срок способен вывести коллектив на устойчивую, рентабельную работу. К примеру, Ли Якокка в 36-летнем возрасте стал вице-президентом, а затем и президентом автомобильной компании «Форд Моторс» (второй в мире по величине) и четверть века спустя привел к триумфу бывшую на грани катастрофы корпорацию «Крайслер» [46]. Однако в практике хозяйствования немало кадровых просчетов, дорого обходящихся народному хозяйству, когда назначенный руководитель умудряется разрушить то, что создавалось многолетним трудом коллектива. В психологии управления различают понятия «руководство» и «лидерство». Руководитель — лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. А. Ребер определяет это понятие так: «Индивид, который наделен властью награждать и наказывать других членов своей группы». Руководитель несет юридическую ответственность за функционирование группы (коллектива) перед назначившей (избравшей, утвердившей) его инстанцией и располагает строго определенными возможностями санкционирования — наказания и поощрения подчиненных для воздействия на их производственную (научную, творческую) активность. Лидер — самый авторитетный член группы, за которым она признает преимущества в статусе и право принимать решения в значимых для нее ситуациях. Это любой, кто занимает позицию доминирования, имеет власть или влияние в группе. Как правило, лидеры превосходят других членов группы, по крайней мере в одном из качеств, значимых для данного вида групповой деятельности, но конкретные качества зависят от коллективных целей, традиций и вида совместной деятельности [16]. Лидер и руководитель не обязательно соединяются в одном человеке. В отличие от лидера руководитель обладает формально регламентированными правами и обязанностями, а также представляет группу в других организациях. Руководство — процесс внешней социальной организации и управления общением и деятельностью членов группы. Лидерство — процесс ее внутренней социально-психологической самоорганизации и самоуправления. Положение авторитетного лидера заметно влияет на психологию всей группы. Руководство всегда связано с властью, это феномен, производный от официальных, формальных отношений. Лидерство же порождено системой неформальных (неофициальных) отношений. Руководитель, как правило, назначается извне, вышестоящими организациями, получая от них властные полномочия, в том числе право применения поощрений или наказаний. Лидер выдвигается стихийно — данный процесс психологического влияния одного человека на других людей при их совместном стремлении к достижению общих целей, осуществляемый на основе восприятия, подражания, внушения, понимания друг друга. Лидер признается своим окружением и также может использовать право на санкции в отношении своих партнеров, однако такие санкции также неформальные. Лидерство по своей сути является психологическим феноменом. Рассмотрим некоторые качества руководителя и лидера. Руководитель — высокообразованный, высокопрофессиональный специалист с богатым опытом, умеющий разрабатывать и принимать решения; добросовестный, трудолюбивый работник, использующий новейшие достижения в науке управления. Он всегда должен идти вперед и подниматься со ступени на ступень. Руководитель хорошо понимает особенности системы с ее правилами и процедурами — как формально предписанными, так и неформальными. Он разрабатывает новые правила и процедуры, обеспечивая применимость их в стандартной системе. Лидер, как правило, не стремится навсегда сохранить существующую систему. Охотно откликается на нововведения и в меньшей степени, чем руководитель, опирается на общепринятые управленческие методы, частично игнорируя классические управленческие принципы. Может пренебречь правилами управленческой иерархии в компании, непосредственно обращаясь к источнику информации. Лидер считает, что простота — главный принцип успеха. Он стремится научить всех сотрудников наиболее простым способам совершенствования своей деятельности, в то время как руководитель предпочитает обучить сложным процедурам и методам нескольких экспертов в организации. Преуспевающий руководитель понимает, что ему платят за планирование, организацию, набор и управление рабочей силой компании. Лидеры нацелены на результат, часто непредсказуемы, изобретательны, их нововведения достигают целей и устраняют препятствия. При снижении прибыли и низких результатах они обращаются за помощью к членам организации или группы, чтобы те предложили выход из ситуации [18]. Руководитель считает, что все подчиненные недостаточно компетентны, чтобы достичь значительного прогресса без тщательно разработанного контроля, а также не в состоянии выполнять работу на высоком уровне без конкретных указаний сверху. В основе работы лидера с подчиненными лежит принцип равенства. Руководитель не прощает ошибок ни себе, ни другим. Он редко одобряет рискованные действия своих подчиненных по совершенствованию работы. Лидер обычно искренне признает свои ошибки и не боится открыто принять необходимые меры для их исправления. Для него имеет значение, что о нем думают другие, но это заботит его меньше, чем руководителя. Руководитель считает, что в кризисных ситуациях необходимо выявить виновных и заставить людей работать так, как это необходимо. Лидер готов к исправлению ситуации, а не к поиску виновных. Он уважительно относится к людям и стремится не заставлять, а мотивировать их. Руководитель хочет создать себе благоприятный имидж, хотя понимает, что это невозможно из-за конфликтной природы отношений между руководителем и подчиненными. Лидер не признает формальных статусов, работники обычно знают о том впечатлении, которое складывается об их работе и относятся к лидеру с уважением и преданностью. Руководитель ищет добросовестных, хороших исполнителей, лидер — единомышленников. Лидер без команды — не лидер. Несмотря на явные различия руководителя и лидера, они имеют немало общего. Так, Р. Л. Кричевский выделяет три общие черты [15]: 1) выполняют роль координаторов, организаторов членов социальной группы; 2) осуществляют социальное влияние в коллективе (только разными средствами); 3) используют субординационные отношения (хотя в случае с руководителем они четко регламентированы, с лидером — заранее не предусмотрены). Лидеров различают: по содержанию деятельности — лидер-вдохновитель и лидер-исполнитель; по характеру деятельности — лидер универсальный и лидер ситуативный; по направленности деятельности — лидер эмоциональный и лидер деловой и т. д. Таким образом, лидерство — это способность руководителя влиять на других людей так, чтобы они работали на достижение целей организации самым эффективным и успешным способом. Разработан ряд концепций лидерства. Теория лидерских ролей (Р. Бейлс) рассматривает роли «профессионала» — лидера, ориентированного на решение деловых проблем, и «социально-эмоционального специалиста», решающего проблемы человеческих отношений [21]. Сторонники теории черт считают предпосылкой признания человека лидером обладание особыми чертами и способностями. Обнаружив данные черты, можно научиться вырабатывать качества лидера. Согласно харизматической теории лидерства (от греч. харизма — дар, благодать) человек рождается с задатками лидера, ему предписано руководить людьми. Сторонники интерактивной теории полагают, что лидером может стать любой человек, занимающий соответствующее место в системе межличностных взаимодействий. Ситуационная теория лидерства утверждает, что лидерство — это прежде всего продукт сложившейся в группе ситуации. В крайних ситуациях, очень благоприятных или очень неблагоприятных, лидер, ориентированный на задачу, добивается больших результатов, чем лидер, ориентированный на людей. При умеренно благоприятной ситуации успешнее оказывается лидер, ориентированный на людей. В последние годы была разработана синтетическая теория лидерства, согласно которой эффективность руководства определяется не столько личными качествами руководителя, сколько стилем его поведения по отношению к подчиненным. Оптимальный стиль лидерства — тот, который меняется в зависимости от ситуации и вида деятельности. Чтобы быть успешным руководителем и лидером, необходимо наличие власти. Различают следующие формы власти: 1 ) власть, основанная на принуждении (влияние, основанное на праве). Такая форма власти предусматривает осознание исполнителем вероятности быть в чем-либо ущемленным руководителем, наказанным или лишенным возможности удовлетворить какие-либо свои потребности; 2 ) власть, основанная на вознаграждении (влияние через положительное подкрепление) — власть, которая позволяет работнику надеяться на вознаграждение руководителя и получение возможности удовлетворения каких-либо потребностей; 3) экспертная власть (влияние на основе разумной веры) обусловлена осознанием работником того факта, что влияющий человек обладает опытом и специальными знаниями, благодаря которым может быть удовлетворена некая потребность; 4) эталонная власть (влияние с помощью харизмы) характеризуется тем, что исполнитель хочет быть похожим своими действиями, а иногда и внешностью на руководителя, поскольку тот обладает особо привлекательными свойствами (например, по Роберту Хаусу [21], чрезвычайно высокой степенью уверенности, значительным влиянием и непоколебимой убежденностью в своей правоте); 5 ) законная (традиционная) власть строится на осознании работником (исполнителем) того, что влияющий человек наделен правами приказывать, а он обязан подчиняться. Такая власть реализуется через привитые культурой и традициями ценности. Харизматическим личностям присущи следующие особенности: при общении с ними создается впечатление, что они излучают энергию и заряжают ею других; обладают привлекательной внешностью и манерами; демонстрируют независимость характера; отличаются риторическими способностями, ораторским талантом; собственная личность вызывает у них восхищение, но явной надменности, себялюбия и амбиций не проявляется; их отличают достойная и уверенная манера держаться, умение владеть собой и ситуацией. Наряду с перечисленными формами власти и влияния используются влияние убеждением и влияние путем привлечения работников к управлению. По аналогии с формами власти можно выделить пять соответствующих типов власти: 1) принуждение; 2) вознаграждение; 3) компетенция; 4) пример; 5) традиция. Следует отметить, что психологи выделяют ряд свойств личности, которые мешают стать лидерами и руководителями: внушаемость, свойственная пассивным, неуверенным в себе людям с низкой самооценкой, которые легко становятся марионетками в руках других людей; конформность, — свойство личности «быть как другие», подстраивать свое поведение под мнение группы; ригидность — прямолинейность, отсутствие гибкости; авторитарность — стремление утвердить диктаторскую власть в коллективе; монологичность (от лат. топов — один, — речь) — привычка превращать диалог в монолог; формализм — соблюдение внешних форм в ущерб содержанию дела; эгоцентризм — представление о себе как о центре вселенной; мнительность и тревожность (свойственная меланхоликам), высокомерие и обидчивость, злопамятность и мстительность, вспыльчивость и грубость, замкнутость и черствость, упрямство и жестокость, робость и стеснительность, покорность и услужливость, доверчивость и моральная неустойчивость, нечестность и стремление использовать служебное положение в личных целях. Эффективность руководящей деятельности во многом зависит от авторитета руководителя. Авторитет — признание достоинств, преимуществ, способностей личности, группы, организации [14]. Можно сказать, что авторитет — это влиятельность индивида, основанная на занимаемом им положении, должности, статусе, а также признание окружающими за индивидом права на принятие решений в условиях совместной деятельности. Авторитетом может пользоваться человек, не наделенный соответствующими полномочиями, но служащий своего рода нравственным эталоном, поэтому обладающий высокой степенью приемлемости для окружающих. Для того чтобы авторитет должности руководителя сочетался с авторитетом его личности, он должен объединять в себе лидерские и руководящие качества, отвечать биографическим характеристикам (возраст, образование и др.)» иметь высокие интеллектуальные, морально-нравственные, деловые и социально-психологические качества. Оптимальные сроки вступления в должность руководителя — от 30 до 50 лет. Средний возраст президентов крупных японских компаний составляет 63,5 года, в американских же компаниях — 59 лет. Средний возраст директоров белорусских предприятий составляет 58-60 лет. Таким образом, с точки зрения возрастного критерия руководителей промышленными предприятиями Республика Беларусь находится на среднемировом уровне [6]. Важным биографическим показателем признается высокое образование руководителей. По данным японских исследователей, типичный японский менеджер имеет университетский диплом по инженерной специальности или социальным наукам, а иногда и два диплома. Многие российские и белорусские менеджеры также имеют и техническое, и социально-экономическое образование. Важной составляющей авторитета руководителя является его интеллект, т. е. индивидуальные особенности, относимые к познавательной сфере, прежде всего — к мышлению, памяти, восприятию, вниманию и пр. Наличие высокого интеллекта подразумевает определенный уровень развития мыслительной деятельности личности, обеспечивающий возможность приобретать новые знания и эффективно использовать их в ходе жизнедеятельности, — способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем (в частности — при овладении новым кругом жизненных задач). Согласно А. Реберу интеллект может быть: конкретным — способность эффективно функционировать при решении конкретных проблем; абстрактным (или текучим) — способность творчески решать новые проблемы. Интеллект — относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. В ряде психологических концепций он отождествляется: 1) с системой умственных операций; 2) со стилем и стратегией решения проблем; 3) с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности; 4) с когнитивным (познавательным) стилем. Неверно полагать, что руководители обязательно должны обладать высочайшим интеллектом. По данным исследований, наиболее эффективными оказываются те руководители, у которых показатели интеллекта занимают промежуточное положение, а не те, которые имеют чрезмерно высокие или низкие показатели.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 1793; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |