КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Руководитель должен быть безупреченым прежде всего в нравственном отношенииВажнейшими морально-нравственными качествами личности руководителя являются [6]: моральная устойчивость, целостность и самоуважение; правдивость, объективность и справедливость в оценке поступков и результатов работы подчиненных; ответственность и умение установить ответственные отношения в коллективе; порядочность и обязательность, умение держать слово; скромность и простота, умение держать себя естественно; уважительное отношение к подчиненным и забота об их интересах и нуждах; отсутствие мелочности и придирчивости; принципиальность и настойчивость в достижении цели; соблюдение норм этикета, правил культуры поведения; трудолюбие; уважительное отношение к конструктивной критике. Для любого руководителя важно формировать в организации атмосферу доверия и веры. Все подчиненные хотят работать с начальником, который заслуживает доверия и которому можно верить. Такой руководитель — настоящий подарок любому коллективу. Вера — убежденность подчиненных в таких высоких личных качествах своего руководителя, как: прямота, честность и правдивость; постоянство, надежность, предсказуемость и умение правильно оценить ситуацию; лояльность — готовность защитить подчиненных и стремление сохранять свою репутацию перед ними; открытость — готовность делиться идеями и информацией. Деловые качества руководителя определяются двумя факторами: компетентностью и организаторскими способностями. Компетентность означает не только глубокое знание своего дела, своей профессии, но и знание экономики, организации, управления, психологии и педагогики. Только в этом случае руководитель будет авторитетным настолько, чтобы подчиненные не сомневались в правильности принятого им решения. Организаторские способности бывают врожденными и приобретенными. Врожденными способностями являются: практический склад ума, гибкость, умение анализировать и логически мыслить, предвидеть ход событий, быстро находить и устранять неполадки в работе; целеустремленность, решительность, уверенность, сильная воля и настойчивость (но не упрямство); харизматичность: способность привлекать к себе людей личными качествами и влиять на них, заряжать своей энергией, внешностью и манерами, независимостью суждений и ораторским талантом; умение достойно держаться и владеть ситуацией; мужество и собранность; строгость и требовательность к себе и другим (но не придирчивость) в сочетании с глубоким уважением к личности; инициативность, предприимчивость, самостоятельность мышления и критичность, способность видеть в деятельности подчиненных элементы новизны и поддерживать их; смелость и обоснованный риск; хорошая память на лица, фамилии и имена. Приобретенные способности заключаются в умении: совершенствовать организационную структуру и технологию управления, правильно распределять должностные обязанности и свое время, планировать и координировать работу подчиненных; осуществлять подбор и способствовать повышению квалификации кадров; своевременно принимать аргументированные решения; давать четкие и конкретные поручения и обеспечивать их выполнение; внедрять передовой опыт управления; наладить учет и беречь время свое, подчиненных и вышестоящего руководства; планировать и хорошо организовывать личную работу; контролировать, анализировать и оценивать работу подчиненных, не допуская мелочного контроля, свидетельствующего о недоверии к ним; своевременно поощрять сотрудников материально и морально; наказывать, не унижая человеческого достоинства и не прибегая к угрозам, создающим атмосферу страха. Социально-психологические требования к руководителю заключаются в том, чтобы: знать своих подчиненных и учитывать при общении с ними их индивидуальные психологические особенности, уметь поставить себя на их место; любить людей и верить в них, способствовать развитию их положительных качеств, поощрять проявления инициативы и всегда благодарить за хорошую работу; соблюдать правила конструктивной критики (см. параграф 8.4); быть добрым, чутким и отзывчивым, интересоваться жизнью подчиненных и оказывать им бескорыстную помощь на производстве и в быту; располагать сотрудников к откровенности, быть внимательным даже к заведомо нереальным их предложениям, не отвергая их с порога; не накапливать случаи обнаружения недостатков, а если необходимо, делать замечание сразу же после обнаружения упущения в работе; быть хладнокровным, уравновешенным, иметь бесконечное терпение, быть снисходительным к чужим недостаткам и способствовать избавлению от них; не допускать нервозности в отношениях с людьми; видеть причины стресса и уметь его укрощать; не отвечать на запальчивость оппонента тем же, а переводить разговор на другую тему; знать и применять принципы индивидуальной психологии и психотерапии (см. параграф 6.3); быть общительным, вежливым, приветливым и тактичным, почаще улыбаться, иметь чувство юмора; помнить, что лучше отдавать распоряжения в виде просьбы, а выговор или замечание руководителю в присутствии его подчиненных — это грубое нарушение служебной этики; правильно воспринимать критику, не мстить за нее и уметь прощать; чаще думать о достоинствах других людей, быть скромным, критически относиться к своим недостаткам и заслугам; интересоваться жизнью подчиненных, знать о них по возможности все и уметь вызывать у них хорошее настроение; внимательно выслушивать собеседника, не перебивая — значит, делать собеседнику комплимент; уметь беседовать и советоваться с людьми, говорить не о том, что волнует вас, а о том, что интересует собеседника; четко излагать свои мысли и идеи, уметь выступать публично (см. параграф 8.4); учитывать психологические и физиологические особенности мужчин и женщин. Так: 1) мужчины: больше сосредоточиваются на содержании беседы, чем в целом на общении; чаще меняют свое мнение и ссорятся; больше любят слушать себя, склонны не выслушивать собеседника до конца и быстро давать готовые ответы; в 2-3 раза меньше говорят, лаконичнее излагают мысли и больше беспокоятся о себе; по отношению к другим проявляют меньшую чуткость и отзывчивость; быстрее устают, хотя обладают большей энергией; склонны к большему риску и подвержены более частым болезням; 2) женщины: более чувствительны к словам, интонации и силе голоса, более ранимы; более требовательны к внешнему виду, жестам и манерам; более раздражительны; в два раза чаще страдают от депрессии; обладают большей хитростью и ловкостью; лучше выслушивают чужое мнение; слабее владеют умением убеждать в виду большей импульсивности; в речи используют и левое, и правое полушарии мозга (мужчины только левое), произносят до 20 тыс. слов в сутки (мужчины — до 7 тыс.); многие женщины-руководители боятся публичных выступлений. Эффективное общение между представителями разных полов чрезвычайно важно во всех организациях для достижения их общих целей. Чтобы свести к минимуму возникающие вследствие психологических и физиологических особенностей мужчин и женщин противоречия, необходимо прежде всего признать сам факт их существования, определить их суть и сформировать в людях стремление приспосабливаться друг к другу, так как для эффективного общения каждому из собеседников следует приложить определенные усилия. Как правило, среди руководителей высокого уровня мало женщин, поскольку управленческий труд считается мужским делом. Однако в последнее время и в зарубежных странах, и в России, и в Беларуси наблюдается стремительный рост числа женщин, стоящих в управленческой иерархии на самых высоких ступенях. Можно привести пример американского менеджера К. Фиорлину, которую в 1998 г. журнал «Фортуна» признал самой влиятельной женщиной-руководителем в мире. С 1999 г. она возглавляет компанию «Хевлет паккард» [16]. Ряд корпораций формулирует свои требования к руководителю. Так, корпорация «Дженерал Моторс» предъявляет пять основных требований к руководителям любого звена: 1) компетентность, так как руководитель не может позволить себе учиться на собственных ошибках; 2) достоинство и высшая ответственность во всех делах; 3) чувство нового и умение рисковать, используя все ресурсы и тщательно планируя перемены; 4) восприимчивость и подвижность, к которым относится умение чувствовать окружение, возникающие проблемы, время, события и быть готовым к изменениям; 5) высокая работоспособность, постоянное стремление быть лучшим и делать все на самом высоком уровне. Ключевыми факторами для успешной карьеры руководителя часто считаются: желание занять высокий пост; умение работать с людьми, способность убеждать других; предвидение событий; готовность рисковать и брать ответственность на себя; физическая выносливость. Факторами, ограничивающими управленческий потенциал руководителя являются: неумение управлять собой — слаборазвитые навыки регуляции своего поведения. Неумение бороться со стрессами, расслабляться, рационально планировать свое время, поддерживать высокий уровень здоровья и работоспособности; размытость личных ценностей — отсутствие четкой иерархии ценностей, имеющих мотивационное значение. Противоречивость суждений, недооценка альтернативных вариантов, когда главное приносится в жертву второстепенному; остановка в саморазвитии — успокоенность на достигнутом. Склонность избегать напряжения ума и тела. Привычка не рисковать; неразвитость креативного подхода к решению проблем — неумение принимать нестандартные решения и видеть нетривиальные подходы к решению повседневных проблем. Неспособность выдвигать новые идеи и ценить идеи, выдвигаемые другими; неумение влиять на людей — слабое владение коммуникативными навыками, неумение грамотно говорить, внимательно слушать и участвовать в диалоге. неспособность обучать — неумение или нежелание помогать сотрудникам в их личном и служебном росте. Отсутствие качеств наставника, педагога. Помимо правил, соблюдение которых приводит к успеху, существуют ошибки, которых не должен допускать настоящий руководитель. По мнению немецкого ученого Хойера [5], к ним относятся: уклонение от ответственности; исключительная ориентация на результат; препятствование росту талантов; забвение прибыли; расхождение слова и дела; отсутствие индивидуального подхода к людям; вникание в мелочи; стремление доминировать; пренебрежение традициями, сложившимися в данной структуре; склонность к поучениям; невнимание к персоналу; замалчивание успехов работников; манипулирование людьми. Эффективность руководства может быть определена по следующим критериям: психологический климат в коллективе; текучесть кадров; производительность труда; качество выпускаемой продукции; профессионализм работников; авторитет руководителя; травматизм.
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 603; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |