КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Совершенствование организации работы руководителя
Организаторские способности руководителя предприятия проявляются прежде всего в умении оптимально распределять функции и обязанности между участниками общественного производства и устанавливать систему взаимоотношений между ними. Такое распределение осуществляется с помощью организационного регламентирования, а также путем анализа разработки рациональной организационной структуры управления (ОСУ), положений о подразделениях завода и должностных инструкций. При анализе ОСУ может выясниться, что: некоторые подразделения малочисленны и их можно укрупнить, создав, например, из рабочих различных специальностей комплексные, сквозные (работающие в две смены), хозрасчетные бригады с переводом их на бригадный подряд и введением должности «мастер-бригадир»; численность бригадиров, подчиненных одному производственному мастеру, или мастерам, приходящимся на одного старшего мастера, ниже нормы управляемости (т. е. меньше 5-9 человек); следовательно, необходимо укрупнять участки и сокращать должности мастеров или старших мастеров; некоторые подразделения или исполнители недогружены или перегружены, дублируют друг друга, а отдельные важные функции вообще потеряны — не закреплены ни за кем. В этом случае следует уточнить и при необходимости перераспределить функции работников, делегировать некоторые из них на более низкие ступени управления и т. д. При разработке положений об отделах и службах, цехах и участках (а также должностных инструкций работников) помимо функций и обязанностей, прав и ответственности, необходимо предусматривать раздел «Взаимоотношения с другими подразделениями» (или работниками), в котором оговорить, какую информацию, от кого подразделение (сотрудник) получает, какую и кому предоставляет, в какой форме и в какой срок. Не менее важна работа по подбору, расстановке, повышению квалификации и воспитанию кадров. Подбор высококвалифицированных заместителей, помощников и руководителей подразделений — фундамент успеха дела. Для этого по каждому работнику необходимо выяснить, почему именно он находится в этой должности, какова его отдача для организации, в полной ли мере он вписался в социально-психологический климат коллектива, не нужно ли ему повысить свою квалификацию и т. д. Управление организацией начинается с планирования ее деятельности, важнейшим этапом которого является постановка конкретных целей — результатов. Мотивирующими целями могут быть только такие, в постановке и выработке которых принимают участие сотрудники, ответственные за их достижение. Управление, ориентирующееся на результат, требует, чтобы по каждому руководителю и сотруднику был установлен главный, ключевой результат, от которого зависит успех работы в данной должности. Например, для заместителя руководителя по коммерческим вопросам это может быть поддержание уровня и структуры заказов в соответствии с производственными возможностями, для начальника производства — выпуск продукции в заданной номенклатуре при эффективном использовании оборудования и т. д. Важное значение для успешной деятельности руководителя имеет планирование личной работы — разработка перспективных (на 3-5 лет) и текущих (на год, месяц, неделю и день) планов работы. В перспективный план включаются работы, требующие длительного времени их выполнения и больших финансовых затрат. В текущих планах предусматриваются мероприятия по совершенствованию организации и управления во вверенной службе. В них включаются работы, имеющие текущий характер — участие в различного рода совещаниях, заседаниях и т. д. На такие мероприятия отводится время в недельном и дневном распорядках работы. В недельном распорядке указываются работы, которые не требуют ежедневного внимания, но к которым необходимо регулярно возвращаться. Набор работ должен охватывать все функции, возложенные на руководителя. В распорядке рабочего дня предусматривается, какое время отводится для тех или иных работ, например: 8.00-9.00 — обход подразделений; 9.00-9.30 — просмотр почты; 9.30-11.00 — работа по личному плану и т. д. Для текущего планирования работ удобно пользоваться календарем-ежедневником руководителя или журналом ежедневного планирования и учета рабочего времени. При этом работы, содержащиеся в месячном плане (или квартальном с разбивкой по месяцам) конкретизируются, включаются новые, более срочные или исключаются те, надобность в которых отпала. При составлении и выполнении недельного и дневного планов (распорядков) работы следует учитывать следующее: сначала разработать черновые варианты плана и попытаться следовать им; затем проанализировать, почему фактические распорядки дня или недели отличаются от запланированных, внести необходимые изменения; так как у 83 % руководителей нет времени для чтения специальной литературы, то полезно в недельном распорядке предусматривать время для работы в библиотеке; обдумывание и выдачу заданий лучше производить письменно, с указанием сроков выполнения: на следующую неделю — во вторую половину пятницы, на следующий день — в конце рабочего дня. О выдаче задания делается запись в календаре на день исполнения задания. Если поручение дается устно, то необходимо выяснить, как оно понято; не рекомендуется начинать рабочий день с просмотра почты, которая редко содержит что-нибудь срочное; так как первая половина дня — самая продуктивная, то работу по личному плану следует планировать до обеда, а совещания — на вторую половину дня; в первую очередь выполняются самые трудные работы (ядро дня) и оставшиеся незаконченными со вчерашнего дня; нецелесообразно загружать рабочий день плановыми работами более чем на 60 %, поскольку появляется много непредвиденных дел, которыми необходимо заниматься; недельные и дневные распорядки работы должны быть взаимосвязаны с планом работы дирекции предприятия; четкое планирование работы руководителя создает благоприятные предпосылки для планирования подчиненными своей работы; при планировании и установлении сроков выполнения работ используются различного рода нормы: юридические, моральные, экономические и организационные (например, нормы времени, численности и др.), которые должны быть прогрессивными, в меру жесткими. Если таких нормативов нет, то их следует создавать, фиксируя фактические затраты на повторяющиеся работы; каждое включенное в план мероприятие должно отвечать на вопросы: что конкретно, где и кем должно быть сделано, какие ресурсы для этого потребуются, каков срок выполнения и кто его контролирует. Практика показывает, что хорошо разработанные планы работ еще не решают дела. Для того чтобы они выполнялись, основное время (по некоторым исследованиям, не менее 53 %) руководитель должен тратить на распорядительство, доведение заданий до исполнителей и оказание им помощи, организационный инструктаж, координацию и контроль исполнения. При доведении заданий до исполнителей необходимо, чтобы распоряжения были четкими и ясными; отдавались спокойным тоном; сопровождались разъяснением, как выполнить задание; учитывали реальную возможность его выполнения; проверять, правильно ли, без искажений они поняты исполнителями на всех ступенях управления; оказывать методическую помощь, а иногда и обучать персонал новым методам работы. Так как невозможно предусмотреть все возможные ситуации, складывающиеся при выполнении заданий, то часто возникает необходимость в координации работ (своевременное вмешательство в их ход, дополнительные поручения исполнителям, регулярные встречи с ними и обсуждение всевозможных путей безусловного обеспечения сроков выполнения работ). Не менее важен хорошо поставленный личный и общественный контроль фактического состояния дел, который занимает у директора 10-15 % рабочего времени, а у начальника цеха — до 20 %. Слабый контроль приводит к срыву заданий, появлению более «строгих» решений, своеобразной «инфляции» приказов и распоряжений, формированию чувства безнаказанности и снижению уровня исполнительской дисциплины. Различают следующие виды контроля: 1) предварительный — заключается в анализе знаний и способности работников выполнять поручение, а также в возможности получения необходимых финансовых ресурсов; 2) текущий — регулярный контроль работы подчиненных с целью устранения отклонений от установленных сроков; 3) заключительный — позволяет объективно измерить достигнутые исполнителями результаты и определить размер поощрения. Эффективный контроль должен: проводиться регулярно и систематически; быть своевременным, полным и тщательным, но не мелочным и формальным; быть объективным, контролировать степень достижения цели, а не мероприятия, ведущие к этому; быть действенным, сопровождаться безотлагательными мерами по устранению отклонений от нормального хода внедрения мероприятий; быть гласным. Успех дела решает также совершенствование системы оплаты и стимулирования труда руководителя. Важно оценивать руководителя по тому, что нового он вносит в технологию, организацию или управление производством, сколько в результате его деятельности сэкономлено ресурсов и т. д. Основу работы по улучшению использования рабочего времени составляет его учет, который можно делать простейшим способом — записями в календаре или журнале ежедневного планирования и учета рабочего времени. Более надежным и точным методом является проведение самофотографий рабочего дня, анализируя которые необходимо ответить на следующие вопросы. 1. На что тратится мое рабочее время и в каком количестве? Не теряется ли оно каждый день по одним и тем же причинам? 2. В какое время дня, в какие дни получены наилучшие результаты? 3. Где выполнялась работы — в организации и за ее пределами? 4. К какому подразделению относится работа? 5. Много ли сверхурочных часов работы? 6. Кто загружает меня — я сам или другие? Какие работы вполне могли бы выполнить мои подчиненные или секретарь? Качественный учет использования рабочего времени позволяет выявить все недостатки в организации личной работы руководителя относительно: организации и обслуживания рабочего места, его механизации и автоматизации; эффективной работы секретаря и помощников; степени обеспечения полной и достоверной информации; умения работать с документами; культуры телефонных переговоров и т. д. (см. параграф 8.4). Большинство из перечисленных вопросов подробно рассматривается в таких курсах, как «Научная организация и нормирование труда», «Организация и планирование производства. Управление предприятием», «Основы менеджмента» и др. В последнее время не существует проблем в оснащении рабочего места руководителя современной удобной мебелью и организационной техникой, позволяющими значительно сократить затраты времени на сбор, обработку и передачу управленческой информации, подготовку различных доку ментов и т. д. Правильно организованное рабочее место должно учитывать особенности строения тела человека, иметь вспомогательное место для компьютера, нормальную досягаемость объектов труда, поворотное и удобное кресло, современные средства связи с управленческим персоналом, иметь (если необходимо) выход в Интернет и т. д. Большую помощь в работе руководителя может оказать его секретарь или помощник (относительно обеспечения спокойной работы, организации телефонных переговоров, связи с сотрудниками и руководством, подготовки документов и поиска специальной литературы, организации приемов, совещаний, поездок и т. д.). При этом он должен учитывать, что: только самые важные звонки могут прервать работу руководителя; беспрепятственно могут проходить к руководителю только непосредственные заместители, все остальные — с разрешения секретаря в согласованное время; секретарь обязан соединять руководителя с нужным абонентом, вести книгу телефонных разговоров, напоминать о различных мероприятиях, следить за обеспечением готовыми к применению канцелярскими принадлежностями, направлять значительную часть корреспонденции исполнителям и т. д. Важными условиями эффективного руководства являются обеспечение достоверной информацией и умелая работа с документами. Борьбу с недостоверностью информации руководитель вынужден начинать с первых же дней работы путем личной проверки состояния дел во время обходов цехов и других подразделений и решительно пресекать попытки выдавать желаемое за действительное. Много времени (до 30 %) у директора уходит на работу с документами (напрмер, на просмотр корреспонденции). Это говорит о том, что в системе управления обращается много избыточной информации: внутри предприятия — до 30 %, в вышестоящие инстанции отправляется до 40 %, что заставляет руководителя фильтровать информацию: разрабатывать перечень документов, направляемых ему и заместителям, следить за соблюдением данного перечня, тем более, что накладывание резолюций на письмах (типа «К сведению», «К исполнению») вполне может выполнить секретарь. Как правило, в резолюциях руководителя должен указываться срок выполнения. Если руководитель предоставляет исполнителю право действовать в зависимости от обстоятельств, то накладывается резолюция типа «Постарайтесь помочь». Чтобы сократить время на просмотр почты, руководитель должен владеть методикой скорочтения. Существуют также правила подготовки деловых писем, соблюдение которых позволяет не только сократить время на такую работу, но и улучшить качество писем. Основные из них следующие: 1) письмо должно содержать максимум информации в минимуме слов и вмещаться на одной странице; 2) просьба, ради которой оно пишется, должна быть выражена четко и ясно в начале или в конце письма; 3) необходимо стремиться побудить адресата к положительному решению вопроса, показав важность выполнения просьбы для него же самого и подчеркнув, как много для Вас будет значить его помощь в решении данной проблемы. При этом полезно к письму приложить конверт с марками и обратным адресом и указать, что оплата Вами и главным бухгалтером гарантируется; 4) при подготовке письма следует использовать диктофон, надиктовав: форму бланка (включая образцы и пунктуацию), сколько и для кого сделать копий, окончательный ли это вариант или проект; 5) следует использовать (если это возможно) типовое письмо (с готовым текстом и пропусками для конкретизации просьбы).
Дата добавления: 2014-01-15; Просмотров: 922; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |